Контрольная работа по "Физике"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 12:05, контрольная работа
Описание работы
1. Ещё в древности Птолемей (2 век) описал кажущееся изменение формы диска Солнца, когда оно находится у горизонта. Сплюснутым или растянутым по вертикали будет казаться диск Солнца у горизонта? Ответ поясните.
2. Маленькую модель лодки, плавающую в банке с водой, переместили с Земли на Луну. Изменится ли при этом (и если изменится, то как) глубина погружения (осадка) лодки? Ответ поясните.
3. Гладкий клин массой 900 г и высотой 18 см покоится на гладкой горизонтальной поверхности
(см. рисунок). С вершины клина начинает соскальзывать шайба массой 100 г и переходит на
горизонтальную поверхность. Определите скорость клина в момент перехода шайбы на горизонтальную поверхность.
Файлы: 1 файл
ГИА, 2013 г.
ФИЗИКА
(1306 – 1/8)
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Атмосферная рефракция
Прежде чем луч света от удалённого космического объекта (например,
звезды) сможет попасть в глаз наблюдателя, он должен пройти сквозь
земную атмосферу. При этом световой луч подвергается процессам
рефракции (преломления), поглощения и рассеяния.
Попадая в атмосферу Земли, луч в результате преломления отклоняется от
прямой линии по направлению к Земле. Это явление называется рефракцией.
По мере приближения к поверхности Земли плотность атмосферы растёт, и
лучи преломляются
всё сильнее. В результате все небесные тела, за
исключением тех, что находятся в зените, кажутся на небе выше, чем они
есть на самом деле (см. рисунок). Угол α между истинным и видимым
направлениями на звезду называется углом рефракции. Звёзды
вблизи
горизонта, свет которых должен пройти через большую толщу атмосферы,
сильнее всего подвержены действию атмосферной рефракции (угол
рефракции составляет порядка 1/6 углового градуса).
Земля
O
Зенит
Горизонт
S
1
S
1
S
2
S
2
'
'
Видимое смещение (обозначено пунктиром)
для истинных звёзд S
1
и S
2
. Наблюдатель находится в точке О
Наличие атмосферных слоёв с различной плотностью, температурой и
составом и существование вертикальных и горизонтальных перемещений
этих слоёв могут создавать переменную рефракцию, которая приводит к
видимому мерцанию звёзд.
К другим астрономическим явлениям, связанным с рефракцией света в
атмосфере, относится освещение диска Луны красноватым светом во время
полных лунных затмений. Такое освещение создаётся солнечными лучами,
которые из-за преломления в атмосфере попадают в конус земной тени
и, соответственно, на поверхность Луны.
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Ещё в древности Птолемей (2 век) описал кажущееся изменение формы
диска Солнца, когда оно находится у горизонта. Сплюснутым или
растянутым по вертикали будет казаться диск Солнца у горизонта? Ответ
поясните.
Образец возможного ответа
1. Диск Солнца будет казаться сплюснутым.
2. У самого горизонта рефракция быстро нарастает, угол рефракции для
нижнего края диска Солнца будет больше угла рефракции для верхнего края
диска. Таким образом, зрительно нижний край будет приподнят в большей
степени, поэтому диск будет казаться сплюснутым.
19
Содержание критерия
Баллы
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное
обоснование, не содержащее ошибок
2
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его
обоснование не является достаточным, хотя содержит оба элемента
правильного ответа или указание на физические явления (законы),
причастные к обсуждаемому вопросу.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному
ответу, но ответ явно не сформулирован
1
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на
поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения
правильны или неверны, или отсутствуют
0
Максимальный балл
2
ГИА, 2013 г.
ФИЗИКА
(1306 – 3/8)
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Используя источник тока, вольтметр, ключ, соединительные провода,
резисторы, обозначенные R
1
и R
2
, соберите экспериментальную установку для
проверки правила для электрического напряжения при последовательном
соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и
общее напряжение на контактах двух резисторов при их последовательном
соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на
каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений
с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод.
Характеристика оборудования
При выполнении задания используется комплект оборудования № 5
в следующем составе:
Наборы лабораторные
Комплект «ГИА-лаборатория»
Комплект № 5
источник питания постоянного
тока 5,4 В (при входном
напряжении (42 2) В ЭДС равна
(5,0 0,4) В;
при входном напряжении
(36 2) В ЭДС равна (4,2 0,4) В)
вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В
резистор R
1
= (12,0 0,6) Ом,
обозначенный R
1
резистор R
2
= (6,0 0,3) Ом,
обозначенный R
2
соединительные провода, 10 шт.
ключ
источник питания постоянного
тока 5,4 В (при входном
напряжении (42 2) В ЭДС равна
(5,0 0,4) В;
при
входном
напряжении
(36 2) В ЭДС равна (4,2 0,4) В)
вольтметр двухпредельный:
предел измерения 3 В, С = 0,1 В;
предел измерения 6 В, С = 0,2 В
резистор R
1
= (8,2 0,4) Ом,
обозначенный R
1
резистор R
2
= (4,7 0,3) Ом,
обозначенный R
2
соединительные провода,
10 шт.
ключ
рабочее поле
Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное
с другими характеристиками необходимо внести соответствующие
изменения в образец выполнения задания.
24
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Образец возможного выполнения
1. Схема экспериментальной установки:
R
1
R
2
V
V
2
V
1
2. Напряжение на резисторе R
1
: U
1
= 2,8 В.
Напряжение на резисторе R
2
: U
2
= 1,4 В.
Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: U = 4,1 В.
3. Сумма напряжений: U
1
+U
2
= 4,2 В.
С учётом погрешности измерений сумма напряжений на концах цепи из двух
резисторов находится в интервале от 3,8 до 4,6 В.
Измеренное значение общего напряжения (4,1 В) попадает в этот интервал
значений.
Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединённых резисторах
равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.
Указание экспертам
Результаты прямых измерений напряжения считать верными, если
выполняется соотношение U
1
/U
2
= (R
1
/R
2
± 0,2), где R
1
и R
2
– номинальные
значения сопротивлений резисторов.
Содержание критерия
Баллы
Полностью правильное выполнение задания, включающее в себя:
1) схематичный рисунок экспериментальной установки;
2) правильно записанные результаты прямых измерений (в данном
случае напряжения для трёх измерений);
3) расчёты и сформулированный правильный вывод
4
Приведены все элементы правильного ответа 1–3, но допущена
ошибка в единицах измерения при представлении результатов
измерения физической величины.
ИЛИ
Допущена ошибка при указании интервала возможных значений
физической величины с учётом погрешности её определения.
ИЛИ
Допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной
установки, или рисунок отсутствует
3
Сделан
рисунок
экспериментальной
установки, правильно
приведены значения прямых измерений величин, но не
сформулирован вывод
2
ГИА, 2013 г.
ФИЗИКА
(1306 – 5/8)
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
ИЛИ
Сделан рисунок экспериментальной установки, сформулирован
вывод, но в одном из экспериментов присутствует ошибка в
прямых измерениях
Записаны только правильные значения прямых измерений.
ИЛИ
Сделан рисунок экспериментальной установки и частично
приведены результаты верных прямых измерений
1
Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным
критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи.
Отсутствие попыток выполнения задания
0
Максимальный балл
4
Маленькую модель лодки, плавающую в банке с водой, переместили с Земли
на Луну. Изменится ли при этом (и если изменится, то как) глубина
погружения (осадка) лодки? Ответ поясните.
Образец возможного ответа
1. Не изменится
2. Лодка погружается в воду до тех пор, пока выталкивающая сила,
действующая на лодку со стороны воды, не уравновесит силу тяжести.
Глубина погружения (осадка) лодки определяется выполнением условия:
F
тяж
= F
выт
(1). Ускорение свободного падения на Луне меньше, чем на Земле.
Но поскольку обе силы прямо пропорциональны ускорению свободного
падения, то обе силы F
тяж
и F
выт
уменьшатся в одинаковое число раз, и
равенство (1) не нарушится.
25
Содержание критерия
Баллы
Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное
обоснование, не содержащее ошибок
2
Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его
обоснование некорректно или отсутствует.
ИЛИ
Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному
ответу, но ответ явно не сформулирован
1
Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на
поставленный вопрос.
ИЛИ
Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения
правильны или неверны, или отсутствуют
0
Максимальный балл
2
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Гладкий клин массой 900 г и высотой 18 см
покоится на гладкой горизонтальной поверхности
(см. рисунок). С вершины клина начинает
соскальзывать шайба массой 100 г и переходит на
горизонтальную поверхность. Определите скорость
клина в момент перехода шайбы на горизонтальную поверхность.
Возможный вариант решения
Дано:
M = 900 г = 0,9 кг
m = 100 г = 0,1 кг
h = 18 см = 0,18 м
Закон сохранения горизонтальной проекции импульса:
m
Mu
, где
– скорость шайбы, а u – скорость клина
относительно горизонтальной поверхности.
Отсюда выразим:
.
Mu
m
Закон сохранения механической энергии:
2
2
.
2
2
m
Mu
mgh
Подставив в эту формулу выражение для скорости
шайбы, найдём:
2gh
u m
M m M
– ?
Ответ: 0,2 м/с
26
M
m
Содержание критерия
Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие
элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых
необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом
(в данном решении: закон сохранения импульса, закон сохранения
механической энергии);
3) выполнены необходимые математические преобразования и
расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и
представлен ответ. При этом допускается решение «по частям»
(с промежуточными вычислениями)
3
Правильно
записаны
необходимые
формулы,
проведены
вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена
ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-
либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо
и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в
математических преобразованиях или вычислениях допущена
ошибка
2
ГИА, 2013 г.
ФИЗИКА
(1306 – 7/8)
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Электрический кипятильник со спиралью сопротивлением 150 Ом поместили
в сосуд, содержащий 400 г воды, и включили в сеть с напряжением 220 В. За
какое время вода в сосуде нагреется на 57,6 °С? Теплообменом с
окружающей средой пренебречь.
Возможный вариант решения
Дано:
R = 150 Ом
m = 400 г = 0,4 кг
U = 220 B
∆t = 57,6 °С
c = 4200
Дж
кг °С
Q cm t
2
τ
U
Q
R
2
τ
сm tR
U
τ – ?
Ответ: 300 с
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые
для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена
ошибка
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным
критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла
0
Максимальный балл
3
27
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Содержание критерия
Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие
элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых
необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом
(в данном решении: закон Джоуля – Ленца; формула для расчёта
количества теплоты, необходимого для нагревания вещества);
3) выполнены необходимые математические преобразования и
расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и
представлен ответ. При этом допускается решение «по частям»
(с промежуточными вычислениями)
3
Правильно
записаны
необходимые
формулы,
проведены
вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена
ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.
ИЛИ
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-
либо числовых расчётов.
ИЛИ
Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо
и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в
математических преобразованиях или вычислениях допущена
ошибка
2
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые
для решения задачи.
ИЛИ
Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена
ошибка
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным
критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла
0
Максимальный балл
3
Информация о работе Контрольная работа по "Физике"