Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 18:04, реферат
В начале 20 века на Западе возникло направление экспериментальной психологии - бихевиоризм. Основным направлением исследований бихевиористов было изучение связей между стимулами (S) и возникшими на их основе реакциями (R). Один из основателей бихевиоризмаДж. Уотсон считал, что предметом изучения психологии должно являться только такое поведение, которое можно зарегистрировать и измерить количественно. Экспериментально изучал принцип "стимул-реакция" и другой создатель этого направления - Торндайк.
Принципы рефлекторной теории Сеченова-Павлова
В начале 20 века на Западе возникло направление экспериментальной психологии - бихевиоризм. Основным направлением исследований бихевиористов было изучение связей между стимулами (S) и возникшими на их основе реакциями (R). Один из основателей бихевиоризмаДж. Уотсон считал, что предметом изучения психологии должно являться только такое поведение, которое можно зарегистрировать и измерить количественно. Экспериментально изучал принцип "стимул-реакция" и другой создатель этого направления - Торндайк.
Однако Павлов и его коллеги критиковали бихевиоризм, считая одним из основных его недостатков то, что они акцентировали внимание преимущественно на внешних проявлениях поведения, не вникая в мозговые, нейрофизиологические механизмы и причины этого поведения.
Из отечественных ученых, внесших огромный вклад в развитие науки о поведении, первым был Иван Михайлович Сеченов. Его супруга сделала первый перевод книги Ч. Дарвина "О происхождении видов" на русский язык, и этот труд оказал сильное влияние на мировоззрение Сеченова.
В 1851 году Сеченов стал студентом медицинского факультета МГУ. Затем он много учился в Германии, работал там с Гельмгольцем (изучал хрусталик глаза). В 1860 году он приезжает в Петербург. 1862 году Сеченов открыл явление центрального торможения. В 1863 году он опубликовал свою знаменитую работу "Рефлексы головного мозга", произведшую большое впечатление на взгляды И.П. Павлова (1849-1936) (Хрестомат. 1.2.).
Павлов родился в Рязани, в семье священника. Он учился в Духовной семинарии и собирался пойти по стопам отца. Однако, он, прочитав работу Сеченова "Рефлексы головного мозга", оставил семинарию, недоучившись в ней одного года, и решил поступать в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге (Хрестомат. 1.3.).
Первыми работами Павлова были опыты по исследованию пищеварения. За открытия механизмов регуляции выделения пищеварительного сока он в 1904 году был удостоен Нобелевской премии. До него считалось, что желудочный сок выделяется в результате соприкосновения пищи со стенками желудка, а Павлов доказал, что пища не обязательно должна попасть в желудок, чтобы сок выделился, достаточно иногда даже одного вида или запаха пищи. Этот процесс является результатом нервных влияний по блуждающему нерву. Итак, Павлов обосновал представления о трофическом влиянии нервной системы на органы и ткани, доказал важную роль нервной системы в регуляции секреции желез желудочно-кишечного тракта.
Итак, первым сформулировал рефлекторную теорию Сеченов. Основные ее положения следующие:
Однако у Сеченова не хватало экспериментальных подтверждений своих "гениальных догадок". Экспериментально подтвердил и дополнил идеи Сеченова Павлов. Он подкрепил идеи Сеченова научной концепцией условного рефлекса, ввел ее в строгие рамки лабораторного опыта. Можно выделить следующие наиболее важные достижения Павловской теории:
Итак, основные принципы рефлекторной теории Павлова-Сеченова следующие:
Еще одним важным понятием в физиологии ВНД является понятие нервизма - это концепция, признающая ведущую роль нервной системы в регуляции функций всех органов и тканей организма. Большой вклад в развитие концепции нервизма внесли И.М. Сеченов и особенно Боткин С.П.(1832-1889). Боткин рассматривал различные заболевания как следствия нарушений нормальной нервной регуляции (клинический нервизм).
Согласно учению И.П. Павлова принято различать высшую и низшую нервную деятельность.
Низшая нервная деятельность - деятельность спинного мозга и низших отделов головного мозга, направленная на соотношение и интеграцию частей организма между собой.
Высшая нервная деятельность - условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (большие полушария переднего мозга), которая обеспечивает адекватные и наиболее совершенные отношения организма со средой, то есть поведение.
Также высшая нервная деятельность может быть определена как совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и целенаправленное поведение организма в окружающей среде и обществе.
Павлов отождествляя психическую деятельность и высшую нервную деятельность, однако с современной точки зрения эти два понятия разводятся и под психической деятельностью понимается идеальная, субъективно-осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. То есть, психическая деятельность осуществляется при помощи механизмов ВНД. Психическая деятельность всегда протекает осознанно, а ВНД может протекать и неосознанно (сон - одна из форм ВНД).
Наука "физиология высшей нервной деятельности" - это наука о мозговых механизмах психики и поведения. Согласно И.П. Павлову предметом изучения физиологии ВНД является объективное исследование условных рефлексов (поведения) животных и человека.
Информация о работе Принципы рефлекторной теории Сеченова-Павлова