Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:53, курсовая работа
Физика – экспериментальная наука. Постижение физических законов и процессов не мыслимо без эксперимента. Особенно интересным представляется эксперимент в виде задачи.
В данной работе предлагается ряд экспериментальных задач, которые можно использовать как на уроках, так и в виде домашнего задания.
Введение….………………………………………………………..………..3
Экспериментальные задачи
1. Суперудар……………………………………………………….……….4
2. Измерение силы, необходимой для обрыва нити……….………………6
3. Определение функциональной зависимости скорости вытекания струи жидкости из сосуда от уровня жидкости в нём……………………………7
4. Определение центра масс пустого сосуда……………………………..9
5. Определение коэффициента трения тела о стол………………………11
6. Измерение коэффициента трения………………………………………12
7. Исследование вращательного движения вращательного движения твердого тела………………………………………………………………14
8. Определение скорости истечения струи из ракеты………………….17
9. Определение начальной скорости свободно падающего тела……..19
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………….21
Если М » m, то полученная формула упрощается:
Если же R » r, то формула (6) принимает вид:
Чтобы определить экспериментально время tэ движения диска, нужно навить нить на стержень до поднятия диска на высоту h от нижней точки. Освободить диск и одновременно запустить секундомер. В момент достижения диском самой низкой точки останавливаем секундомер.
Для того чтобы сделать вывод о совпадении или различии времени tT движения диска по расчету и времени tэ, полученному из эксперимента, нужно оценить границы погрешностей измерений ΔtT и Δtэ и сравнить их сумму с модулем разности |tT -tэ|
Определение скорости истечения струи из ракеты.
В распоряжении имеются пластмассовая бутылка, резиновая пробка со стеклянной трубкой, резиновая трубка, весы, компрессор или велосипедный насос, измерительная лента.
Задание: Используя предложенное оборудование, изготовьте модель ракеты и запустите ее. Определите экспериментально скорость истечения реактивной струи из ракеты.
Решение: Истечение газовой струи из сосуда-«ракеты» приводит к возникновению реактивной силы. Если сосуд не связан с другими телами, то в результате истечения газа он, как ракета, движется в противоположном направлении. По закону сохранения импульса можно записать: mv - тси = 0, где т — масса газа, вышедшего из сосуда, v — скорость истечения газовой струи, тс — масса сосуда, и — скорость движения сосуда.
Для оценки скорости и истечения газовой струи нужно измерить начальную скорость и движения сосуда-«ракеты», массу тс сосуда и массу т газа:
В качестве сосуда можно взять пластмассовую бутылку из-под шампуня. Бутылку следует насадить на резиновую пробку с отверстием с таким усилием, чтобы она слетала с пробки при избыточном давлении около 0,5 • 105 Па. Пробку с помощью шлангов соединяют с насосом и манометром, закрепляют пробку в лапке штатива и насаживают на нее пластмассовую бутылку. Накачивая воздух в бутылку, постепенно повышают давление в ней. Когда бутылка, как ракета, взлетает вертикально вверх, из нее выходит воздух до тех пор, пока давление оставшегося в ней воздуха не понизится до атмосферного. Массу т выходящего из «ракеты» воздуха можно найти из уравнения Клапейрона—Менделеева:
где — избыточное давление воздуха в сосуде, измеренное манометром, М — молярная масса газа, Т —его температура.
Отсюда масса m вышедшего воздуха равна
Начальную скорость u «ракеты» можно найти по высоте h ее подъема:
Определение начальной скорости свободно падающего тела.
Задание: В распоряжении имеется только измерительная лента. Определить, какую начальную скорость вы можете сообщить небольшому кусочку стирательной резинки щелчком пальца.
Решение: Нужно положить резинку на край стола. Щелчком приведем ее в движение в горизонтальном направлении и заметим место, в котором резинка достигает пола. Измерим высоту h стола и расстояние l от стола до точки падения резинки на полу.
Горизонтальная составляющая скорости v во время движения не изменялась, поэтому ее можно найти по формуле:
где t — время движения резинки.
Зная высоту падения h, из формулы находим время t:
Следовательно, начальная скорость резинки равна:
Заключение.
Выполнение экспериментальных заданий способствует формированию новых качеств личности, а также развитию уже существующих. Изготовление приборов необходимых для решения задач подталкивает к мыслительным и творческим поискам решения возникающих проблем, а также постижению физических законов не абстрактным образом, а практическим.
Список литературы.
1.