Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:39, лабораторная работа
Цель работы:
На основании закона Ома и законов Кирхгофа исследовать распределение токов и напряжений в цепи с последовательным, параллельным и смешанным соединением проводников; ознакомиться с распределением и балансом мощности в каждой из таких цепей.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Сибирский государственный технологический университет"
Кафедра электротехники.
Расчетно графическая работа
цепи переменного тока. метод суперпозиций.
Руководитель:
________Ельдештейн Ю.М
(подпись)
___________________
(оценка, дата )
Разработал:
Студент группы 62-4
_____________Браилко Е.Е.
(подпись)
___________________
(дата)
ЛАОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Исследование
электрического состояния цепи с пассивными
приемниками при различных
способах их соединения.
Цель работы:
На основании закона
Ома и законов Кирхгофа исследовать
распределение токов и напряжен
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
1. Ознакомиться с приборами, необходимыми для исследования схем согласно рис 1, 3,4,5 и запасать их данные в табл.1.
№/№ |
Наименование |
Система |
Класс точности |
Пределы измерения |
Обозначения в схеме |
Количество |
1 |
Амперметр |
0,5 |
1А |
4 | ||
2 |
Вольтметр |
0,5 |
150В |
1 |
2. Произвести исследования цепи с последовательным соединением приемников.
Для этого необходимо:
а) Собрать схему из трех последовательно соединенных
резисторов:
(рис.1).
Для измерения напряжения к каждому резистору присоединен многопредельный вольтметр.
б) Установить с помощью кнопочного переключателя требуемый предел измерения на каждом приборе согласно схеме (рис. 1), откорректировать стрелочные указатели на нулевую отметку шкалы, определить цену деления каждого прибора.
в) Предъявить собранную схему для проверки и получить разрешение на ее включение под напряжение.
г) Включать собранную схему в сеть (U=12О В) и произвести измерения тока и напряжений на всех участках схемы для различных сопротивлений ламповых реостатов согласно таблице вариантов 2.
Номер варианта |
Количество включенных ламп | ||
Первый реостат |
Второй реостат |
Третий реостат | |
1 2 |
15 20 |
15 15 |
15 12 |
д) Определить расчетом для каждого варианта
сопротивления реостатов R1, R2, R3,
общее сопротивление цепи R0.
R1 = U1/I
(Ом)
R2 = U2/I (Ом)
R3 =U3/I (Ом)
е) Убедится, что при последовательном соединении приемников
R0= R1+R2 +R3
U = U1 + U2 + U3 и
U1 : U2 : U3 = R1 : R2 : R3
ж) Рассчитать входную мощность цепи Ро и мощности, потребляемые лампочками каждого реостата Р1, Р2, Р3.
Р0 = U*I = R0*I2
Р1 = U1 *I = R1 *I2
Р3 = U3 *I = R3 *I2
з) Рассчитать суммарную мощность потребителей и убедиться в балансе
вырабатываемой и потребляемой мощностей
Р = Р1 + Р2 + Р3
Р0= Р
Результаты вычислений завести в таблицу 3.
Uдш
№ |
Измерения |
Вычисления | ||||||||||||||
I A |
U B |
U1 B |
U2 B |
U3 B |
R0 Oм |
R1 Oм |
R2 Oм |
R3 Oм |
∑R Oм |
∑U B |
P0 Вт |
P1 Вт |
P2 Вт |
P3 Вт |
∑P Вт | |
1 |
2.67 |
120 |
40 |
40 |
40 |
45 |
15 |
15 |
15 |
45 |
120 |
321 |
107 |
107 |
107 |
321 |
2 |
2.55 |
120 |
51.06 |
38.3 |
30.64 |
47 |
20 |
15 |
12 |
47 |
120 |
306 |
130 |
98 |
78 |
306 |
3) исследовать параллельное соединение приемников. Для этого:
а) Собрать схему из трех
параллельно соединенных резисторов согласно
рис.2.
(рис.2)
б) Установить требуемые измерения на приборах и определить цену деления каждого, стрелочные указатели поставить на нулевую отметку шкалы.
в) После проверки собранной схемы преподавателем
или лаборантом включить ее в сеть (U =120 В). Измерить сопротивление
на всех участках цепи и токи во всех ветвях схемы
для каждого варианта (табл. 2).
г) Рассчитать величину напряжения каждого
резистора
I=U*R
I1=U1*R1
I2=U2*R2
I3=U3*R3
д) Убедиться, что при параллельном соединении
I = I1 + I2 + I3
е) Подсчитать входную мощность и мощности,
потребляемые лампами каждого резистора.
Убедиться в балансе мощности.
Р0 = U*I0
Р1 = U* I1
Р2 = U*I2
Р3 = U*I3
Р0 = Р1 + Р2
+ Р3.
Результаты измерений и вычислений занести
в таблицу 4.
Таблица 4
Uдш
№ |
Измерения |
Вычисления | ||||||||||||||
U В |
I А |
I1 А |
I2 А |
I3 А |
R0 Oм |
R1 Oм |
R2 Oм |
R3 Oм |
∑R Oм |
∑I A |
P0 Вт |
P1 Вт |
P2 Вт |
P3 Вт |
∑P Вт | |
1 |
120 |
36 |
12 |
12 |
12 |
30 |
10 |
10 |
10 |
30 |
36 |
4320 |
1440 |
1440 |
1440 |
4320 |
2 |
120 |
24.8 |
12 |
8 |
4.8 |
50 |
10 |
15 |
25 |
50 |
24.8 |
2976 |
1440 |
960 |
576 |
2976 |
4. Исследовать смешанное соединение приемников. Для этого:
а) Собрать схему согласно рис. 3.
(рис.3).
б) После проверки собранной схемы преподавателем или лаборантом включить ее в сеть (U = 127 В). Измерить напряжения на всех участках цепи и токи во всех ветвях для каждого варианта (табл. 2).
в) Замкнуть накоротко резистор R1,
включенный последовательно, и повторить
измерение токов и напряжений для одного
из вариантов, указанных в таблице 2.
г) Снять проводник, замыкающий, последовательно включенный резистор, и замкнуть им накоротко параллельный участок. Измерить токи и напряжения для одного из вариантов, указанных в таблице 2.
д) Определить расчетом для каждого варианта:
- сопротивления резисторов
R1 = U1 / I1
Ом;
R2 = U23 / I2 Ом;
R3 = U23 / I3 Ом.
- эквивалентное сопротивление участка А-Б
R23 = R2*R3
/ (R2 + R3)
- общее сопротивление цепи
R0 = U / I
е) Убедиться, что в данной схеме
R0
= R1 + R23 = Rэ
I1 = I2 + I3
I2 / I3 = R3 / R2
ж) Подсчитать входную мощность и мощности,
потребляемые лампами каждого реостата. Убедиться в балансе мощностей.
Р0 = U I1 = R0 I12;
Р1 = U1 I1 = R1 I12;
Р2 = U23 I2 =
R2 I22;
Р3 = U23
I3 = R3 I32;
Р0=Р1+Р2+Р3
или Рr
= Рн.
Результаты измерений и вычислений занести в таблицу 5.
Таблица 5
Uдш
№/№ |
Измерения |
Вычисления | |||||||||||||||
I1 А |
I2 А |
I3 А |
U0 В |
U1 В |
U23 В |
R0 Ом |
R1 Ом |
R2 Ом |
R3 Ом |
R23 Ом |
I2+I3 А |
P0 Вт |
P1 Вт |
P2 Вт |
P3 Вт |
∑P Вт | |
1 2 |
8.47 5.86 |
4.23 1.95 |
4.23 3.91 |
127 127 |
84.67 87.92 |
42.33 39.08 |
15 21.67 |
10 15
|
10 20 |
10 10 |
5 6.67 |
8.47 5.86 |
1076 744 |
718 515 |
179 76 |
179 153 |
1076 744 |
5. Особенности
последовательного,
При последовательном соединении ток, проходящий через приемники, имеет одинаковое значение, а напряжения разные.
При параллельном соединении токи, проходящие через приемники, имеют разные значения, а напряжения - одно.