Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:58, реферат
Гиппарх, александрийский ученый, живший во 2 веке до н. э., и другие астрономы его времени уделяли много внимания наблюдениям за движением планет. Эти движения представлялись им крайне запутанными.
Геоцентрическая картина мира
Гиппарх, александрийский
ученый, живший во 2 веке до н. э., и другие
астрономы его времени уделяли
много внимания наблюдениям за движением
планет. Эти движения представлялись
им крайне запутанными. В самом деле,
направления движения планет по небу
как бы описывают по небу петли. Эта
кажущаяся сложность в движении
планет вызывается движением Земли
вокруг Солнца - ведь мы наблюдаем планеты
с Земли, которая сама движется. И
когда Земля " догоняет" другую
планету, то кажется, что планета
как бы останавливается, а потом
движется назад. Но древние астрономы
думали, что планеты действительно
совершают такие сложные
Развитие геоцентризма
Геоцентрическая система
мира (от _gr. Γῆ, Γαῖα — Земля) — представление
об устройстве мироздания, согласно которому
центральное положение во Вселенной занимает
неподвижная Земля, вокруг которой вращаются
Солнце, Луна, планеты и звёзды. Альтернативой
геоцентризму является гелиоцентрическая
система мира.С древнейших времён Земля
считалась центром мироздания. При этом
предполагалось наличие центральной оси
Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю
от падения удерживала какая-то опора,
в качестве которой в ранних цивилизациях
мыслилось какое-то гигантское мифическое
животное или животные (черепахи, слоны,
киты). Первый древнегреческий философ
Фалес Милетский в качестве этой опоры
видел естественный объект — мировой
океан. Анаксимандр Милетский предположил,
что Вселенная является центрально-симметричной
и в ней отсутствует какое-либо выделенное
направление. Поэтому у находящейся в
центре Космоса Земле отсутствует основание
двигаться в каком-либо направлении, т.е.
она свободно покоится в центре Вселенной
без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен
не последовал за учителем, полагая, что
Земля удерживается от падения сжатым
воздухом. Такого же мнения придерживался
и Анаксагор. Точку зрения Анаксимандра
разделяли, однако, пифагорейцы, Парменид
и Птолемей. Не ясна позиция Демокрита:
согласно разным свидетельствам, он последовал
Анаксимандру или Анаксимену.Анаксимандр
считал Землю имеющей форму низкого цилиндра
с высотой в три раза меньше диаметра основания.
Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали
Землю плоской, наподобие крышки стола.
Принципиально новый шаг сделал Пифагор,
который предположил, что Земля имеет
форму шара. В этом ему последовали не
только пифагорейцы, но также Парменид,
Платон, Аристотель. Так возникла каноническая
форма геоцентрической системы, разрабатываемая
древнегреческими астрономами: шарообразная
Земля находится в центре сферической
Вселенной; видимое суточное движение
небесных светил является отражением
вращения Космоса вокруг мировой оси.
Что касается порядка следования светил,
то Анаксимандр считал звёзды расположенными
ближе всего к Земле, далее следовали Луна
и Солнце. Анаксимен впервые предположил,
что звёзды являются самыми далёкими от
Земли объектами, закреплёнными на внешней
оболочке Космоса. В этом ему следовали
все последующие учёные (за исключением
Эмпедокла, поддержавшего Анаксимандра).
Возникло мнение (впервые, вероятно, у
Анаксимена или пифагорейцев), что чем
больше период обращения светила по небесной
сфере, тем оно выше. Таким образом, порядок
расположения светил оказывался таким:
Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды.
Сюда не включены Меркурий и Венера, потому
что у греков были разногласия на их счёт:
Аристотель и Платон помещали их сразу
за Солнцем, Птолемей — между Луной и Солнцем.
Аристотель считал, что выше сферы неподвижных
звёзд нет ничего, даже пространства, в
то время как стоики считали, что наш мир
погружен в бесконечное пустое пространство;
атомисты вслед за Демокритом полагали,
что за нашим миром (ограниченным сферой
неподвижных звёзд) находятся другие миры.
Это мнение поддерживали эпикурейцы, его
ярко изложил Лукреций в поэме «О природе
вещей».
Древнегреческие ученые по-разному, однако, обосновывали центральное положение и неподвижность Земли. Анаксимандр, как уже указывалось, в качестве причины указывал сферическую симметрию Космоса. Его не поддерживал Аристотель. Аристотель обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлым телом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, все тяжелые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Кроме того, орбитальное движение Земли (которое предполагал пифагореец Филолай) Аристотель отвергал на том основании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.Ряд авторов приводит и другие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественная история» обосновывает центральное положение Земли равенством дня и ночи во время равноденствий и тем, что во время равноденствия восход и заход наблюдается на одной и той же линии, а восход солнца в день летнего солнцестояния находится на той же линии, что и заход в день зимнего солнцестояния. Немногим лучше и доводы, приводимые Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии», где он обосновывает центральность Земли от противного. По его мнению, если бы Земля находилась к востоку от центра Вселенной, то тени на рассвете были бы короче, чем на закате, небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, а продолжительность с рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Поскольку всего этого не наблюдается, Земля не может быть смещена к западу от центра мира. Аналогично доказывается, что Земля не может быть смещена к западу. Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнее центра, тени на восходе Солнца простирались бы в северном или южном направлении, соответственно. Более того, на рассвете в дни равноденствий тени направлены точно в направлении захода Солнца в эти дни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени указывают на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния. Это также указывает на то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. Если бы Земля была выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины небосвода, в том числе менее шести знаков зодиака; как следствие, ночь всегда была бы длиннее дня. Аналогично доказывается, что Земля не может быть расположена ниже центра мира. Таким образом, она может находиться только в центре. Примерно такие же доводы в пользу центральности Земли приводит и Птолемей в Альмагесте, книга I.
Система Птолемея
Во-первых, если бы Земля смещалась от центра, то наблюдались бы только что описанные эффекты, а раз их нет, Земля всегда находится в центре. Другим доводом является вертикальность траекторий падающих тел. Отсутствие осевого вращения Земли Птолемей обосновывает следующим образом: если бы Земля вращалась, то «...все предметы, не опирающиеся на Землю, должны казаться совершающими такое же движение в обратном направлении; ни облака, ни другие летающие или парящие объекты никогда не будут видимы движущимися на восток, поскольку движение Земли к востоку будет всегда отбрасывать их, так что эти объекты будут казаться движущимися на запад, в обратном направлении».
Птолемей пытается также обосновать и неподвижность Земли (Альмагест, книга I).
“Установив” Землю в
центре мира, Птолемей представил видимое
сложное и неравномерное
.
Птолемей был вынужден предположить, что движение центра эпицикла по деференту является равномерным ( т. е. его угловая скорость движения постоянна), если рассматривать это движение не из центра деферента О и не из центра Земли Т, а с некоторой “выравнивающей точки” Е, названной позже эквантом (рис. 2.).
Комбинируя наблюдения с
расчетами, Птолемей методом последовательных
приближений получил, что отношения
- радиусов эпициклов к радиусам
деферентов для Меркурия, Венеры, Марса,
Юпитера и Сатурна равны
При построении своей геометрической
модели мира Птолемей учитывал тот
факт, что в процессе своего движения
планеты несколько отклоняются
от эклиптики. Поэтому для Марса,
Юпитера и Сатурна он “наклонил”
плоскости деферентов к эклиптике
и плоскости эпициклов к
Рис.3 Геоцентрическая система Птолемея
Кроме отношения радиусов эпициклов и деферентов для сопоставления теории с наблюдениями необходимо было задать периоды обращения по этим кругам. По Птолемею, полный оборот по окружности эпициклов все верхние планеты совершают за тот же промежуток времени, что и Солнце по эклиптике, т. е. за год. Поэтому радиусы эпициклов этих планет, направленные к планетам, всегда параллельны направлению с Земли на Солнце. У нижних планет - Меркурия и Венеры - период обращения по эпициклу равен промежутку времени, а течении которого планета возвращается к исходной точке на небе. Для периодов обращений центра эпицикла по окружности деферента картина обратная. У Меркурия и Венеры они равны году. Поэтому центры их эпициклов всегда лежат на прямой, соединяющей солнце и Землю. Для внешних планет они определяются временем, в течении которого планета, описав полную окружность на небе, возвращается к тем же звездам. Вслед за Аристотелем Птолемей попытался опровергнуть представление о возможном движении Земли. Птолемей слишком переоценил роль центробежной силы. Он также придерживался ошибочного утверждения Аристотеля, что в поле тяжести тела падают со скоростями, пропорциональными их массам.
После высокого расцвета античной культуры на европейском континенте наступил период застоя и регресса. Этот мрачный промежуток времени продолжительностью более тысячи лет был назван средневековьем. Ему предшествовало превращение христианства в господствующую религию, при которой не было места для высокоразвитой науки античной древности. В это время произошел возврат к наиболее примитивным представлениям о плоской Земле.
И лишь начиная с XI в. под влиянием роста торговых сношений, с усилием в городах нового класса - буржуазии. Духовная жизнь в Европе начала пробуждаться. Теперь уже нельзя было сомневаться в том, что Земля имеет форму шара, установленного в центре мира, и что вокруг него обращаются все небесные светила. Система Птолемея стала как бы дополнением к Аристотелю, помогающим проводить конкретные расчеты положений планет. Основные параметры своей модели мира Птолемей определил в высшей степени искусно и с высокой точностью. Со временем, однако, астрономы начали убеждаться в том, что между истинным положением планеты на небе и расчетным существуют расхождения. Так, в начале 12 века планета Марс оказалась на два градуса в стороне от того места, где ей надлежало быть по таблицам Птолемея. Чтобы объяснить все особенности движения планет на небе, приходилось вводить для каждой из них до десяти и более эпициклов со всё уменьшающимися радиусами. К 16 веку движение Солнца, Луны и пяти планет объяснялось с помощью более чем 80 кругов! Приходилось вводить новые эпициклы. В конечном итоге геоцентрическая система Птолемея, перегруженная эпициклами и эквантами, рухнула от собственной тяжести. В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира. Основными событиями, приведшими к отказу от геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической теории планетных движений Коперником, телескопические открытия Галилея, открытие законов Кеплера и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном. Заключение
Трудно представить, чтобы в природе совершались такие запутанные движения, да еще вокруг воображаемых точек. Такое искусственное построение потребовалось Птолемею для того чтобы, основываясь на ложном представлении о неподвижности Земли, расположенной в центре Вселенной, объяснить видимую сложность движения планет. Птолемей был блестящим для своего времени математиком. Но он разделял взгляд Аристотеля, который считал, что Земля неподвижна и только она может быть центром Вселенной. Система мира Аристотеля-Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время - это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Эту ложную систему признавали почти полторы тысячи лет. Также эту систему признавало Христианская религия. В основу своего миропонимания христианство положило библейскую легенду о сотворении мира Богом за шесть дней. По этой легенде Земля является "сосредоточием" Вселенной, а небесные светила созданы для того, чтобы освещать Землю и украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взглядов христианство беспощадно преследовало. Система мира Аристотеля - Птолемея, ставившая Землю в центр мироздания, как нельзя лучше отвечала христианскому вероучению.
Таблицы, составленные Птолемеем, позволяли определить заранее положение планет на небе. Но с течением времени астрономы обнаружили расхождение наблюдаемых положений планет с предвычисленными. На протяжении веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые комбинации круговых движений.
Система Птоломея ничего общего с религией не имеет, а является математической моделью картины мира. Библия вообще ничего не сообщает о движении планет.