Вакуумные и технологические масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:51, реферат

Описание работы

Известно, что основное использование нефти - это производство топлив и масел (700 - 800 кг из каждой тонны нефти), что в первую очередь обусловлено огромными преимуществами нефтяных топлив перед другими их видами. К этим преимуществам относятся высокая теплота сгорания (40-43,5 МДж/кг), малая зольность (сотые доли процента), простота транспортировки, заправки (погрузки) и хранения, легкость регулирования расхода и процесса горения, и др.
Нефтяные масла широко применяют в (различных областях техники вплоть до ракетной, атомной и ко

Содержание работы

1. Введение 2стр.
2. Нефтяные масла 5стр.
3. Вакуумные масла 8стр.
4. Технологические масла 9стр.
5. Список литературы 12стр.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Нефтяное товароведение»

 

на тему: «Вакуумные и технологические масла»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

1.                  Введение                                                                                                                                            2стр.

2.                  Нефтяные масла                                                                                                                              5стр.

3.                  Вакуумные масла                                                                                                                8стр.

4.                  Технологические масла                                                                                                  9стр.

5.                  Список литературы                                                                                                                12стр.


Введение

 

Известно, что основное использование нефти - это производство топлив и масел (700 - 800 кг из каждой тонны нефти), что в первую очередь обусловлено огромными преимуществами нефтяных топлив перед другими их видами. К этим преимуществам относятся высокая теплота сгорания (40-43,5 МДж/кг), малая зольность (сотые доли процента), простота транспортировки, заправки (погрузки) и хранения, легкость регулирования расхода и процесса горения, и др.

Нефтяные масла широко применяют в (различных областях техники вплоть до ракетной, атомной и космической. В настоящее время мировое производство масел превышает 30 млн. т/год. Хотя стоимость масел (как и большинства нефтепродуктов) не столь велика, от их качества и правильного применения во многом зависит надежность и долговечность работы различного оборудования, гораздо более дорогого, чем сами масла. Одной из тенденций современного развития техники является максимальное увеличение срока службы смазочных материалов и сокращение затрат на техническое обслуживание. Так, срок службы масел в автомобильных карбюраторных двигателях увеличился до 20 - 25 тыс. км пробега, хотя сравнительно недавно не превышал 4 - 6 тыс. км. Только в результате применения высококачественных масел в 2 - 3 раза увеличен срок службы многих машин и механизмов. Качество самих масел улучшают совершенствованием технологии их производства и широким использованием высокоэффективных присадок.

В зависимости от назначения нефтяные масла выполняют следующие основные функции: уменьшают силу трения между перемещающимися друг относительно друга поверхностями; снижают износ и предотвращают задир (заедание) трущихся поверхностей; защищают металлы от коррозионного воздействия окружающей среды; отводят тепло, выделяющееся в результате трения, и охлаждают детали; уплотняют зазоры между сопряженными деталями; удаляют с трущихся поверхностей загрязнения и продукты износа, образующиеся в зоне трения. Кроме того, нефтяные масла служат рабочими жидкостями в гидравлических передачах; (создают электрическую изоляцию в трансформаторах, конденсаторах и масляных выключателях; снижают вибрацию и шум; защищают детали узлов трения от ударных нагрузок; используются для приготовления присадок, смазок и т. п.

Практически невозможно получить масла, хорошо выполняющие все указанные функции, В этом и нет необходимости, так как в зависимости от условий применения масла выполняют лишь одну - две основные функции, что и обеспечивает их надежную работу. Независимо от условий применения и назначения нефтяные масла должны: надежно выполнять свои функции в широком диапазоне температур, удельных нагрузок и скоростей перемещения трущихся поверхностей; в минимальной степени изменять свои свойства в условиях эксплуатации; оказывать минимальное воздействие на контактирующие с ними материалы; максимально полно удовлетворять правилам техники безопасности и в минимальной степени загрязнять окружающую среду (иметь хорошие экологические свойства); быть обеспечены постоянной сырьевой базой и экономичны в эксплуатации, иметь невысокую стоимость. Кроме того, к маслам предъявляют некоторые специфические требования (минимальная вспениваемость, высокая газостойкость, хорошие диэлектрические и оптические свойства и т. п.).

 

Нефтяные масла

 

Общая выработка масел из нефти невелика и составляет 1,5 -2,0% от суммарной переработки нефти, при этом технология их получения более сложная и энергоемкая, чем технология производства топлив.

 

 

Рис. 1. Упрощенная схема получения нефтяных масел, парафинов и церезинов.

ВП – вакуумная перегонка; ГДО – гидроочистка; ДА – деасфальтизация; ОбМ – обезмасливание; СлО – селективная очистка; СК – станция компаундирования; ДП – депарафинизация; Ф – фильтраты.

На рис. 1 показана укрупненная схема получения масел из остатка первичной дистилляции нефти - мазута. Вакуумной перегонкой из него выделяют обычно две дистиллятные фракции - маловязкую (350 - 420°С) и вязкую (420 - 500°С), а также остаток - гудрон (выше 500°С). Из них соответственно вырабатывают в конечном итоге базовые дистиллятные масла (маловязкое и вязкое) и базовое высоковязкое остаточное масло, из которых компаундированием и вводом присадок получают товарные масла различного назначения.

Сущность технологии получения базовых масел из дистиллятов и остатка - многоступенчатая очистка дистиллятов от нежелательных примесей и групп углеводородов.

Из остатка вначале удаляют асфальтены - деасфальтизация (ДА). На следующей стадии дистилляты и деасфальтизованный остаток подвергают  очистке селективными растворителями (селективная очистка - СлО) от высокомолекулярных ароматических соединений, нежелательных в маслах, поскольку они придают им низкий индекс вязкости, высокую коксогенность. После этого очищенные продукты депарафинируют (ДП) с выделением концентратов н-алканов С20 - С35 (гачи) и изоалканов С35 и выше (петролатум), для того чтобы обеспечить низкие температуры застывания масел.

Завершающей стадией является гидроочистка, при которой базовые масла осветляются (гидрированием оставшихся смолистых веществ) и из них удаляются частично серо- и азотсодержащие соединения.

В итоге этих очисток в базовых маслах концентрируются главным образом нафтеноизопарафиновые углеводороды, а также низкомолекулярные ароматические углеводороды с длинными боковыми цепями.

Ассортимент товарных масел будет зависеть от химического состава базовых масел, который, в свою очередь, определяется химическим составом тяжелой части природной нефти, поскольку в процессе получения масел не происходит химических превращений углеводородов нефти и только концентрируются желательные для масел углеводороды.

Приготовление товарных масел осуществляют путем компаундирования, т.е. смешением дистиллятных и остаточных базовых масел подбирается требуемое по вязкости и индексу вяз кости, температуре вспышки и еще нескольким показателям качества масло. Удовлетворение же норм на эксплуатационные свойства масел достигается вводом присадок, которые в большинстве своем являются модифицирующими. Количество при­садок и их ассортимент по функциональному действию определяются маркой и областью применения масла, а общее их количество составляет в масле от 2 - 3% до 15 - 17%, т. е. почти на порядок выше, чем в топливах.

Перечень присадок к маслам также шире, чем к топливам, и включает следующие присадки:

                   вязкостные (загущающие), изменяющие вязкость и индекс вязкости масла  полиизобутилен, полиметакрилат и др.);

                   антиокислительные, предотвращающие окисление масла в нормальных условиях и при высокой температуре в контакте с воздухом в двигателях внутреннего сгорания (ДФ-11, ВНИИ НП-354 и др.);

                   антифрикционные*, снижающие трение масла в пленке между трущимися поверхностями;

                    противоизносные*, способствующие предохранению трущихся поверхностей от прямого контакта и износа за счет удерживаемой между ними пленки масла;

                    противозадирные*, предотвращающие сухой контакт трущихся поверхностей при больших (ударных) нагрузках (последние три, отмеченные*, - это в основном синтетические жирные кислоты и соли нафтеновых кислот);

                   противокоррозионные и ингибиторы коррозии (сульфо-кислоты и также соли нафтеновых кислот);

                   депрессорные, для понижения температуры застывания (продукты алкилирования нафталина или фенола, хлорпарафины и др.);

                   моющие и диспергирующие, предотвращающие осаждение продуктов окисления масла на металлических поверхностях в виде нагара (сульфонаты бариевые, кальциевые, полиметил-силоксаны и др.);

                   антипенные, предотвращающие образование стойкой масляной пены (полиметилсилоксаны);

                   адгезионные, предотвращающие растекание масла из точек смазки, например в узлах трения приборов (фторорганические соединения).

Наряду с индивидуальными для масел выпускаются многофункциональные и многокомпонентные присадки.

Многофункциональные присадки - присадки, обладающие двумя и более функциональными действиями. Например, присадка ЦИАТИМ-339 улучшает моющие, противоизносные и противокоррозионные свойства масла, а присадка ВНИИ НП-370 - моющие, противоизносные и антиокислительные свойства.

Многокомпонентные присадки - это так называемые пакеты нескольких присадок, каждая из которых улучшает одно или несколько свойств масел. Такой вид присадок очень удобен в технологии выработки товарных масел и получил наибольшее применение.

Номенклатура товарных нефтяных масел многочисленна, и по своему назначению их можно классифицировать следующим образом:

Смазочные:

-                      моторные

-                      индустриальные

-                      трансмиссионные

-                      турбинные

-                      компрессорные

-                      цилиндровые

-                      осевые

-                      прокатные

-                      приборные

Специальные:

-                      гидравлические

-                      электроизоляционные

-                      вакуумные

-                      технологические

-                      защитные

-                      медицинские

 

Вакуумные масла

 

Широкое внедрение вакуумной технологии во многих отраслях промышленности, совершенствование вакуумной техники определяют потребность в вакуумсоздающем оборудовании и рабочих жидкостях для него.

Решение проблемы создания вакуума невозможно без качественных вакуумных рабочих жидкостей, так как степень достигаемого вакуума в значительной мере зависит от их эксплуатационных свойств.

Вакуумное масло вырабатывают из малосернистых безпарафинистых нефтей путем глубокой очистки их узких фракций и с применением дополнительно 1-2 ступеней тонкой вакуумной дистиляции.

Вакуумное масло, жидкость с низким давлением пара при комнатной температуре; относится к вакуумным материалам.

Основная область применения вакуумных масел - объемные вакуумные насосы (высоковакуумные паромасляные, механические с масляным уплотнением, бустерные паромасляные, пароструйные, а также для наполнения жидкостных вакуумметров).

При выборе вакуумной жидкости следует учитывать не только характеристики насосов, но и совместимость жидкости с оборудованием, в котором она будет перекачиваться, конструкционными уплотнительными материалами и откачиваемой средой. Как рабочая жидкость паромасляных вакуумных насосов, вакуумное масло должно обладать, возможно, более низкой упругостью пара при рабочей температуре в насосе и термической стойкостью, а также быть химически инертным по отношению к кислороду воздуха и откачиваемым газам. Вакуумное масло получают вакуумной дистилляцией природных и синтетических жидкостей; по химическому составу различают минеральные, кремнийорганические и др. Наибольшее применение в вакуумной технике нашли минеральные и кремнийорганические вакуумные масла

 

Технологические масла

 

Технологические смазочные материалы, один из видов смазочных материалов, применяемых в технологических процессах с целью их ускорения и снижения энергетических затрат, выполнения некоторых технологических функций, а также для улучшения качества обрабатываемых поверхностей. Технологические смазочные материалы подразделяют на технологические масла, технологические смазки и твердые смазки.

Технологические масла - главным образом смеси маловязких нефтяных дистиллятных масел, животных и раститительных жиров, а также мыл. В состав масел иногда вводят антиокислительные, загущающие, противозадирные, эмульгирующие, улучшающие адгезионную способность и др. функцией.

Информация о работе Вакуумные и технологические масла