Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 08:50, реферат
Понятие измерения и его погрешности. Роль приборов. Концепции измерения в классическом естествознании.
Для классического естествознания характерно глубокое исследование отдельных явлений, активное использование эксперимента.
В естественных науках и технике получение числовой информации об изучаемом объекте в ходе наблюдения или эксперимента называют измерением. В более широком смысле измерение – это любая эмпирическая процедура получения количественных данных об объекте исследования.
Концепция измерения в классическом и неклассическом естествознании.
Понятие измерения и его погрешности. Роль приборов. Концепции измерения в классическом естествознании.
Для классического естествознания характерно глубокое исследование отдельных явлений, активное использование эксперимента.
В естественных науках и технике получение числовой информации об изучаемом объекте в ходе наблюдения или эксперимента называют измерением. В более широком смысле измерение – это любая эмпирическая процедура получения количественных данных об объекте исследования.
Измерение
выполняют методом
Различают прямые и косвенные измерения. Данные прямых измерений получают непосредственно в ходе наблюдения или эксперимента. Данные косвенных измерений получают путём расчётов, выполненных на основе результатов прямых измерений. Простейшим примером прямых измерений может служить определение длины ребра куба; в этом случае вычисление его объёма служит простейшим примером косвенного измерения.
В естествознании и технике прямые измерения производят с использованием различных измерительных приборов и установок. В любом случае с помощью приборов определяют значения некоторой физической величины, так как действие всех реальных измерительных приборов основано на каком-либо физическом эффекте. В этом смысле физика является принципиальной основой измерительных методов естествознания и техники.
По существу измерительный прибор представляет собой макроскопический объект, который служит посредником между явлением, которое изучается, и органами чувств человека. Заметим, что само изучаемое явление может относиться к макро- или мегамиру, а может принадлежать микромиру. В последнем случае проявляется особая проблема «деликатности» воздействия на исследуемый объект. Эта проблема решается в области неклассического естествознания.
При исследовании в области макромира правильно подобранный прибор чаще всего является нейтральным по отношению к изучаемому объекту. В этом качестве он как бы создаёт идеальный канал «объект–прибор–исследователь», без искажений передающий информацию о наблюдаемом объекте. Таково классическое понимание роли прибора в измерении.
Приборный метод измерений уменьшает
вероятность искажённого
Используемые измерительные приборы почти всегда изготавливаются серийно промышленным способом и поэтому могут обеспечить выполнение условий стандартизации, облегчают воспроизводимость эксперимента или наблюдения.
С появлением новых приборов и новых
измерительных методик с
Один и тот же достоверный факт интерпретируют, объясняют по-разному. Например, видимое движение Солнца по небосводу представляли как результат вращения солнца вокруг Земли. Однако позже, приняв во внимание и другие не менее достоверные данные, интерпретировали всю их совокупность как следствие вращения Земли вокруг своей оси. Таким образом, надёжность эмпирических данных, накапливаемых в естествознании, как правило, не подвергается сомнению, в то же время их объяснение может изменяться и уточняться.
В развитых науках теоретическое осмысление действительности и процедуры получения эмпирической информации весьма тесно взаимосвязаны и стимулируют развитие друг друга. Однако первичным основанием науки и решающим критерием истинности теоретических представлений остаётся опыт. Отсюда вытекает проблема оценки точности эмпирических данных, получаемых в результате измерений.
Применение приборов не избавляет от ошибок в определении величин, характеризующих изучаемое явление. В процессе прямых измерений всегда действует множество факторов, приводящих к искажению результата измерения. Степень искажения результата характеризуют величиной погрешности измерения.
Различают погрешности двух основных видов.
Систематическими называются погрешности, вызванные неизменными, повторяющимися от измерения к измерению причинами. При многократных измерениях систематические погрешности повторяются по величине и по знаку. Это отличает их от погрешностей случайных. Для уменьшения искажения результата необходимо выявить факторы, приводящие к систематическим погрешностям, и устранить их. Если некоторые из таких факторов устранить не удаётся, то рассчитывают величину искажения и вносят в результат измерения соответствующую поправку.
Случайными погрешностями называются те, которые обусловлены, действием в процессе измерения случайных, непредсказуемых, неповторяющихся факторов.
При многократном однотипном измерении всегда возникают случайные погрешности, различные по величине и знаку. Они могут и завышать результат измерения, и занижать его, причём каждый раз в разной степени. Из такого свойства вытекает практическая методика уменьшения влияния случайных погрешностей на результат: необходимо многократно выполнить одно и то же измерение, затем найти среднее значение измеряемой величины. Чем больше число измерений проведено, тем ближе будет результат усреднения к истинному значению измеряемой величины. Представление о наличии некоего «истинного значения» вытекает из принципиальной возможности полного устранения неконтролируемых факторов, оказывающих влияние на измеряемую систему. Это представление, характерное для классической стратегии познания, оправдано только в частном случае. В общем случае в серии «одинаковых» измерений можно получить набор значений измеряемой величины, а также распределение вероятностей измеряемых значений. Последнее характеризует исследуемую систему, взятую в условиях конкретной процедуры измерения. В физике измеряемая величина называется наблюдаемой, а условия проведения эксперимента – состоянием физической системы.
Погрешность измерения выражают либо в абсолютной, либо в относительной форме.
Абсолютной погрешностью измерения называют разность измеренного значения величины а и её истинного значения. Так как истинное значение принципиально неизвестно, то вместо него на практике используют среднее значение аср. Поэтому абсолютная погрешность измерения вычисляется по формуле: Δа = а + аср.
Относительная погрешность вычисляется как отношение абсолютной погрешности данного измерения к среднему значению величины: ε = Δа/аср. Она показывает, какую долю составляет погрешность от самой измеряемой величины. Относительная погрешность характеризует качество измерения.
Упрощённая форма записи результата многократного измерения некоторой величины а с учётом усреднённой погрешности всех измерений выглядит следующим образом:
а = аср ± Δаср.
Или же с использованием относительной погрешности:
а = аср (±εср, %).
Отметим, что анализу подлежат погрешности не только прямых, но и косвенных измерений. В естествознании для целей вычисления погрешностей измерений и их анализа пользуются специальным математическим аппаратом, так называемой теорией погрешностей. Она даёт наиболее корректные варианты записи результата измерения, учитывающие распределения вероятностей для измеряемой величины.
Полные данные о результатах измерения обязательно должны включать и сведения о погрешностях измерений. Поскольку типичной целью экспериментов является нахождение функциональных зависимостей, характерных для исследуемого явления, то результаты эксперимента часто представляют графически. При этом отображают также и величины погрешностей. Графики, иллюстрирующие результаты различных экспериментов и наблюдений, невозможно корректно построить без учёта погрешностей эмпирических данных.
В классическом естествознании имеют дело с такими объектами и процессами, в отношении которых возможно значительное уменьшение неконтролируемого влияния окружения, в том числе – самих измерительных приборов. В соответствии с классическим идеалом экспериментальной достоверности представляется возможным (хотя бы теоретически) уменьшить погрешность до нуля, выявив все влияющие на измерение факторы и тем самым полностью исключив случайность. Как показало развитие неклассического естествознания, такой идеал недостижим. Тем не менее, многие естественнонаучные эксперименты выполняются настолько тщательно, что Δаср≪ аср, и относительная погрешность составляет исчезающее малую долю процента.
Соотношение неопределённостей.
Концепция неконтролируемого
Развитие
новых представлений о
Здесь Δx, Δy, Δz – неопределённости координат движущейся частицы; Δpx, Δpy, Δpz – неопределённости импульса (его проекций на соответствующие координатные оси); .
Соотношение
неопределённостей справедливо
также и для других величин, произведение
которых имеет размерность
Соотношение неопределённостей является предпосылкой недетерминистского, статистического описания микрообъектов. Оно приводит к пониманию того, что поведение микрочастиц носит вероятностный характер и взамен классического понятия траектории для микрочастицы следует использовать понятие распределения вероятности обнаружения частицы в различных точках пространства.
Соотношение
неопределённостей приводит к пониманию
того, что в микромире ни один
объект не является полностью
Состояние микрообъекта чувствительно к любому неконтролируемому воздействию порядка кванта действия (постоянной Планка). В связи с этим при изучении микрообъекта невозможно абстрагироваться от окружения, как это делают в рамках классического подхода при описании состояния макрообъектов.
Исследуя микромир, мы наблюдаем микрообъекты как некое конкретное проявление системы в данных условиях. В квантовой физике постепенно сформировался новый, отличный от классического взгляд на иерархию природных объектов. Представление о целостности в квантовой физике (а вместе с тем и во всём неклассическом естествознании) идёт гораздо дальше классического представления о части и целом, об ограниченности делимости материи. В микромире отдельный объект рассматривается лишь по отношению к целостной системе, свойства которой и обусловливают конкретный характер проявлений микрообъекта. По словам известного физика П.Ланжевена, основной причиной трудностей интерпретации неклассического поведения микрообъектов «…является введение представлений об индивидуальных частицах» по аналогии с представлением об индивидуальных телах в макромире. И сущность принципа неопределённости он видел именно «в утверждении невозможности проследить за движением отдельного электрона, т. е. невозможности представить его себе в качестве отдельного предмета».
При неклассическом подходе объект исследуется не сам по себе, а с учётом результата неконтролируемого воздействия окружения. Это выражается в неклассической концепции неконтролируемого и неустранимого случайного воздействия окружения, которое учитывается в понятии микросостояния, а также в неклассической концепции измерения.
Прибор является макроскопическим окружением для исследуемого микрообъекта. Его влияние на микрообъект заключается в том, что фактически макроприбор сам является источником некоторого состояния микрообъекта, которое обнаруживается в измерении. Это и проявляется в соотношении неопределённостей.
Соотношение неопределённостей ограничивает
экспериментально достижимую точность
измерения характеристик
Информация о работе Концепция измерения в классическом и неклассическом естествознании