Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:09, реферат
Базовые умения в экспериментальной деятельности закладываются еще в школе, но несмотря на то, что в программах по физике для общеобразовательной школы эксперимент представлен (или должен быть представлен) достаточно широко, результаты обучения школьников экспериментированию оцениваются как невысокие. Один из неудовлетворительных результатов обучения состоит в том
Здравствуйте,
тема моей дипломной работы – исследование
компьютерных методов обработки
результатов физического
Базовые умения в экспериментальной деятельности закладываются еще в школе, но несмотря на то, что в программах по физике для общеобразовательной школы эксперимент представлен (или должен быть представлен) достаточно широко, результаты обучения школьников экспериментированию оцениваются как невысокие. Один из неудовлетворительных результатов обучения состоит в том, что у большинства учащихся складывается неверное мнение об эксперименте как о методе очень простом, даже банальном. Дескать, в эксперименте истина открывается сразу, во всей полноте и без особых затрат труда. Более того, часто она известна
заранее, еще до постановки опытов (т. е. априори). Если же затруднения и возникают, то виноваты в этом «плохие» школьные приборы. Само выполнение эксперимента сводится, главным образом, к выполнению внешне двигательных действий согласно подробной инструкции проведения опыта.
На самом деле, это, конечно, не так.
Зачастую в эксперименте
возникают непреодолимые
Работа экспериментатора,
как было уже сказано, обязательно
содержит этап математической обработки
результатов проведения измерений.
Современная научно-
Таким образом, перед
юным экспериментатором возникают
проблемы – современная средняя
школа не дает специальных знаний
по прикладной математике, достаточных
для грамотной обработки
При изучении темы моей работы, я поставил главную цель - выделить главные аспекты которые помогли бы в решении проблем, как школьникам, так и студентам. Компьютерные методы обработки результатов физического эксперимента способны повышению наглядности обучения, поднимают познавательную активность, реализуют творческий потенциал, позволяют глубже понять сущность физического явления, обучают решать задачи с применением современных средств вычислительной техники.
За основу я взял среду MS EXCEL, это обуславливается несколькими соображениями.
Программное обеспечение стоит практически везде, будь то дом, школа или ВУЗ.
Обучение работы
в табличном редакторе
Электронные таблицы
позволяют использовать статистические
методы, ранее доступные лишь узкому
кругу математиков, широкому кругу
людей.
Как правило, эксперимент
сопряжен с многократным измерением
той или иной величиной, в результате
чего необходимо оценить получившийся
массив данных. Итак, выделим основные
задачи – отыскание величины максимально
приближенной к истиной, нахождение отклонения
экспериментальных данных, исследование
зависимости между рядом величин, оформление
результатов в удобном и наглядном виде.
Пример расчета погрешности
Пусть в эксперименте измеряли линейные размеры параллелепипеда с целью определить его объем. Высота h, длина a и ширина b измерялись по 3 раза с помощью штангенциркуля с ценой деления нониуса 0,1 мм. В результате чего были получены следующие результаты
Расположим эти данные в электронной таблице MS Excel в столбцах A, B и C (рис. 30). Оставив место на поясняющие подписи, в ячейках A7, B7 и C7 вычислим соответствующие средние арифметические значения. Для этого в ячейку A7 записываем СРЗНАЧ(=A2:A4) и протягиваем ее на ячейки B7 и C7.
Для расчета среднеквадратичного отклонения каждой из измеренных величин необходимо просуммировать квадраты разности между каждым измеренным значение и средним арифметическим. Например, для величины a нужно найти значение
это измеренные значения. Используем для этого встроенную функцию
КВАДРОТКЛ. В ячейке A9 запишем : КВАДРОТКЛ(A2:A4)
Среднеквадратичное отклонение вычисляется следующим образом:
Так как сумма
квадратов уже посчитана в
ячейке A9, то для вычисления среднеквадратичного
отклонения необходимо вычислить корень
из значения A9 деленного на 6: КОРЕНЬ(=A9/6)
Запишем эту формулу в ячейку
A10. Выделив и протянув ячейки
A9 и A10 вправо, получим
сумму квадратов и
Далее необходимо рассчитать случайную погрешность, которая для величины a вычисляется по формуле
где tαn – коэффициент Стьюдента. Для n = 3 (три измерения) и доверительной вероятности α = 0,95 получим коэффициент Стьюдента в ячейке C12 СТЬЮДРАСПОБР(1-0,95;3-1) А в ячейках A13, B13, C13 рассчитаем случайные погрешности для величин a, b, h, соответственно :
=A10*C12
=B10*C12
=C10*C12
В этом эксперименте
все три величины a, b, h измерялись
одним и тем же прибором штангенциркулем
с ценой деления нониуса d = 0,1
мм. Поэтому погрешность
Данную величину
нетрудно рассчитать в уме, но для
большей наглядности также
Для каждой измеряемой величины необходимо рассчитать полную погрешность. Для величины a это следует сделать по формуле
Запишем эту формулу в ячейку A18 в виде: КОРЕНЬ(A13^2+$C16^2) В ячейке C16, в которой расположена погрешность однократных измерений, зафиксируем номер строки и протянем вправо (по столбцам), чтобы получить погрешность Δb и Δh измерений двух других величин b и h.
<V> = <a> ⋅ <b> ⋅ <h>.
Запишем эту формулу в ячейку B20 в виде: =A7*B7*C7
Погрешность объема рассчитывается по формуле
Все необходимые
для расчета по этой формуле значения
расположены в таблице
Относительная погрешность (в процентах):
Эту формулу запишем в ячейку F21 в виде : =F20/B20*100
Согласно результатам вычислений окончательный результат необходимо округлить до десятков (до первой значащей цифры в погрешности) и записать в виде: V = (2410±70) мм3.
Таким образом, можно
организовать, казалось бы, простой
эксперимент, заключающийся в перемножении
трех величин.
Но метод компьютерной обработки, служит не только для механической работы выше изложенного типа, но и помогает анализировать связь экспериментальных данных.
Предлагаю рассмотреть Изучение закона Ома для полной цепи.
Закон Ома для полной цепи имеет вид
I = E/(R+r)
где R-сопротивление нагрузки, Е-эдс источника тока, а r-его внутреннее сопротивление.
Представим (1) в виде линейной функции
1/I = (1/E) R + r/E
( y = a x + b )
Найдем постоянные параметры зависимости 1/I =F(R) и рассчитаем по ним оптимальные значения Е и r исследуемого источника тока.
Задаем столбец
со значением R и столбец с измеряемым
I.
R | I |
1,00 | 1,7257 |
2,00 | 1,5966 |
3,00 | 1,4434 |
4,00 | 1,4079 |
5,00 | 1,2752 |
6,00 | 1,195 |
7,00 | 1,1243 |
8,00 | 1,0508 |
9,00 | 1,0254 |
10,00 | 0,9548 |
11,00 | 0,9273 |
12,00 | 0,8849 |
13,00 | 0,8131 |
14,00 | 0,787 |
15,00 | 0,7554 |
16,00 | 0,7483 |
17,00 | 0,6993 |
18,00 | 0,7014 |
19,00 | 0,6772 |
20,00 | 0,6291 |
21,00 | 0,6149 |
22,00 | 0,5777 |
23,00 | 0,5891 |
24,00 | 0,5717 |
25,00 | 0,539 |
26,00 | 0,5398 |
27,00 | 0,5046 |
28,00 | 0,5013 |
29,00 | 0,4787 |
30,00 | 0,4857 |
31,00 | 0,4738 |
32,00 | 0,4444 |
33,00 | 0,4562 |
34,00 | 0,4458 |
Построим точечный
график, где сразу же отметим линию тренда
и коэффициент корреляции, все это уже
заложено в Exsel
Тем самым мы можем найти ЭДС источника Е=1/a и его внутреннее сопротивление r=b*E.
E=19,23392864
r=10,08451553
значение R2 говорит нам, что функция действительно приближенна к линейной зависимости.
Но стоит отметить, как выглядело бы это вручную.
Построение линейной регрессии сводится к оценке ее параметров a, b.
Классический подход к оцениванию параметров линейной регрессии основан на методе наименьших квадратов (МНК).
Коэффициенты, определяемые
на основе МНК, являются решением системы
уравнений
Решая эту систему уравнений, получим
Далее для удобства заполняется таблица, а
коэффициенты a, b вычислим по формулам соответственно.
На основе результатов полученных в E и r рассчитаем и построим график зависимости мощности, выделяемой на сопротивлении от его величины: т.е. N=N(R).
Где N=R*I2
Полученные результаты
запишем в таблицу.
R | I | Iтеор | ОшI | Nэксп | Nтеор |
1,00 | 1,7257 | 1,73521 | 9E-05 | 2,978 | 3,0109 |
2,00 | 1,5966 | 1,59162 | 3E-05 | 5,0985 | 5,0665 |
3,00 | 1,4434 | 1,46998 | 0,0007 | 6,2503 | 6,4825 |
4,00 | 1,4079 | 1,36561 | 0,0018 | 7,9289 | 7,4595 |
5,00 | 1,2752 | 1,27508 | 8E-09 | 8,1303 | 8,1291 |
6,00 | 1,195 | 1,1958 | 7E-07 | 8,5677 | 8,5797 |
7,00 | 1,1243 | 1,12581 | 2E-06 | 8,8477 | 8,8721 |
8,00 | 1,0508 | 1,06356 | 0,0002 | 8,8341 | 9,0492 |
9,00 | 1,0254 | 1,00783 | 0,0003 | 9,4629 | 9,1415 |
10,00 | 0,9548 | 0,95765 | 8E-06 | 9,1159 | 9,1709 |
11,00 | 0,9273 | 0,91223 | 0,0002 | 9,4582 | 9,1538 |
12,00 | 0,8849 | 0,87092 | 0,0002 | 9,3972 | 9,1021 |
13,00 | 0,8131 | 0,8332 | 0,0004 | 8,5947 | 9,0248 |
14,00 | 0,787 | 0,7986 | 0,0001 | 8,6718 | 8,9287 |
15,00 | 0,7554 | 0,76677 | 0,0001 | 8,5599 | 8,8189 |
16,00 | 0,7483 | 0,73737 | 0,0001 | 8,9583 | 8,6994 |
17,00 | 0,6993 | 0,71014 | 0,0001 | 8,3123 | 8,5732 |
18,00 | 0,7014 | 0,68486 | 0,0003 | 8,8562 | 8,4426 |
19,00 | 0,6772 | 0,66131 | 0,0003 | 8,7124 | 8,3093 |
20,00 | 0,6291 | 0,63933 | 0,0001 | 7,9153 | 8,1749 |
21,00 | 0,6149 | 0,61876 | 2E-05 | 7,9398 | 8,0402 |
22,00 | 0,5777 | 0,59948 | 0,0005 | 7,3433 | 7,9062 |
23,00 | 0,5891 | 0,58136 | 6E-05 | 7,9807 | 7,7735 |
24,00 | 0,5717 | 0,5643 | 5E-05 | 7,8437 | 7,6425 |
25,00 | 0,539 | 0,54822 | 9E-05 | 7,2622 | 7,5135 |
26,00 | 0,5398 | 0,53302 | 5E-05 | 7,5769 | 7,387 |
27,00 | 0,5046 | 0,51865 | 0,0002 | 6,875 | 7,263 |
28,00 | 0,5013 | 0,50503 | 1E-05 | 7,037 | 7,1416 |
29,00 | 0,4787 | 0,49211 | 0,0002 | 6,6444 | 7,023 |
30,00 | 0,4857 | 0,47983 | 3E-05 | 7,0776 | 6,9072 |
31,00 | 0,4738 | 0,46816 | 3E-05 | 6,9602 | 6,7942 |
32,00 | 0,4444 | 0,45703 | 0,0002 | 6,3195 | 6,6841 |
33,00 | 0,4562 | 0,44642 | 1E-04 | 6,8672 | 6,5767 |
34,00 | 0,4458 | 0,4363 | 9E-05 | 6,7567 | 6,4721 |