Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:51, реферат
Известно, что основное использование нефти - это производство топлив и масел (700 - 800 кг из каждой тонны нефти), что в первую очередь обусловлено огромными преимуществами нефтяных топлив перед другими их видами. К этим преимуществам относятся высокая теплота сгорания (40-43,5 МДж/кг), малая зольность (сотые доли процента), простота транспортировки, заправки (погрузки) и хранения, легкость регулирования расхода и процесса горения, и др.
Нефтяные масла широко применяют в (различных областях техники вплоть до ракетной, атомной и ко
1. Введение 2стр.
2. Нефтяные масла 5стр.
3. Вакуумные масла 8стр.
4. Технологические масла 9стр.
5. Список литературы 12стр.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Контрольная работа
по дисциплине
«Нефтяное товароведение»
на тему: «Вакуумные и технологические масла»
Содержание
1. Введение 2стр.
2. Нефтяные масла 5стр.
3. Вакуумные масла 8стр.
4. Технологические масла 9стр.
5. Список литературы 12стр.
Введение
Известно, что основное использование нефти - это производство топлив и масел (700 - 800 кг из каждой тонны нефти), что в первую очередь обусловлено огромными преимуществами нефтяных топлив перед другими их видами. К этим преимуществам относятся высокая теплота сгорания (40-43,5 МДж/кг), малая зольность (сотые доли процента), простота транспортировки, заправки (погрузки) и хранения, легкость регулирования расхода и процесса горения, и др.
Нефтяные масла широко применяют в (различных областях техники вплоть до ракетной, атомной и космической. В настоящее время мировое производство масел превышает 30 млн. т/год. Хотя стоимость масел (как и большинства нефтепродуктов) не столь велика, от их качества и правильного применения во многом зависит надежность и долговечность работы различного оборудования, гораздо более дорогого, чем сами масла. Одной из тенденций современного развития техники является максимальное увеличение срока службы смазочных материалов и сокращение затрат на техническое обслуживание. Так, срок службы масел в автомобильных карбюраторных двигателях увеличился до 20 - 25 тыс. км пробега, хотя сравнительно недавно не превышал 4 - 6 тыс. км. Только в результате применения высококачественных масел в 2 - 3 раза увеличен срок службы многих машин и механизмов. Качество самих масел улучшают совершенствованием технологии их производства и широким использованием высокоэффективных присадок.
В зависимости от назначения нефтяные масла выполняют следующие основные функции: уменьшают силу трения между перемещающимися друг относительно друга поверхностями; снижают износ и предотвращают задир (заедание) трущихся поверхностей; защищают металлы от коррозионного воздействия окружающей среды; отводят тепло, выделяющееся в результате трения, и охлаждают детали; уплотняют зазоры между сопряженными деталями; удаляют с трущихся поверхностей загрязнения и продукты износа, образующиеся в зоне трения. Кроме того, нефтяные масла служат рабочими жидкостями в гидравлических передачах; (создают электрическую изоляцию в трансформаторах, конденсаторах и масляных выключателях; снижают вибрацию и шум; защищают детали узлов трения от ударных нагрузок; используются для приготовления присадок, смазок и т. п.
Практически невозможно получить масла, хорошо выполняющие все указанные функции, В этом и нет необходимости, так как в зависимости от условий применения масла выполняют лишь одну - две основные функции, что и обеспечивает их надежную работу. Независимо от условий применения и назначения нефтяные масла должны: надежно выполнять свои функции в широком диапазоне температур, удельных нагрузок и скоростей перемещения трущихся поверхностей; в минимальной степени изменять свои свойства в условиях эксплуатации; оказывать минимальное воздействие на контактирующие с ними материалы; максимально полно удовлетворять правилам техники безопасности и в минимальной степени загрязнять окружающую среду (иметь хорошие экологические свойства); быть обеспечены постоянной сырьевой базой и экономичны в эксплуатации, иметь невысокую стоимость. Кроме того, к маслам предъявляют некоторые специфические требования (минимальная вспениваемость, высокая газостойкость, хорошие диэлектрические и оптические свойства и т. п.).
Нефтяные масла
Общая выработка масел из нефти невелика и составляет 1,5 -2,0% от суммарной переработки нефти, при этом технология их получения более сложная и энергоемкая, чем технология производства топлив.
Рис. 1. Упрощенная схема получения нефтяных масел, парафинов и церезинов.
ВП – вакуумная перегонка; ГДО – гидроочистка; ДА – деасфальтизация; ОбМ – обезмасливание; СлО – селективная очистка; СК – станция компаундирования; ДП – депарафинизация; Ф – фильтраты.
На рис. 1 показана укрупненная схема получения масел из остатка первичной дистилляции нефти - мазута. Вакуумной перегонкой из него выделяют обычно две дистиллятные фракции - маловязкую (350 - 420°С) и вязкую (420 - 500°С), а также остаток - гудрон (выше 500°С). Из них соответственно вырабатывают в конечном итоге базовые дистиллятные масла (маловязкое и вязкое) и базовое высоковязкое остаточное масло, из которых компаундированием и вводом присадок получают товарные масла различного назначения.
Сущность технологии получения базовых масел из дистиллятов и остатка - многоступенчатая очистка дистиллятов от нежелательных примесей и групп углеводородов.
Из остатка вначале удаляют асфальтены - деасфальтизация (ДА). На следующей стадии дистилляты и деасфальтизованный остаток подвергают очистке селективными растворителями (селективная очистка - СлО) от высокомолекулярных ароматических соединений, нежелательных в маслах, поскольку они придают им низкий индекс вязкости, высокую коксогенность. После этого очищенные продукты депарафинируют (ДП) с выделением концентратов н-алканов С20 - С35 (гачи) и изоалканов С35 и выше (петролатум), для того чтобы обеспечить низкие температуры застывания масел.
Завершающей стадией является гидроочистка, при которой базовые масла осветляются (гидрированием оставшихся смолистых веществ) и из них удаляются частично серо- и азотсодержащие соединения.
В итоге этих очисток в базовых маслах концентрируются главным образом нафтеноизопарафиновые углеводороды, а также низкомолекулярные ароматические углеводороды с длинными боковыми цепями.
Ассортимент товарных масел будет зависеть от химического состава базовых масел, который, в свою очередь, определяется химическим составом тяжелой части природной нефти, поскольку в процессе получения масел не происходит химических превращений углеводородов нефти и только концентрируются желательные для масел углеводороды.
Приготовление товарных масел осуществляют путем компаундирования, т.е. смешением дистиллятных и остаточных базовых масел подбирается требуемое по вязкости и индексу вяз кости, температуре вспышки и еще нескольким показателям качества масло. Удовлетворение же норм на эксплуатационные свойства масел достигается вводом присадок, которые в большинстве своем являются модифицирующими. Количество присадок и их ассортимент по функциональному действию определяются маркой и областью применения масла, а общее их количество составляет в масле от 2 - 3% до 15 - 17%, т. е. почти на порядок выше, чем в топливах.
Перечень присадок к маслам также шире, чем к топливам, и включает следующие присадки:
вязкостные (загущающие), изменяющие вязкость и индекс вязкости масла полиизобутилен, полиметакрилат и др.);
антиокислительные, предотвращающие окисление масла в нормальных условиях и при высокой температуре в контакте с воздухом в двигателях внутреннего сгорания (ДФ-11, ВНИИ НП-354 и др.);
антифрикционные*, снижающие трение масла в пленке между трущимися поверхностями;
противоизносные*, способствующие предохранению трущихся поверхностей от прямого контакта и износа за счет удерживаемой между ними пленки масла;
противозадирные*, предотвращающие сухой контакт трущихся поверхностей при больших (ударных) нагрузках (последние три, отмеченные*, - это в основном синтетические жирные кислоты и соли нафтеновых кислот);
противокоррозионные и ингибиторы коррозии (сульфо-кислоты и также соли нафтеновых кислот);
депрессорные, для понижения температуры застывания (продукты алкилирования нафталина или фенола, хлорпарафины и др.);
моющие и диспергирующие, предотвращающие осаждение продуктов окисления масла на металлических поверхностях в виде нагара (сульфонаты бариевые, кальциевые, полиметил-силоксаны и др.);
антипенные, предотвращающие образование стойкой масляной пены (полиметилсилоксаны);
адгезионные, предотвращающие растекание масла из точек смазки, например в узлах трения приборов (фторорганические соединения).
Наряду с индивидуальными для масел выпускаются многофункциональные и многокомпонентные присадки.
Многофункциональные присадки - присадки, обладающие двумя и более функциональными действиями. Например, присадка ЦИАТИМ-339 улучшает моющие, противоизносные и противокоррозионные свойства масла, а присадка ВНИИ НП-370 - моющие, противоизносные и антиокислительные свойства.
Многокомпонентные присадки - это так называемые пакеты нескольких присадок, каждая из которых улучшает одно или несколько свойств масел. Такой вид присадок очень удобен в технологии выработки товарных масел и получил наибольшее применение.
Номенклатура товарных нефтяных масел многочисленна, и по своему назначению их можно классифицировать следующим образом:
Смазочные:
- моторные
- индустриальные
- трансмиссионные
- турбинные
- компрессорные
- цилиндровые
- осевые
- прокатные
- приборные
Специальные:
- гидравлические
- электроизоляционные
- вакуумные
- технологические
- защитные
- медицинские
Широкое внедрение вакуумной технологии во многих отраслях промышленности, совершенствование вакуумной техники определяют потребность в вакуумсоздающем оборудовании и рабочих жидкостях для него.
Решение проблемы создания вакуума невозможно без качественных вакуумных рабочих жидкостей, так как степень достигаемого вакуума в значительной мере зависит от их эксплуатационных свойств.
Вакуумное масло вырабатывают из малосернистых безпарафинистых нефтей путем глубокой очистки их узких фракций и с применением дополнительно 1-2 ступеней тонкой вакуумной дистиляции.
Вакуумное масло, жидкость с низким давлением пара при комнатной температуре; относится к вакуумным материалам.
Основная область применения вакуумных масел - объемные вакуумные насосы (высоковакуумные паромасляные, механические с масляным уплотнением, бустерные паромасляные, пароструйные, а также для наполнения жидкостных вакуумметров).
При выборе вакуумной жидкости следует учитывать не только характеристики насосов, но и совместимость жидкости с оборудованием, в котором она будет перекачиваться, конструкционными уплотнительными материалами и откачиваемой средой. Как рабочая жидкость паромасляных вакуумных насосов, вакуумное масло должно обладать, возможно, более низкой упругостью пара при рабочей температуре в насосе и термической стойкостью, а также быть химически инертным по отношению к кислороду воздуха и откачиваемым газам. Вакуумное масло получают вакуумной дистилляцией природных и синтетических жидкостей; по химическому составу различают минеральные, кремнийорганические и др. Наибольшее применение в вакуумной технике нашли минеральные и кремнийорганические вакуумные масла
Технологические масла
Технологические смазочные материалы, один из видов смазочных материалов, применяемых в технологических процессах с целью их ускорения и снижения энергетических затрат, выполнения некоторых технологических функций, а также для улучшения качества обрабатываемых поверхностей. Технологические смазочные материалы подразделяют на технологические масла, технологические смазки и твердые смазки.
Технологические масла - главным образом смеси маловязких нефтяных дистиллятных масел, животных и раститительных жиров, а также мыл. В состав масел иногда вводят антиокислительные, загущающие, противозадирные, эмульгирующие, улучшающие адгезионную способность и др. функцией.