Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:45, курсовая работа
Спроектировать зубчатый цилиндрический редуктор с корпусом литой конструкции, который вместе с клиноременной передачей и упругой втулочно-пальцевой муфтой передают вращательный момент от электродвигателя к компрессору.
Министерство образования и науки Украины
Сумский государственный университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДЕТАЛЯМ МАШИН
Пояснительная записка
Выполнил
Группа
Вариант
Проверил
2009
Задание
Спроектировать зубчатый цилиндрический редуктор с корпусом литой конструкции, который вместе с клиноременной передачей и упругой втулочно-пальцевой муфтой передают вращательный момент от электродвигателя к компрессору.
Исходные данные:
Крутящий момент на выходном валу Твых=115 Нм
Передаточное
число редуктора
Передаточное
число клиноременной передачи
Частота вращения входного вала n=49 с-1
Материал
колеса
Термообработка
колеса
Материал
шестерни
Термообработка
шестерни
Введение
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых передач, выполненный в виде отдельного агрегата, и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
Назначенее редуктора - понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор состоит из корпуса, в котором помещают элементы передачи. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройтсва для охлаждения.
Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения. Принцип действия зубчатой передачи основан на зацеплении пары зубчатых колес.
Основными преимуществами зубчатых передач являются: высокая нагрузочная способность, малые габариты, большая долговечность и надежность работы, высокий КПД, постоянство передаточного отношения, возможность применения в широком диапазоне скоростей, мощностей и передаточных отношений.
Среди недостатков зубчатых передач можно отметить повышенные требования к точности изготовления, шум при больших скоростях, высокую жесткость.
С
1. Кинематический
расчет привода…………………………………………
2. Расчет зубчатой передачи…………………………………………………………
3. Предварительный расчет валов…………………………………………………………………
4. Расчет ременной передачи………………
5. Проверка долговечности
подшипников…………………………………………………
6. Проверка прочности шпоночных
соединений……………………………………………………
7. Расчет и
выбор муфты…………………………………………………
8. Уточнённый расчёт валов…………………………………………………………………
9. Конструктивные размеры корпуса
редуктора………………………………………………………
10. Выбор сорта масла…………………………………………………………………
11. Сборка редуктора……………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение А: Спецификация сборка
Приложение Б: Спецификация монтаж
1 Кинематический расчёт привода
Мощность на валу электродвигателя определяется по формуле:
, где i - число зубчатых пар редуктора;
nвых - частота вращения выходного вала редуктора, об/мин;
- коэффициент полезного действия клиноременной передачи =0,96 [1, табл. 1.1];
- коэффициент полезного действия пары цилиндрических зубчатых
колёс =0,97 [1, табл. 1.1];
- коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения =0,99 [1, табл. 1.1];
- коэффициент полезного действия муфты =0,98 [1, табл. 1.1].
nвых= (1.2)
nвых=
;
Частота вращения электродвигателя:
(1.3)
об/мин
По ГОСТу 19523-81 по требуемой мощности Nдв = 5,01 кВт и частота вращения nдв=1470 выбираем электродвигатель трёхфазный асинхронный короткозамкнутый серии 4А закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 1500 об/мин 4А112М4 с параметрами Nдв = 5,5 кВт и скольжением S = 3,7%
Редуктор данного типа имеет две ступени: тихоходную и быстроходную. Так как общее передаточное число Uред=8, то тогда передаточное число для быстроходной ступени Uб=3,15, а для тихоходной Uт=2,5.
Мощность, которая передаётся на входящий вал редуктора, равна:
кВт;
Крутящий момент на входящем валу редуктора, равна:
Нм;
Мощность на промежуточном валу редуктора, равна:
(1.6)
кВт;
Крутящий момент на промежуточном валу редуктора, равна:
(1.7)
Нм;
2 Расчет зубчатой передачи
Исходные данные:
- для колеса – улучшение + закалка 40 HRС;
- для шестерни – улучшение + закалка 45 HRС
- крутящий момент на промежуточном валу - Тпр=51,37 Нм
- крутящий момент на выходном валу - Твых=115 Нм
2.1 Допускаемые
контактные напряжения и
Допускаемые
контактные напряжения
[sН] = (2.1)
,где sН lim b - предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
Для углеродистых сталей с твердостью поверхности зубьев
более HB 350 и термической обработкой - улучшение + за-
калка: sН lim b = 18HRС + 150 [1, табл3.3];
kHL - коэффициент долговечности, для длительно работающе пе
редачи принимают kHL = 1
[SН]-коэффициент безопасности, для закалённой стали
[SН]=1,20[1,с3.3]:
Для прямозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение будет равно допускаемому контактному напряжению для колеса:
[sН] = (2.2)
[sН] МПа
Допускаемое напряжениям изгиба определяется по формуле:
(2.3)
- придел выносливости, для стали 35ХМ с термообработкой улучшение +
закалка при твердости НВ>350 .
- коэффициент безопасности определяется как произведение
двух коэффициентов:
- коэффициент учитывает нестабильность свойств материала зубчатых
колес, .
- коэффициент учитывает способ получения заготовки зубчатого колса:
для поковок и штамповок
Следовательно,
Допускаемые напряжения:
;
Далее расчёт быстроходной и тихоходной ступеней ведётся отдельно.
Быстроходная ступень
2.2 Межосевое расстояние, модуль и числа зубьев:
Межосевое расстояние вычисляется по формуле:
аW = ка×(U+1) (2.4)
,где Ка=4950 для прямозубых передач
- коэффициент ширины зуба. При несимметричном расположении
зубчатых колес относительно
опор:
- коэффициент концентрации нагрузки зуба. Для приработанных
колёс он равен:
Тогда межосевое расстояние:
аW = 4950×(3,15+1) м = 70мм
Принимаем
стандартное межосевое
ГОСТ 2185-66 [1, с.36].
Делительный диаметр колеса равен:
(2.5)
м
Ширина колеса равна: м принимаем b2=20мм., тогда ширина шестерни: .
Модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
(2.6)
, где =6,6 для прямозубых колёс
- допускаемая нагрузка на контактную прочность, =310Мпа
м
принимаем по ГОСТ 9563-60 [1, с.36] m = 1 мм.
Определим общее число зубьев:
(2,7)
Число зубьев на шестерне равно:
(2,8)
принимаем 39
,тогда Z2 = 160 - 39 = 121
Фактическое передаточное число:
(2,9)
Определим погрешность, она не должна превышать 4%:
, что является в поле допустимого.
2.3 Геометрические параметры пары
Делительные диаметры шестерни и колеса:
;
.
Проверяем межосевое расстояние
Диаметр вершин зубьев шестерни и колеса
;
.
Диаметры впадин зубьев:
df1 = d1 – 2,5тп = 39 – 2,5×1 =36,5 мм
df2 = d2 – 2,5тп = 121 – 2,5×1 = 118,5 мм
2.4 Силы в зацеплении
Окружную силу Ft определяем по формуле:
(2.10)
Радиальную силу Fr определяем по формуле:
(2.11)
Окружная скорость колес:
VК = = = 5,9 м /с
Степень точности передачи: для шевронных колёс при данной скорости следует принять 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81 [1, с.32]:.
2.5 Проверка зубьев колеса по контактным напряжениям.
Проверка зубьев колеса по контактным напряженим выполняется по следующей формуле:
sН = (2.12)
, где - коэффициент нагрузки, ;
- коэффициент распределения нагрузки, по [1,табл3.4];
- коэффициент динамической нагрузки, по [1,табл3.6].
тогда получим
sН= =585МПа 725МПа
Условие прочности выполнено.
2.6 Проверка зубьев по напряжениям изгиба:
Проверка зубьев по напряжениям изгиба выполняется по формуле:
(2,13)
,где - коэффициент неравномерности распределения нагрузки, для
прямозубых колёс =1 по [1,табл3.7];
- коэффициент динамической нагрузки, =1,2 по [1,табл3.8];
- коэффициент концентрации нагрузки зуба. Для приработанных
колёс он равен:
- для прямозубых колёс =1;