Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 07:39, реферат
Трансформаторы входят в состав основного оборудования электростанций, повышающих, понижающих и распределительных подстанций, различного вида преобразовательных устройств и т.д. Различное назначение, нередко связанное с различиями в конструкции, разнообразные условия работы и другие особенности требуют различного подхода к эксплуатации трансформаторов.Но где бы ни находились и как бы ни эксплуатировались трансформаторы, "болезни" у них, как правило, общие.
Основные виды повреждений трансформаторов
Способы диагностики состояния трансформаторов
Контроль за показаниями контрольно-измерительных приборов и осмотры трансформаторов
Испытание и химический анализ трансформаторного масла
Список литературы
Uпр=(U1+U2+...+Un)/n.
Если один пробой (обычно первый) резко отличается от других, его значение отбрасывается и определяется среднее значение пяти (n=5) остальных пробоев [5, 6].
Снижение пробивного напряжения
свидетельствует, как правило, о
загрязнении масла водой, воздухом,
волокнами и другими примесями.
Практически любое
Другим показателем, характеризующим свойства трансформаторного масла как диэлектрика, является тангенс угла диэлектрических потерь или tg d. Если к идеальному диэлектрику приложить переменное напряжение U (рис. 4), то через него будет протекать емкостный ток Ic. В реальном диэлектрике ток содержит также активную составляющую Iа, определяющую мощность, рассеиваемую в диэлектрике. Эта мощность называется диэлектрическими потерями. Суммарный ток I в реальном диэлектрике, в том числе и в масле, оказывается сдвинутым от напряжения не на 90°, а на меньший угол, равный 90° - d. Чем хуже диэлектрик (или соответственно чем хуже качество масла), тем больше в нем потери, тем больше активная составляющая тока Iа и тем больше угол d. Диэлектрические потери принято характеризовать тангенсом этого угла (tgd).
Поскольку потери Р =UI cos (90° -d) = UIa = UIc tg d, то tg d = Iа/Iс или в процентах tg d = (Ia/Ic) 100%.
Диэлектрические потери для свежего масла характеризуют его качество и степень очистки, а в эксплуатации - степень загрязнения и старения масла. Повышенные диэлектрические потери масла приводят к снижению изоляционных характеристик трансформатора в целом. При повышении tgd масла сверх нормируемого предела нужно принять меры к его снижению или заменить масло.
Для определения tg d масло
заливают в специальный сосуд
с цилиндрическими или плоскими
электродами. Измерение производят
с помощью моста переменного
тока типов Р525, Р5026 и др. по так
называемой прямой схеме. Прямая схема
используется в том случае, когда
ни один электрод (полюс) испытуемого
объекта не связан с землей. Если
один из полюсов (обычно это корпус
или бак) заземлен, применяется так
называемая перевернутая схема (см. § 6).
Прямая и перевернутая схемы включения
моста приведены на рис. 5. Поскольку
напряжение на электродах должно быть
2 кВ (при расстоянии между ними 2
мм), питание моста осуществляется
через трансформатор Т. Регулируя
R3 и С4, добиваются равновесия моста.
Сопротивления моста и
Перед измерением нужно проверить схему моста с присоединенными к нему электродами сосуда на отсутствие потерь. Это делают перед заливкой испытуемого масла в сосуд. Потерь нет, если С4=0. В противном случае следует проверить правильность сборки схемы и чистоту электродов. К сожалению, такая проверка проводится не всегда, что приводит к получению ложных результатов. Каждое измерение целесообразно повторять дважды - при разных положениях переключателя полярности гальванометра и при максимальной его чувствительности.
В настоящее время на некоторые
виды трансформаторного масла
tgdм20=tgdмt/К3
где К3 - коэффициент, зависящий от разности температур, dt=t-20 °С, принимаемый согласно табл.
Для трансформаторов 500-750 кВ и для мощных блочных трансформаторов 220 кВ значения tg d масла, допустимые в эксплуатации, отличаются от указанных в табл. 1. Например, согласно заводской инструкции для трансформаторов ТНЦ-1000000/500 оно должно быть не более 4% при 90 °С.
Пробивное напряжение и tg d масла
определяют в электротехнической лаборатории.
Остальные нормируемые величины
характеризуют физико-
От электротехнического персонала требуется доставить в лабораторию пробу масла и затем правильно оценить результаты анализа. Рассмотрим некоторые из этих показателей.
Цвет масла обычно светло-желтый.
В эксплуатации под влиянием нагрева,
загрязнении, образующихся смол и осадков
масло темнеет. Темный цвет свежего
масла свидетельствует о
Механическими примесями называют любые нерастворенные вещества, содержащиеся в масле в виде осадка или во взвешенном состоянии. Первая группа примесей — это волокна, пыль и другие элементы, попавшие в масло в результате растворения различного вида связующих веществ (красок, лаков и т.д). Они влияют на электрическую прочность масла. Их наличие определяют, просматривая на свет стеклянный сосуд, в который налито масло, после предварительного встряхивания.
При возникновении в масле
электрической дуги кроме газов
образуется второй вид примесей —
твердые обуглившиеся частицы, называемые
взвешенным углеродом. Масло, в котором
горела дуга. приобретает синеватый
оттенок и флуоресцирует. Взвешенный
углерод легко удаляется из масла
обычной механической очисткой. При
очень сильном засорении
Уже отмечалось, что в процессе старения масла образуются нерастворимые осадки — шлам. Некоторые из них сильно гигроскопичны, и их отложения на поверхности изоляции могут вызвать перекрытия. Оседая на обмотке, шламы сильно уменьшают, а иногда и закупоривают масляные каналы, что ухудшает охлаждение и может привести к недопустимым перегревам.
Обычно наличие механических примесей проверяют на просвет визуально. Если они не обнаруживаются, то считается, что их количество не превышает 50 г на 1 т масла. Однако для трансформаторов напряжением более 750 кВ предельное нормируемое количество примесей составляет 5-15 г/т, что требует, конечно, более точных методов контроля. Определенное количество масла пропускается через фильтр, который взвешивается до фильтрования масла и после. Разность масс и дает количество осадков.
Влагосодержание масла в
малых концентрациях
Влагосодержание определяется
по количеству водорода, выделяемого
при взаимодействии масла с гидридом
кальция. Строят график отношения времени
начала реакции к количеству выделившегося
газа в течение 45 мин, из него определяют
(по номограмме или формуле) объем
выделяющегося водорода, а затем
с учетом плотности масла при
температуре испытания
Важной характеристикой является температура вспышки масла, чем ниже температура вспышки, тем больше испаряемость.
При испарении масла ухудшается его состав, растет вязкость, образуются взрывоопасные и другие газы. Особенно опасно снижение температуры вспышки масла в устройствах РПН.
Для определения температуры вспышки масло заливают в закрытый сосуд (тигль) и нагревают. Выделяемые пары масла, смешиваясь с воздухом, образуют смесь, которая вспыхивает при определенной температуре при поднесении к ней пламени или от электрической искры.
При разложении масла, сопровождаемом снижением температуры вспышки, выделяются газы. При этом срабатывает газовая защита (на сигнал или на отключение). В ряде случаев по снижению температуры вспышки и по составу газа, скопившегося в газовом реле, можно определить характер повреждений внутри трансформатора.
Кислотным числом масла называют количество едкого кали (КОН), выраженного в миллиграммах, которое необходимо для нейтрализации свободных кислот в 1 г масла. В крупных трансформаторах допустимое в эксплуатации значение меньше, чем приведенное в табл. 1 (для ТНЦ-1000000/500 - 0,15 мг КОН).
Водорастворимые кислоты
и щелочи могут попасть в масло
при рафинировании и
Стабильность масла
Натровая проба характеризует степень отмывки масла от посторонних примесей. Этот показатель также используется лишь для свежего масла и в эксплуатации не проверяется.
Температуру застывания проверяют для масла трансформаторов, работающих в северных условиях. Это наибольшая температура, при которой масло застывает настолько, что при наклоне пробирки под углом 45° его уровень в течение 1 мин остается неизменным. Снижение температуры застывания затрудняет работу маслонасосов, устройств РПН и переключателей без возбуждения (ПБВ). Газосодержание масла определяют при проведении работ, связанных с дегазацией и азотированном масла.
В принципе суммарное газосодержание масла можно определять с помощью хроматографа, но все действующие нормы ориентированы на измерение абсорбциометром. В стеклянной колбе распылителя создается вакуум. В нее заливают масло и по изменению остаточного давления определяют газосодержание пробы.
Другие показатели масла
не нормируются и носят
Анализ газа из газового реле выполняется на газоанализаторе или на хроматографе (последнее точнее). Для получения правильных результатов нужно правильно отобрать пробу газа. Для этого пользуются прибором (рис. 6), размещаемым в специальном деревянном футляре. Отбор пробы следует производить следующим образом. Уравнительная склянка 2 заполняется 22 %-ным раствором поваренной соли с добавлением 5-6 капель серной кислоты и метилового оранжевого индикатора (вместо этого можно применять водный раствор глицерина 1:1 по объему или трансформаторное масло). Открывают краны 5 пипетки 7, поднимают склянку 2 выше верхнего крана и, когда жидкость, заполнив пипетку, начнет вытекать из резиновой трубки 4, закрывают краны 5 и надевают зажим 3. В пипетке не должно оставаться пузырьков воздуха. Конец трубки 4 надевают на штуцер закрытого крана газового реле, опускают пипетку ниже этого крана, открывают краны 5 пипетки и снимают зажим 3. Уровень жидкости в пипетке не должен опускаться. Если он опускается, то прибор неисправен или трубка 4 неплотно надета на штуцер. Лишь убедившись в отсутствии подсоса воздуха, можно открывать кран газового реле. Отбор газа ведут до тех пор, пока уровень масла в реле не достигнет верхней отметки на смотровом стекле или пока не заполнится пипетка (ее вместимость 500 мл). Затем закрывают кран газового реле, поднимают склянку 2 выше верхнего края пипетки, закрывают краны 5 пипетки. Пипетка с закрытыми кранами доставляется в химическую лабораторию.
О наличии или отсутствии повреждений в трансформаторе по результатам анализа газа из газового реле можно судить по данным табл. 2.
Основными примерами первых двух видов повреждений, указанных в табл. 2, связанных с наличием дуги и характеризуемых в первую очередь большим количеством водорода ("горючий" газ из газового реле), является перекрытие в устройстве РПН и межвитковое замыкание. Газовое реле, как правило, работает на отключение, происходит выброс масла через выхлопную трубу или предохранительный клапан. Трансформатор подлежит выводу в ремонт.