Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:46, доклад
Сила света. Под силой света понимают величину светового потока, приходящуюся на единицу телесного угла. Источник света предполагается точечный. Сила света измеряется в канделах (кд).
Яркость (прямого или отраженного) излучения. Если источник света не точечный, говорят о яркости излучения (или поверхностной яркости). Яркость измеряется в нитах(1нт=1кд/1м?).
1 Освещенность. Светимость. Яркость. Единицы измерения.
Сила света. Под силой света понимают величину светового потока, приходящуюся на единицу телесного угла. Источник света предполагается точечный. Сила света измеряется в канделах (кд).
Яркость (прямого или отраженного) излучения. Если источник света не точечный, говорят о яркости излучения (или поверхностной яркости). Яркость измеряется в нитах(1нт=1кд/1м?).
Освещенность. Освещенностью называется величина светового потока, падающего на единицу поверхности. Освещенность измеряется в люксах (лкс).
В ощущении цвета, яркости
соответствует светлота. Яркость
падающего или отраженного
Вместе с тем освещенность
прямо пропорциональна
Полезно иметь в
виду, что глаз человека реагирует
на яркость излучения, а не
на количество световой
Свет и цвет - одно и то же? Свет – излучение. Он принадлежит пространству. Цвет принадлежит предмету. Солнце излучает свет. Небо на заре светится, светятся диск луны, лампа. Предметы обычно не светятся, они не источники света. С другой стороны впечатление цвета вызывается именно поступающими в глаз излучениями, и, если отрешиться от эффектов последействия цветового раздражителя, только ими. Мы противопоставляем свету цвет, не отдавая себе отчета в том, что цвет в конечном итоге также излучение, но менее яркое. Если лист белой бумаги освещен ярким снопом света, охватывающим также и окружающие предметы, мы видим белый цвет. Но если точечно осветить тем же светом один только лист бумаги, вырвав его снопом света из окружения, лист будет казаться светящимся, излучающим белый свет. На самом деле лист бумаги и в первом и во втором случае излучает один и тот же отраженный от него поток световых волн. Относительно слабое излучение мы воспринимаем как цвет, сильное – как свет. Свет, падающий на окружающие нас предметы, вызывает множество градаций тона (светлоты). Первая причина различий тона ослабление светового потока в пространстве, вторая – в разнообразии окраски предметов, то есть в способности вещества сильнее или слабее поглощать световой поток. Отраженное излучение будет тем ярче и предмет тем светлее, чем менее сильно вещество поглощает падающий на него свет. Отношение между освещенностью предмета и яркостью отраженного от него излучения называют «альбедо»(от album – белое). Идеально белое отражает и рассеивает весь падающий на него световой поток. Альбело идеально белого равно таким образом единице. Альбедо черного приближается к нулю.
Альбедо белой бумаги
составляет примерно 0,8. Альбедо
порошка титановых белил –
около 0,9. Альбедо не меняется
при изменении освещения и
составляет физическую основу
того, что можно было бы назвать
светлотой предметного цвета.
Предметную светлоту мы видим,
а не только помним или знаем.
Этому учит весь наш
Мы видим и непрерывные
переходы тона от света к тени и
скачки тона. Во всех этих случаях речь
идет уже не о предметной светлоте,
а о тоне как видимой яркости
отраженного излучения. Сюда же относятся
и градации тона, связанные с пространством,
пространственными планами. Вспомним
ряд уходящих вдаль фонарей. Дальние
фонари не светятся. Вспомним сглаживание
тональных различий в дальних
планах по сравнению с ближним. Всюду
здесь имеется в виду тон как
видимая яркость излучения. Освещение
не только вызывает градации силы тона,
вступая в сложное
Общий тон и освещенность
меняются в очень больших
В комнате при дневном
свете освещенность, достаточная
для чтения книги,
В свое время физик
Гельмгольц, писавший о живописи,
пытался дать простое правило
для трансформации тонового
2 Белизна. Блеск и глянец.
Графические методы расчета
Белизна (whiteness) — свойство бумаги отражать большую часть падающего на нее света рассеянно и равномерно по всей видимой части спектра. Вопервых, это означает, что, благодаря шероховатой поверхности, бумага рассеивает отраженный свет в разных направлениях, в отличие от зеркального отражения, когда угол отражения равен углу падения (рис. 1). Вовторых, при отражении спектральный состав света не изменяется и при освещении естественным солнечным светом отраженный свет будет ахроматическим.
Рис. 1. Пример рассеивания света от поверхности и используемые углы измерения
Количественно белизна выражается коэффициентом отражения, то есть отношением количества отраженного света к падающему — это первая характеристика белизны. Различие коэффициентов отражения в разных зонах спектра указывает на отклонение от белизны. При наличии того или иного отклонения возникает цветовой оттенок.
Наиболее часто встречающимся отклонением от белизны у печатных бумаг является желтизна, проявляющаяся в пониженном отражении в синей зоне спектра. В этой зоне наблюдаются наибольшие различия кривых отражения разных видов бумаг, а также происходят наибольшие изменения при последующей отделке и выцветании. Поэтому за показатель белизны берут значение коэффициента отражения (или, говоря языком стандарта, яркости (Brightness)), измеренного через синий светофильтр с длиной волны 457 ± 5 нм. Одна из причин этого кроется в восприятии человеческим глазом голубой и желтой зон спектра. Яркость использовалась изначально для тестирования эффективности отбеливания. У отбеленной бумаги спектральная кривая имеет ярко выраженную зону возмущения в голубой и фиолетовой зонах спектра (рис. 2). Это также обеспечивает очень хороший способ измерения и сравнения бумаг при их старении.
Параметр «белизна» относится
ко всему распределенному спектру.
Если бумага действительно белая, то
она будет иметь высокую
Рис. 2. Спектральные кривые отражения бумаг и эффект оптического отбеливателя
Пользуясь коэффициентом
отражения, можно в широких пределах
характеризовать материалы по их
оптическим свойствам — от очень
белых до темносерых и практически
черных. Цветной оттенок бумаги создает
различную контрастность при
восприятии разных цветов, а это
нарушает цветопередачу при
Глянец, блеск, глосс, лоск и т.д.
К сожалению, в полиграфической практике существует сравнительно много слов, описывающих один и тот же эффект, процесс или явление, что порой приводит в замешательство. Например, эффект направленного отражения света может называться лоском, глянцем, блеском, глоссом, а для металлизированных поверхностей — еще и зеркальным отражением.
В Российской Федерации стандарт
распространяется на понятие «блеск»,
определение которому дано в ГОСТ
Р 526632006. Блеск — это отношение
светового потока, отраженного от
образца в зеркальном направлении
к приемнику (источник и приемное
устройство расположены под заданным
углом), к световому потоку, отраженному
в зеркальном направлении от стекла
с показателем преломления 1,567 при
длине волны 587,6 нм. Это определение
предназначено для
Для избежания путаницы разделим вышеназванные понятия. Блеск — физический признак поверхности, который может быть ярким или блестящим, металлическим или матовым, тогда как глянец — это эффект визуального восприятия объекта. Чем больше прямого света отражено, тем более очевидным будет проявление блеска, а поверхность будет казаться более глянцевой.
Еще один термин, не очень часто используемый в современной практике, но, тем не менее, принятый в классической полиграфической литературе нашей страны, — лоск. Он характеризуется проявлением частичного зеркального отражения, когда на фоне рассеянного отражения наблюдается его максимум в направлении угла отражения, равного углу падения, то есть возникает блик. Это создает оптический эффект, используемый при печатании обложек, рекламных и иллюстрированных изданий. Степень лоска выражается разностью между количеством света, отраженного зеркально и рассеянно.
Информация о работе Освещенность. Светимость. Яркость. Единицы измерения