Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:25, доклад
Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране. Ток в разряде молнии достигает 10-20 тысяч ампер, поэтому мало кому удается выжить после поражения молнией.
Презентация
по физике
на тему: «ФИЗИКА МОЛНИЙ»
Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране. Ток в разряде молнии достигает 10-20 тысяч ампер, поэтому мало кому удается выжить после поражения молнией.
История
Первый этап образования молнии включает в себя первоначальный разряд низкой яркости, известный как нисходящий (бегущий) лидер. Он формируется в центре облака и двигается вниз к земле ступенями в нескольких десятков метров(Рис.2-а). Одновременно, по мере снижения нисходящего бегущего лидера, электрический заряд в атмосфере на уровне земли увеличивается. В любой расположенной поблизости возвышенной точке, типа опоры электропередач или молниеотвода, немедленно начинается естественная ионизация в виде электрических разрядов голубого цвета. Это явление объясняется эффектом истечения заряда с острия или эффектом короны, наблюдаемым, например, моряками в грозу или альпинистами, сообщающими о том, что перед грозой они слышали характерный звук, похожий на жужжание пчел.
Как только нисходящий бегущий
лидер окажется достаточно
Когда один из этих направленных
вверх разрядов встречается с
нисходящим лидером, прошедшим
значительный путь вниз, образуется
ионизированная проводящая
Физические свойства молнии
Линейная молния «туча-земля»
Молния «земля-облако»
Молния «облако-облако»
Горизонтальная молния
Ленточная молния
Бисерная (пунктирная молния)
Спрайтовые молнии
Шаровая
молния
Какие бывают молнии?
Линейная молния
Молния «земля-облако»
Молния «облако-облако»
Горизонтальная молния
Ленточная молния
Бисерная молния
Шаровая молния
Молния - вечный источник подзарядки электрического поля Земли. В начале XX века с помощью атмосферных зондов измерили электрическое поле Земли. Его напряженность у поверхности оказалась равной примерно 100 В/м, что соответствует суммарному заряду планеты около 400 000 Кл. Переносчиком зарядов в атмосфере Земли служат ионы, концентрация которых увеличивается с высотой и достигает максимума на высоте 50 км, где под действием космического излучения образовался электропроводящий слой - ионосфера. Поэтому электрическое поле Земли - это поле сферического конденсатора с приложенным напряжением около 400 кВ. Под действием этого напряжения из верхних слоев в нижние все время течет ток силой 2-4 кА, плотность которого составляет 1-2.10-12 А/м2, и выделяется энергия до 1,5 ГВт. И это электрическое поле исчезло бы, если бы не было молний! Поэтому в хорошую погоду электрический конденсатор - Земля - разряжается, а при грозе заряжается.
Молния человек
Разряды молний представляют большую опасность для электрического и электронного оборудования. При прямом попадании молнии в провода в линии возникает перенапряжение, вызывающее разрушение изоляции электрооборудования, а большие токи обуславливают термические повреждения проводников. Для защиты от грозовых перенапряжений электрические подстанции и распределительные сети оборудуются грозовыми разрядниками. Для электронных устройств представляет опасность также и электромагнитный импульс, создаваемый молнией.
Молния и авиация
Атмосферное электричество вообще и молнии в частности представляют значительную угрозу для авиации. Попадание молнии в летательный аппарат вызывает растекание тока большой величины по его конструкционным элементам, что может вызвать их разрушение, пожар в топливных баках, отказы оборудования, гибель людей. Для снижения риска металлические элементы наружной обшивки летательных аппаратов тщательно электрически соединяются друг с другом, а неметаллические элементы металлизируются. Таким образом, обеспечивается низкое электрическое сопротивление корпуса. Для стекания тока молнии и другого атмосферного электричества с корпуса, летательные аппараты оборудуются разрядниками.
Ввиду того, что электрическая емкость самолёта, находящегося в воздухе невелика, разряд «облако-самолёт» обладает существенно меньшей энергией по сравнению с разрядом «облако-земля». Наиболее опасна молния для низколетящего самолёта или вертолёта, так как в этом случае летательный аппарат может сыграть роль проводника тока молнии из облака в землю. Известно, что самолёты на больших высотах сравнительно часто поражаются молнией и тем не менее, случаи катастроф по этой причине единичны. В то же время известно очень много случаев поражения самолётов молнией на взлете и посадке, а также на стоянке, которые закончились катастрофами или уничтожением летательного аппарата.
Молния и надводные корабли
Молния также представляет очень большую угрозу для надводных кораблей в виду того, что последние приподняты над поверхностью моря и имеют много острых элементов (мачты, антенны), являющихся концентраторами напряженности электрического поля. Во времена деревянных парусников, обладающих высоким удельным сопротивлением корпуса, удар молнии практически всегда заканчивался для корабля трагически: корабль сгорал или разрушался, от поражения электрическим током гибли люди. Клёпаные стальные суда также были уязвимы для молнии. Высокое удельное сопротивление заклёпочных швов вызывало значительное локальное тепловыделение, что приводило к возникновению электрической дуги, пожарам, разрушению заклёпок и появлению водотечности корпуса.
Сварной корпус современных судов обладает низким удельным сопротивлением и обеспечивает безопасное растекание тока молнии. Выступающие элементы надстройки современных судов надежно электрически соединяются с корпусом и также обеспечивают безопасное растекание тока молнии.
Типичная молния длится около четверти секунды и состоит из 3-4 разрядов.
Молнии путешествуют со скоростью 56'000 км в секунду и имеют силу тока в 10-40 тысяч ампер.
В мире каждую минуту сверкает 6000 молний.
Средняя гроза путешествует со скоростью 40 км в час.
Прямо сейчас в мире гремят 1800 гроз.
В Сингапуре,
например, в среднем бывает в году
более 170, а в некоторых местах
на о. Ява - до 220 дней с грозой!
Молниеносные факты