Законодательная метрология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Метрология как наука и область практической деятельности имеет древние корни. На протяжении развития человеческого общества измерения были основой взаимоотношений людей между собой, с окружающими предметами, природой. При этом вырабатывались определенные представления о размерах, формах, свойствах предметов и явлений, а также правила и способы их сопоставления. Раздробленность территорий и населяющих их народов обуславливала индивидуальность этих правил и способов. Поэтому появлялось множество единиц для измерения одних и тех же величин.

Файлы: 1 файл

моя курсовая - надзор.docx

— 218.80 Кб (Скачать файл)

Определяя ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных  лиц, в то же время ФЗ защищает заявителя  от избыточных требований, обязывает  сообщать лицам, права и законные интересы которых были нарушены в  процессе поверок, о принятых мерах, создаёт предпосылки для сотрудничества контролируемой и контролирующей сторон. В случае совершения противоправных действий (бездействия) органы государственного контроля (надзора) и их должностные  лица несут ответственность в  соответствии с законодательством  РФ (ст. 35).

Ответственность за несоблюдение требований технических  регламентов (ст. 36) устанавливается  при нарушении требований регламентов; неисполнении предписаний и решений  органа государственного контроля (надзора); причинении вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, а также жизни и здоровью животных и растений в результате нарушения  требований технических регламентов  или при угрозе причинения такого вреда. В первом и втором случаях  изготовитель несёт ответственность  в соответствии с законодательством, в третьем и четвёртом случаях  изготовитель обязан возместить причинённый  вред независимо от позиции потерпевших.

В соответствии с ФЗ источником информации о несоответствии продукции требованиям регламентов (ст. 37) может быть изготовитель, продавец, иностранный изготовитель или, например, приобретатель, общество (орган) по защите прав потребителей и др. Указанные  лица обязаны довести эту информацию до органов контроля (надзора) или  других государственных органов. Изготовитель (в т.ч. иностранный) и продавец после  получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов (ст. 38) проверяет достоверность полученной информации, принимает меры по не увеличению возможного вреда от обращения продукции, разрабатывает программу мероприятий по предотвращению вреда, согласовывает её с органом государственного контроля (надзора) и реализует программу. При необходимости производство приостанавливается. Закон определяет права государственного контроля и предварительный отзыв продукции (ст. 39 и 40) при несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Органы государственного контроля (надзора) координируют свои действия с изготовителем, вправе организовать получение дополнительных материалов. Они привлекают специалистов, выдают предписание о разработке изготовителем  мероприятий по предотвращению причиненного вреда, контролируют реализацию этих мероприятий  и др. В случае невыполнения изготовителем  предписания орган государственного контроля вправе обращаться в суд  с иском о принудительном отзыве продукции. Нарушение закона в отношении  отзыва продукции может повлечь  за собой применение уголовного или  административного воздействия. В  случае неисполнения ответчиком решения  суда в установленный срок исполнение решения суда осуществляется в порядке, установленном законодательством  РФ. При этом истец вправе информировать  приобретателей через средства массовой информации о принудительном отзыве продукции. В случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля вправе выдать предписание о приостановке реализации этой продукции и (или) информировать приобретателей через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции. Изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе обжаловать указанные в вышеуказанном пункте действия органа государственного контроля (надзора) в судебном порядке. В случае принятия судебного решения о неправомерности действий органа государственного контроля (надзора) вред, причиненный изготовителю (лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя) действиями органа государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Проблемы и  задачи в области законодательной  метрологии на современном этапе

Основополагающим этапом развития законодательной метрологии в Российской Федерации можно  считать 1993 год, когда был принят Закон «Об обеспечении единства измерений», который впервые на высшем уровне установил основные нормы  и правила управления метрологической деятельностью в стране.

Тот факт, что при его  подготовке был максимально учтен  международный и отечественный  опыт, позволил российской метрологии достойно выполнять главную задачу - обеспечить защиту общества и государства  от недостоверных результатов измерений.

За эти годы метрологам России пришлось решать много проблем, связанных с переходом экономики  страны на рыночные отношения. Остро  стояла задача сохранения и восполнения  эталонной базы, разработки нормативных  документов, регламентирующих положения  Закона, формирования адаптированной к рынку метрологической инфраструктуры, поиска дополнительных источников финансирования, сохранения научного и кадрового  потенциала и т.д.

Сегодня с удовлетворением  можно отметить, что метрологи  России успешно справились с этими  задачами, но жизнь и изменяющееся законодательство ставят новые.

Основной задачей законодательной  метрологии было и остается создание необходимых и соответствующих  состоянию развития экономики и  общества условий для обеспечения  единства и достоверности измерений  на национальном и международном  уровнях. Минувшие десять лет после  принятия Закона «Об обеспечении единства измерений» показали, с одной стороны, его дееспособность, а с другой - несоответствие ряда положений быстро меняющейся экономической ситуации в стране и мире.

Глобализация мировой  торговли, международная интеграция и курс на создание глобальной системы  измерений, внедрение новейших технологий, повышение затрат на содержание эталонной  базы на международном и национальном уровнях, новые направления развития науки и техники, принятие ряда законов, прямо относящихся к метрологии, курс России на вступление в ВТО - вот  далеко не полный перечень предпосылок  к реформированию законодательной  метрологии в Российской Федерации. К этому следует добавить и то, что система управления метрологической деятельностью в стране и е¨ основа - Государственная метрологическая служба - в силу объективных и субъективных причин - по некоторым вопросам вступила в противоречие с действующим международным и национальным законодательством.

В связи с этим ВНИИМС приступил к разработке проекта  Федерального закона, учитывающего десятилетнюю практику применения действующего Закона, положения Федерального закона «О техническом  регулировании» и гармонизированного с соответствующими документами  Международной организации законодательной  метрологии.

В соответствии с этим в  основу проекта Федерального закона могут быть положены новые подходы  к решению ряда задач по вопросам:

- изменения состава и  видов нормативных правовых актов  по обеспечению единства измерений  (с учетом категории технических  регламентов);

- правового положения  федерального органа исполнительной  власти в области обеспечения  единства измерений, принимая  во внимание предстоящее изменение  статуса и компетенции Госстандарта  России;

- разграничения государственного  метрологического надзора и комплекса  работ, связанных с «допуском  средств измерений в обращение», к которым относятся: утверждение  типа, декларирование и поверка  средств измерений, а также  лицензирование изготовления и  ремонта средств измерений;

- распространения, с учетом  достигнутого уровня технологий  и производства, государственного  регулирования в области обеспечения  единства измерений также на  средства контроля и испытательное  оборудование, равно как и на  методики выполнения испытаний  и контроля;

- сужения сферы распространения  государственного метрологического  надзора с переносом акцента  на сферы действия технических  регламентов. В результате будет  несколько ограничена номенклатура  средств измерений, подлежащих поверке и расширена область применения калибровки средств измерений.

При определении положений, касающихся вопросов состояния и  применения средств контроля и испытательного оборудования, предполагается принять  во внимание, что испытания и контроль, имеющие широкое распространение  на практике, характеризуются метрологическими свойствами, имеющими определяющее значение в процессе их эксплуатации. В то же время методическое и правовое обеспечение этих операций отсутствует. Правильная организация работ по метрологической аттестации испытательного оборудования и средств контроля позволит получить объективную информацию о достигнутом уровне достоверности  и единства этих операций.

Реализация этих замыслов позволит:

- определить место и  роль законодательной метрологии  в реальном секторе экономики;

- изыскать дополнительные, негосударственные средства для  целенаправленного формирования  стабильных источников финансирования  эталонной базы России;

- кардинально повысить  эффективность деятельности системы  Госстандарта России;

- привести в соответствие  с принципами де-бюрократизации и либерализации государственное управление механизмом проведения государственного метрологического контроля и надзора;

- далее развивать метрологическую  инфраструктуру.

Особое внимание предлагается уделить вопросам создания, совершенствования, хранения и применения эталонов единиц величин, т.е. поиск того баланса  бюджетного и рыночного финансирования, который позволил был обеспечить функционирование эталонной базы России на мировом уровне.

По мнению разработчиков  Закона, реализация упомянутых предложений  позволит более четко разграничить сферу государственного регулирования и сферу метрологических услуг в области метрологии, гармонизировать принципы организации метрологической деятельности с международными, обеспечив таким образом необходимые доверие и признание на международном уровне, как одно из основных условий вступления России в ВТО, привлечь инвестиции из реального сектора экономики в фундаментальный сектор метрологии.

В декабре 2002 года принят Федеральный  закон «О техническом регулировании», который вступил в силу с 1 июля 2003 года. Новый Федеральный закон  регулирует отношения, возникающие  на всех этапах и стадиях производства продукции, а также ее эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, а также по оценке соответствия. Важнейшим принципом технического регулирования является применение единых правил, устанавливающих требования к продукции и процессам, а  также единство применения требований технических регламентов.

Решение большинства задач, стоящих перед Государственной  метрологической службой, невозможно без активного участия метрологов промышленности. Их практический опыт и знания прикладной метрологии ВНИИМС готов учитывать при разработке документов любого ранга.

Главную роль в решении  этих задач призван решить ТК 445 «Метрология энергоэффективной экономики».

ТК провел уже несколько  заседаний на которых обсуждались в основном вопросы планирования и организации работ в рамках ТК по разработке документов межотраслевого характера, но этого явно не достаточно.

В связи с этим ВНИИМС хотел бы приступить к заключению с метрологическими службами соглашений о сотрудничестве.

Предметом Соглашения могло  бы стать сотрудничество Договаривающихся Сторон в области фундаментальной, законодательной и прикладной метрологии, направленное на:

• проведение совместных фундаментальных  и прикладных исследований по изысканию  и применению новых физических эффектов и технологий при определении  фундаментальных физических констант, созданию эталонов единиц величин нового поколения, стандартных образцов составам свойств перспективных материалов, а также по совершенствованию, хранению и применению эталонов единиц величин;

• проведение совместных фундаментальных  и прикладных исследований по разработке современных методов точных измерений;

• разработку нормативных  и технических документов по обеспечению  единства измерений, устанавливающих  метрологические правила и нормы  и имеющие обязательную силу на территории Российской Федерации;

• выполнение совместных работ  по обеспечению единства и требуемой  точности измерений.

В рамках этих Соглашения ВНИИМС готов:

• оказывать научно-методическую помощь и проводить консультации специалистов по вопросам, связанным  с выполнением метрологических  правил и норм, имеющим обязательную силу на территории Российской Федерации;

• проводить системные  исследования деятельности метрологической  службы по метрологическому обеспечению  производства продукции и других видов деятельности;

• участвовать в организации  и проведении международных сличений, необходимых для подтверждения  точности средств измерений;

• проводить метрологическую  экспертизу нормативной и технической  документации, программ и инвестиционных проектов;

• утверждать, в пределах своей компетенции, метрологические  документы и методики;

• участвовать в подготовке и проведении испытаний с целью  утверждения типа средств измерении;

• выполнять поверку и калибровку средств измерений;

• участвовать в разработке и аттестации методик выполнения измерений;

• разрабатывать средства и методы измерений;

• разрабатывать и исследовать  методы и средства испытаний продукции;

• осуществлять разработку новых высокоточных средств и  методов измерений, проводить измерения в интересах промышленности;

• оказывать научно-техническую  и методическую поддержку в создании и освоении производства средств измерений;

• участвовать в разработке и внедрении информационных технологий;

• представлять аналитические  справки и сведения по Государственному реестру средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом  России, и Федеральному реестру аттестованных методик выполнения измерений;

• участвовать в подготовке рекламных материалов на средства измерений;

• осуществлять подготовку публикаций по результатам совместной деятельности Договаривающихся Сторон в отечественных и зарубежных изданиях;

• участвовать в экспонировании продукции на отечественных и международных выставках;

• проводить аккредитацию метрологических служб на техническую  компетентность по выполнению метрологических  работ и услуг, на право калибровки и, по поручению Госстандарта России, на право испытаний и поверки  средств измерений;

• осуществлять отбор и  обучение, в том числе в аспирантуре  института, наиболее подходящих кандидатур из числа студентов московских высших (и средних) учебных заведений.

Информация о работе Законодательная метрология