Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:16, реферат
Композиционный материaл - искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с четкой границей раздела между ними. В большинстве композитов (за исключением слоистых) компоненты можно разделить на матрицу и включенные в нее армирующие элементы. В композитах конструкционного назначения армирующие элементы обычно обеспечивают необходимые механические характеристики материала (прочность, жесткость и т.д.), а матрица обеспечивает совместную работу армирующих элементов и защиту их от механических повреждений и агрессивной химической среды.
В таблице 2 и 3 представлены свойства нитевидных кристаллов и непрерывных волокон.
Таблица 2 – Непрерывные волокна
Упрочни-тель |
Температура плавления, °С |
Плотность, кг/м3 |
Предел прочности, Гн/м2 |
Удельная прочность, Мн•м/кг |
Модуль упругости, Гн/м2 |
Удельный модуль упругости, Мн•м/кг |
Al2O3 |
2050 |
3960 |
2,1 |
0,53 |
450 |
113 |
B |
2170 |
2630 |
3,5 |
1,33 |
420 |
160 |
С |
3650 |
1700 |
2,5 |
1,47 |
250-400 |
147-235 |
B4C |
2450 |
2360 |
2,3 |
0,98 |
490 |
208 |
SiC |
2650 |
3900 |
2,5 |
0,64 |
480 |
123 |
W |
3400 |
19400 |
4,2 |
0,22 |
410 |
21 |
Mo |
2620 |
10200 |
2,2 |
0,21 |
360 |
35 |
Be |
1285 |
1850 |
1,5 |
0,81 |
240 |
130 |
Таблица 3 – Нитевидные кристаллы
Упрочни-тель |
Температу-ра плавления, °С |
Плотность, кг/м3 |
Предел прочности, Гн/м2 |
Удельная прочность, Мн•м/кг |
Модуль упругости, Гн/м2 |
Удельный модуль упругости, Мн•м/кг |
Al2O3 |
2050 |
3960 |
28* |
7,1 |
500 |
126 |
AlN |
2400 |
3300 |
15* |
4,55 |
380 |
115 |
B4C |
2450 |
2520 |
14* |
5,55 |
480 |
190 |
SiC |
2650 |
3218 |
24* |
8,4 |
580 |
180 |
Si2N4 |
1900 |
3180 |
15* |
4,72 |
495 |
155 |
C |
3650 |
1700 |
21* |
12,35 |
700 |
410 |
В узлах конструкций,
требующих наибольшего
волокнами, что позволяет
повысить в 1,5—2 раза удельную
конструктивную прочность по
сравнению с
Весьма перспективны КМ, армированные нитевидными кристаллами (усами) керамических, полимерных и др. материалов. Размеры усов обычно составляют от долей до нескольких мкм по диаметру и примерно 10—15 мм по длине.
Разрабатываются КМ со специальными свойствами, например радиопрозрачные материалы и радиопоглощающие материалы, материалы для тепловой защиты орбитальных космических аппаратов, с малым коэффициентом линейного термического расширения и высоким удельным модулем упругости и другие. Свойства КМ на основе алюминия и магния (прочность, модуль упругости, усталостная и длительная прочность) более чем в 2 раза (до 500 °С) выше, чем у обычных сплавов. К. м. на никелевой и кобальтовой основах увеличивают уровень рабочих температур от 1000 до 1200 °С, а на основе тугоплавких металлов и соединений — до 1500—2000 ° Повышение прочностных и упругих свойств материалов позволяет существенно облегчить конструкции, а увеличение рабочих температур этих материалов даёт возможность повысить мощность двигателей, машин и агрегатов [8].
Области применения КМ многочисленны; кроме авиационно-космической, ракетной и других специальных отраслей техники, они могут быть успешно применены в энергетическом турбостроении, в автомобильной промышленности — для деталей двигателей и кузовов автомашин; в машиностроении — для корпусов и деталей машин; в горнорудной промышленности — для бурового инструмента, буровых машин и др.; в металлургической промышленности — в качестве огнеупорных материалов для футеровки печей, кожухов и другой арматуры печей, наконечников термопар; в строительстве — для пролётов мостов, опор мостовых ферм, панелей для высотных сборных сооружений и др.; в химической промышленности — для автоклавов, цистерн, аппаратов сернокислотного производства, ёмкостей для хранения и перевозки нефтепродуктов и др.; в текстильной промышленности — для деталей прядильных машин, ткацких станков и др.; в сельскохозяйственном машиностроении — для режущих частей плугов, дисковых косилок, деталей тракторов и др.; в бытовой технике — для деталей стиральных машин, рам гоночных велосипедов, деталей радиоаппаратуры и др [3].
Применение КМ в ряде случаев потребует создания новых методов изготовления деталей и изменения принципов конструирования деталей и узлов конструкций.
В волокнистых композиционных материалах волокна воспринимают основные напряжения, возникающие в композите при действии внешних нагрузок, и обеспечивают прочность и жесткость композиции в направлении ориентации волокон. Матрица, заполняющая межволокнистое пространство, обеспечивает совместную работу отдельных волокон за счет собственной жесткости и взаимодействия, существующего на границе раздела матрица - волокно. Механические свойства волокнистого композиционного материала определяются тремя основными параметрами: высокой прочностью армирующих волокон, жесткостью матрицы и прочностью связи на границе матрица-волокно[5].
Для упрочнения алюминия, магния и их сплавов применяют борные и углеродные волокна, а также волокна из тугоплавких соединений (карбидов, нитридов, боридов и оксидов), имеющих высокие прочность и модуль упругости. Так, волокна карбида кремния диаметром 100 мкм имеют
равные 2500-3500 МПа, Е = 450 ГПа. Нередко используют в качестве волокон проволоку из высокопрочных сталей.
Для армирования
титана и его сплавов
Повышение жаропрочности никелевых сплавов достигается армированием их вольфрамовой или молибденовой проволокой. Металлические волокна используют и в тех случаях, когда требуются высокие теплопроводность и электропроводимость. Перспективными упрочнителями для высокопрочных и высокомодульных волокнистых композиционных материалов являются нитевидные кристаллы из оксида и нитрида алюминия, карбида и нитрида кремния, карбида бора и др., имеющие = 15000¸28000 МПа и Е = 400¸600 ГПа[1].
Композиционные материалы на металлической основе обладают высокой прочностью и жаропрочностью, в то же время они мaлопластичны. Однако волокна в композиционных материалах уменьшают скорость распространения трещин, зарождающихся в матрице, и практически полностью исчезает внезапное хрупкое разрушение. Отличительной особенностью волокнистых одноосных композиционных материалов являются анизотропия механических свойств вдоль и поперек волокон и малая чувствительность к концентраторам напряжения.
Рассмотрим зависимость и бороалюминевого композиционного материала от содержания борного волокна вдоль и поперек оси армирования. Чем больше объемное содержание волокон, тем выше , и вдоль оси армирования. Однако необходимо учитывать, что матрица может передавать напряжения волокнам только в том случае, когда существует прочная связь на поверхности раздела армирующее волокно – матрица. Для предотвращения контакта между волокнами матрица должна полностью окружать все волокна, что достигается при содержании ее не менее 15-20 %.
Матрица и волокно не должны между собой взаимодействовать (должна отсутствовать взаимная диффузия) при изготовлении и эксплуатации, так как это может привести к понижению прочности композиционного материала.
Анизотропия свойств волокнистых композиционных материалов учитывается при конструировании деталей для оптимизации свойств путем согласования поля сопротивления с полями напряжения.
Армирование алюминиевых, магниевых и титановых сплавов непрерывными тугоплавкими волокнами бора, карбида кремния, доборида титана и оксида алюминия значительно повышает жаропрочность. Особенностью композиционных материалов является малая скорость разупрочнения во времени с повышением температуры[4].
Основным недостатком композиционных материалов с одно и двумерным армированием является низкое сопротивление межслойному сдвигу и поперечному обрыву. Этого лишены материалы с объемным армированием.
4 Заключение
В последнее время материаловеды экспериментируют с целью создать более удобные в производстве, а значит — и более дешёвые материалы. Исследуются саморастущие кристаллические структуры, склеенные в единую массу полимерным клеем (цементы с добавками водорастворимых клеев), композиции из термопласта с короткими армирующими волоконцами и пр.
Композиционные материалы с неметаллической матрицей, а именно полимерные карбоволокниты используют в судо- и автомобилестроении (кузова гоночных машин, шасси, гребные винты); из них изготовляют подшипники, панели отопления, спортивный инвентарь, части ЭВМ. Высокомодульные карбоволокниты применяют для изготовления деталей авиационной техники, аппаратуры для химической промышленности, в рентгеновском оборудовании и другом.
Карбоволокниты с углеродной матрицей заменяют различные типы графитов. Они применяются для тепловой защиты, дисков авиационных тормозов, химически стойкой аппаратуры.
Применение композиционных материалов обеспечивает новый качественный скачек в увеличении мощности двигателей, энергетических и транспортных установок, уменьшении массы машин и приборов[2].
Технология получения полуфабрикатов и изделий из композиционных материалов достаточно хорошо отработана.
Список литературы
1. Липатов, Ю. С. Композиционные
материалы [ Текст] : Композиционные
материалы:справочник/Ю.С.
Изд-во «Наукова думка», 1985. -294 с.
2. А. Т. Туманов, К. И. Портной. Волокнистые композиционные материалы [ Текст] : Волокнистые композиционные материалы, пер. с англ., М., 1967: Туманов А. Т., Портной К. И.
3. Любина Дж.Справочник
по композиционным материалам [ Текст]
: Справочник по композиционным материалам:В
2-х кн.кн 1/ Под ред.Дж.Любина;Пер с англ.А.Б.
Геллера,М.М. Гельмонта:Под ред.Б.Э. Геллера.-М.:Машиностроение,
4. Браутмана, Л. Структура и свойства композиционных материалов [ Текст] : Структура и свойства композиционных материалов, М., 1979; Композиционные материалы, под ред. Л. Браутмана, Р. Крока, пер. с англ., т. 1-8, М., 1978
5. Салибеков, С. Е. Композиционные материалы [ Текст] :
Композиционные материалы, М., 1981; Салибеков С. Е., Строганова В. Ф.
6. Арзамасова, Б.Н. Материаловедение [ Текст]: Материаловедение:учебник для вузов/Под ред. Б.Н Арзамасова.-М.:Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана,2005.-528с.
7. Карпинос, Д. М. Композиционные материалы [ Текст] :
Композиционные материалы. Справочник. - Киев, Наукова думка
8. Ковалевская, Ж. Г. Основы материаловедения [ Текст] :
Основы материаловедения.
Содержание
Введение……………………………………………………….
1 Классификация
волокнистых композиционных
2 Формирование
волокнистых композиционных
3Свойства и применение волокнистых композиционных материалов…….9
4 Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………