Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 22:37, реферат
В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исклю¬чением пурпурного. Ньютон ставил свой опыт следующим образом
1. ЦВЕТ И ОБЪЕКТЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕОРИЕЙ ЦВЕТА………….. …...3-5
2. ПРИРОДА ЦВЕТОВОГО ОЩУЩЕНИЯ…………………………… …...5-7
3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗРИТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ. ………………...7-11
4. СВЕТОВАЯ И СПЕКТРАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗА. .11-13
5. СУБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА. …………………..13-15
6. ПРИНЦЫПЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЦВЕТА. ……………………………………..15
7. ЗАКОНЫ ГРАСМАНА. …………………………………………………15-16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................…………………………………………..17
Световая чувствительность очень велика. Так, по данным Н. И. Пинегина, для отдельных наблюдателей минимум энергии, необходимый для появления зрительного эффекта, составляет 3-4 кванта. Это значит, что в благоприятных условиях палочковая световая чувствительность глаза близка к предельной, физически мыслимой.
Колбочковая световая чувствительность, обеспечивающая цветовые ощущения, намного ниже “ахроматической”, палочковой. По Н. И. Пинегину, для возбуждения колбочкового зрения необходимо, чтобы на одну колбочку в среднем упало не менее 100 квантов.
Монохроматические излучения действуют на глаз по-разному. Его реакция максимальна на среднюю часть спектра. Чувствительность к монохроматическим, определяемая как относительная, называетсяспектральной.
Реакция глаза, выражающаяся в возникновении светового ощущения, зависит, во-первых, от потока излученияФl, упавшего на сетчатку, а во-вторых, -от той доли потока, которая воздействует на рецепторы. Эта доля есть спектральная чувствительностьkl. Иногда для обозначения того же понятия применяется термин спектральная эффективность излучения. Произведение kl . Фl, определяет характеристику потока излучения, связанную с уровнем его светового действия называемую световым потоком Fl.
Fl = Фl kl. (1)
Следовательно, абсолютное значение спектральной чувствительности определяется отношением
kl = Fl / Фl.
Глаз имеет наибольшую спектральную чувствительность к излучению l = 555 нм, относительно которой определяются все другие значения этой величины. При световых измерениях значение kl в формуле (1) принято заменять произведением k555 vl, где vl -относительное значение спектральной чувствительности, называемое относительной спектральной световой эффективностью излучения (видностью): vl = kl / v555.
В таб. 1 даны значения относительной спектральной световой эффективности некоторых излучений.
Наименование цвета световых потоков | Длина волны, нм | Относительная спектральная световая эффективность |
Синевато-пурпурный (фиолетовый) (bP) | 380 | 0,0001 |
Пурпурно-синий (сине-фиолетовый) (bP) | 480 | 0,0116 |
Синий (B) | 465 | 0,075 |
Зеленовато-синий (gB) | 482 | 0,15 |
Сине-зелёный (BG) | 487 | 0,18 |
Синевато-зелёный (bG) | 493 | 0,24 |
Зелёный (G) | 498 | 0,29 |
Желтовато-зелёный (yG) | 530 | 0,862 |
Желто-зелёный (YG) | 555 | 1,00 |
Зеленовато-желтый (gY) | 570 | 0,952 |
Желтый (Y) | 575 | 0,91 |
Желтовато-оранжевый (yO) | 580 | 0,87 |
Оранжевый (O) | 586 | 0,80 |
Красновато-оранжевый (rO) | 596 | 0,68 |
Красный (R) | 620 | 0,381 |
5. Субъективные характеристики цвета.
Характер цветового ощущения зависит как от суммарной реакции цветочувствительных рецепторов, так и от соотношения реакций каждого из трёх типов рецепторов. Суммарная реакция определяет светлоту, а соотношение ее долей - цветность.
Когда излучение раздражает все рецепторы одинаково (единица интенсивности раздражения–“доля участия в белом”), его цвет воспринимается как белый, серый или как черный. Белый, серый и черный цвета называютсяахроматическими. Эти цвета не различаются качественно. Разница в зрительных ощущениях при действии на глаз ахроматических излучений зависит только от уровня раздражения рецепторов. Поэтому ахроматические цвета могут быть заданы одной психологической величиной– светлотой.
Если рецепторы разных типов раздражены неодинаково, возникает ощущение хроматическое цвета. Для его описания нужны уже две величины светлота и цветность. Качественная характеристика зрительного ощущения, определяемая как цветность, двумерна: складывается из насыщенности и цветового тона. В тех случаях, когда, когда все рецепторы раздражены почти одинаково, цвет близок к ахроматическому: качество цвета едва выражено. Это, в частности, белый с синим оттенком, синевато-серый и т. д. Чем больше перевес в раздражении рецепторов одного из двух типов, тем сильнее ощущается качество цвета, его хроматичность. Когда, например, возбуждены только красночувствительные рецепторы, мы видим чисто красный цвет. Весьма далекий от ахроматического. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического называется насыщенностью.
Светлота и насыщенность –характеристики, недостаточные для полного определения цвета. Когда говорят “насыщенный красный” или “малонасыщенный зелённый”, то кроме насыщенности, упоминается цветовой тон цвета. Это то его свойство, которое подразумевают в обыденной жизни, когда называют цвет предмета. Несмотря на очевидность понятия, общепризнанного определения термина “цветовой тон” нет. Одно из них дается в такой форме: цветовой тон–это характеристика цвета, определяющая его сходство с известным цветом (неба, зелени, песка и т. д. ) и выражаемая словами “синий, зеленый. Желтый и т. д. ”. Цветовой тон определяется рецепторами, дающими наибольшую реакцию. Если цветовое ощущение формируется в результате одинакового раздражения рецепторов двух типов при меньшем вкладе третьего, то возникает цвет промежуточного тона. Так, голубой цвет ощущается при одинаковых реакциях зеленочувствительных и синечувствительных оболочек.
Реакция рецепторов, получивших наименьшее раздражение, определяет насыщенность.
Ощущение желтого возникает при равных реакциях красночувствительных и зеленочувствительных колбочек. Если усиливать возбуждение красночувствительных, цветовой тон смещается в сторону оранжевого. Если вызывать раздражение и у синечувствительных, насыщенность упадет.
Цветовой тон, насыщенность и светлота данного цвета зависят не только от спектрального состава излучения, но и от условий наблюдения, состояния наблюдателя, цвета фона и т. д. Поэтому рассмотренные здесь характеристики называются субъективными.
6. Принцыпы измерения цвета.
В основе любой точной науки лежат измерения, потому что, раскрывая связи между явлениями, она, прежде всего, рассматривает количественные их соотношения. Экспериментальная проверка любого вывода требует проведение измерений. Учение об измерении цвета называетсяметрологией цвета или колориметрией. Колориметрия использует два способа количественного описания цветов. 1) Определение их цветовых координат и тем самым–строгих численных характеристик, по которым их можно не только описать, но и воспроизвести. Системы измерения цвета называются колориметрическими. 2) Нахождение в некотором наборе эталонных цветов образца, тождественного данному. Совокупность образцов составляет систему, называемуюсистемой спецификации.
7. Законы Грасмана.
Если на глаз действует смесь излучений, то реакции рецепторов на каждое из них складываются. Смешение окрашенных световых пучков даёт пучок нового цвета. Получение заданного цвета называется егосинтезом. Законы синтеза цвета сформулировал Г. Грасман (1853 г. ). Первый закон Грасмана (трехмерности). Любой цвет однозначно выражается тремя, если они линейно независимы. Линейная независимость заключается в том, что нельзя получить никакой из указанных трех цветов сложением двух остиальных. Закон утверждает возможность описания цвета с помощью цветовых уравнений.
Второй закон Грасмана (непрерывности). При непрерывном изменении излучения цвет изменяется также непрерывно. Не существует такого цвета, к которому невозможно было бы подобрать бесконечно близкий.
Третий закон Грасмана (аддитивности). Цвет смеси излучений зависит только от их цветов, но не от спектрального состава.
Из этого закона следует факт, имеющий первостепенное значение для теории цвета, - аддитивность цветовых уравнений: если цвета нескольких уравнений описаны цветовыми уравнениями, то цвет выражается суммой этих уравнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. И. Иоханнес «Искусство цвета» - Д. Аронов 2011г.
2. Ж. Агостон «Теория цвета и её применение в дизайне» - М. «Мир» 1982 г.
17