Физика и музыка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:42, реферат

Описание работы

Две эти области человеческой деятельности действительно связаны между собой. Причем достаточно сильно. Жаль, что зачастую взаимосвязь между ними люди или не чувствуют, или вообще не знают про нее, или... просто еще не задумывались об этом. Долг учителя – показать это своим ученикам. И не только потому, что это нужно знать всесторонне развитому человеку, но и хотя бы потому, что это просто красиво, интересно и доступно.

Файлы: 1 файл

реферат физика и музыкальное искусство.docx

— 43.39 Кб (Скачать файл)

до 261,7 Гц

до# 277,2 Гц

ре 293,7 Гц

ре# 311,1 Гц

ми 329,6 Гц

фа 349,2 Гц

фа# 370,0 Гц

соль 392,0 Гц

соль# 415,3 Гц

ля 440,0 Гц

ля# 466,7 Гц

си 493,9 Гц

до 523,4 Гц

до# 554,4 Гц

ре 587,3 Гц

ре# 622,6 Гц

ми 659,3 Г


При необходимости легко  вычислить значения частот, соответствующих  нотам других октав, зная правило  удвоения частоты при переходе от одной октавы к

другой. В приведенном  списке от каждой ноты до соседней с  ней – полутон. Следовательно:

до – до# – малая секунда;

до – ре – большая  секунда;

до – ре# – малая  терция;

до – ми – большая  терция;

до – фа – кварта и  т.д.

Если мы посмотрим на соотношения  частот в разных созвучиях, построенных, например, от ноты «до» первой октавы, то увидим, что они таковы:

Малая секунда............277,2 : 261,7 = 1,059...

Большая секунда..........293,7 : 261,7 = 1,122...

Малая терция.............311,1 : 261,7 = 1,188...»1,2 = 6 : 5.

Большая терция.........329,6 : 261,7= 1,259... »1,25 = 5 : 4.

Кварта.........................349,2 : 261,7= 1,310... » 4 : 3.

Квинта......................392,0 : 261,7 = 1,498... » 1,5 = 3 : 2.

Секста...........................440,0 : 261,7 = 1,681...

Септима......................493,9 : 261,7 = 1,887...

Октава.........................523,4 : 261,7 = 2 : 1.

Как видим, те созвучия, которые  для слуха более приятны (они  в списке выделены), имеют лучшую или даже идеальную кратность  частот, либо отношение, очень близкое  к отношению небольших целых  чисел. Недаром аккорды (и в особенности  гитарные) состоят в основном из терций! Добавляя в аккорд новый  звук, надо следить за тем, чтобы  он образовывал «приятное» созвучие хотя бы с одним из уже имеющихся звуков. Например, при переходе от обычного аккорда (трезвучия) к септаккордам (так называемым «семеркам»), четвертая нота образует терцию с третьей, а поэтому и аккорд звучит красиво. Желательно сыграть пару таких аккордов. Аппликатура наиболее простой пары аккордов «ля-мажор» и «ля-мажор-септаккорд» (А и А7) приведена на рис. 8.

Обратим внимание еще и  вот на что. При переходе от ноты к ноте частота звука повышается примерно в 1,06 раза. Этот коэффициент  постоянен для всего нотного  диапазона. А вот разность частот (Dn) между соседними нотами с ростом частоты (т.е. с повышением тона) увеличивается. Это хорошо видно хотя бы из приведенной выше таблицы. Можно сказать, что в диапазоне частот ноты расположены неравномерно: более низкие ближе друг к другу, а более высокие дальше. Этим и объясняется неравномерность расстановки ладов на грифе гитары: с ростом номера лада порожки располагаются все чаще (рис. 9).

Обратите внимание, что  точное значение коэффициента частоты  равно 1,059228... Если при переходе от лада к ладу это значение не выдерживается, то с увеличением номера лада ошибка в частоте будет возрастать и  гитару будет невозможно настроить  правильно. Чем точнее расставлены  порожки на грифе, тем гитара дороже, но тем и приятнее звучание, и  настраивать гитару легче.

В завершении серии уроков, посвященных рассматриваемой теме (а лучше в конце каждого  урока) можно сыграть на гитаре и  спеть какую-нибудь песенку. Играть может как учитель, так и кто-либо из учеников. Такое запоминается на всю жизнь, а значит, идет на дело укрепления любви к сложной, но интересной и красивой науке – физике.


Информация о работе Физика и музыка