Расчет точностных параметров и методов их контроля
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:00, курсовая работа
Описание работы
Повышение уровня качества продукции является важнейшей задачей машиностроения, в успешном решении которой большая роль принадлежит квалифицированным кадрам. Ежегодно на машиностроительные предприятия приходят молодые специалисты, которые должны выпускать высококачественную продукцию в строгом соответствии с требованиями технической документации. Она содержит требования по точности размеров, формы и расположения поверхностей и т.п. Технической документацией должен руководствоваться каждый работник машиностроительной специальности, работник ОТК.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...17
Файлы: 1 файл
Министерство образования и
науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный
университет»
(национальный исследовательский
университет)
Факультет «Механико-технологический»
Кафедра «Безопасности жизнедеятельности»
Расчет точностных параметров
и методов их контроля
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ
РАБОТЕ
по дисциплине «Метрология,
взаимозаменяемость, стандартизация и
технические измерения»
ЮУрГУ-280700.2014.413.03 ПЗ КР
Нормоконтролер, доцент
Руководитель проекта
Выбойщик А.В.
Выбойщик А.В.
_______________
__________________2015 г.
_______________2015 г.
__________________
Автор работы
Студент группы МТ-289
Фурсов А.И.
___________________2015 г.
___________________
Работа защищена с оценкой
__________________2015 г.
АННОТАЦИЯ
Фурсов А.И. Расчёт точностных
параметров и методов их контроля Челябинск:
ЮУрГУ, МТ, 2015, 16 с., 2 табл., библиогр. список
– 2 наим.
В пояснительной записке приведен
расчет и выбор посадок с натягом, переходной
посадки, назначены и рассчитаны посадки
подшипника качения и построены схемы
расположения полей допусков, выполнен рабочий чертеж зубчатого
колеса и чертеж детали типа вал.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК………………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня качества
продукции является важнейшей задачей
машиностроения, в успешном решении которой
большая роль принадлежит квалифицированным
кадрам. Ежегодно на машиностроительные
предприятия приходят молодые специалисты,
которые должны выпускать высококачественную
продукцию в строгом соответствии с требованиями
технической документации. Она содержит
требования по точности размеров, формы
и расположения поверхностей и т.п. Технической
документацией должен руководствоваться
каждый работник машиностроительной специальности,
работник ОТК.
Специалисты в повседневной
работе сталкиваются с необходимостью
чтения чертежей, на которых содержатся
условные обозначения предельных отклонений
и допусков, а так же параметров шероховатости.
Поэтому задачей современного образования
в области машиностроения является обучение
студентов правильности чтения чертежей
и умению составления технической документации.
2
РАСЧЕТ И ПОДБОР ПОСАДок
2.1
Посадка с натягом для соединения 8-9
Исходные данные занесены в
таблицу 2.1
Таблица 2.1– Исходные данные
Наименование величины, размерность |
Обозначение в формулах |
Численная величина |
Крутящий момент , Нм |
|
0 |
Диаметр соединения, мм |
|
58 |
Внутренний диаметр вала, мм |
|
48 |
Наружный диаметр отверстия
, мм |
|
92 |
Длина соединения, мм |
L |
55 |
Материал вала |
- |
Бр.ОФ 101 |
Материал отверстия |
- |
Сч18 |
Коэффициент трения |
f |
0,15 |
Модуль упругости материала
вала , Па |
Ed |
1·1011 |
Модуль упругости материала
отверстия, Па |
ED |
0,9·1011 |
Коэффициент Пуассона материала
вала |
|
0,25 |
Коэффициент Пуассона материала
отверстия |
|
0,33 |
Предел текучести материала
вала |
|
18·107 |
Предел текучести материала
отверстия |
|
33·107 |
Определим предельные (Nmin ф и Nmax ф) величины
натягов в соединении.
Определим предельные (Nmin ф и Nmax ф) величины
натягов в соединении.
Минимальный функциональный
натяг, определяемый из условия обеспечения
прочности соединения, находится по формуле:
;
где: f- коэффициент трения
при запрессовке;
Ed, ED- модуль упругости
материалов втулки и диска;
Сd, CD- коэффициенты
жесткости конструкции.
Коэффициенты жесткости конструкции
определяются по формуле:
;
;
где
,
- коэффициенты Пуансона.
Рассчитаем коэффициенты жесткости
конструкции:
;
Вычислим минимальный функциональный
натяг:
Максимальный функциональный
натяг, определим из условия обеспечения
прочности сопрягаемых деталей:
,
где
- наибольшее допускаемое давление
по контактной поверхности, при
котором отсутствуют пластические
деформации, определяется по формулам:
;
,
где
- предел текучести материалов
деталей при растяжении;
Рассчитаем наибольшее допускаемое
давление по контактной поверхности:
Па
Па
Меньшее из
используем в расчёте максимального
функционального натяга:
мкм
Из функционального допуска
посадки определяем конструкторский
до-пуск посадки, по которому устанавливаем
квалитеты вала и отверстия:
85 мкм
где функциональный допуск
посадки :
;
где конструкторский допуск
посадки :
,
где
- табличный допуск отверстия;
- табличный допуск вала.
Эксплуатационный допуск посадки
, здесь ∆э – запас
на эксплуатацию; ∆ сб- запас на
сборку.
Конструкторский допуск посадки
TNК определяется
на основании экономически приемлемой
точности изготовления деталей соединения
и рекомендаций по точности посадок с
натягом (не точнее IТ6 и не грубее IT8). Эксплуатационный
допуск посадки Tэ должен быть
не менее 20% TNф
Определим квалитеты отверстия
и вала.
Из ГОСТ 25346-89 найдём допуски
IT6...IТ8 для dн= 58 мм; IT6 =
19 мкм, IT7 = 30 мкм, IT8 =46 мкм.
Возможно несколько вариантов
значений TNК и TЭ:
при
мкм;
TN э=TNф-TNк =85-49 =36 мкм,
это около 42% TNф;
при
мкм;
TN э=TNф-TNк =85-60=25мкм,
это около 30% TNф
при
мкм;
TN э=TNф-TNк = 85-76=5 мкм,это
около 5% TNф
Эксплуатационный допуск посадки
Тэ должен быть
не менее 20% TNp
Для отверстия: IT7 или IT8
Для вала: IT6 или IT7 или IT8
Удовлетворяют 2 варианта
Для учёта конкретных условий
эксплуатации в расчётные предельные
натяги необходимо ввести поправки.
Поправка U, учитывающая смятие
неровностей контактных поверхностей
соединяемых деталей:
,
где
- среднее арифметическое отклонение
профиля соответственно отверстия и вала.
Вычисляем поправку U:
Определяем функциональные
натяги с учётом поправок:
Выбор посадки.
Для обеспечения работоспособности
стандартной посадки необходимо вы-полнить
условия(неравенства):
а)
;
б)
;
в)
Рисунок 2 – Рекомендуемые посадки
с натягом
Запас на эксплуатацию учитывает
возможность повторной запрессовки при
ремонте, наличие динамических нагрузок
при работе и другие условия. Чем больше
запас на эксплуатацию, тем выше надёжность
и долговечность прессового соединения.
Запас на сборку учитывает перекосы при
запрессовке и другие, не учтённые в формулах
условия сборки.
Из рассмотренных посадок условиям
удовлетворяет
Ø
2.2
Посадка переходная для соединения
2-3
Расчет переходной посадки.
8-7-7-В z=40
dн=100
m=3
Smax=
; 8-Fr=45 мкм;
КТ=2…5
Smaxрасч=
- Ø
=0,046 мм
- Ø
=0,032 мм
- Ø
=0,022 мм
- Ø
=0,012 мм
Выбираем посадку Ø
=0,022 мм
=0,035 мм
Средний размер отверстия:
=100,0175 мм
Средний диаметр вала:
=100,024 мм
Так как
Smaxрасч , то
нужно определить предельное значение
. Оно должно быть меньше Smaxрасч.
T=ω=6δ
δ D==4,16 мкм; δ d==2,66 мкм;
δ N,S=
мкм
SC=DC–dC=2,5 мкм;
х=2,5
Z=
=0,506
Ф(z)=Ф(0,506)=0,1915
Вероятность получения зазоров:
0,5+0,1915=0,69 или 69%
Вероятность получения натягов:
1–0,69=0,31 или 31%
Предельные значения натягов
и зазоров:
3δ N,S–2,5=14,79–2,5=12,29
мкм
3δ N,S+2,5=14,79+2,5=17,29
мкм
Рисунок 2.1 – Кривая вероятностей
натягов и зазоров посадки Ø
3 Посадки подшипников
качения
Расчет подшипников качения:
где R – приведенная радиальная
реакция опоры на подшипник,
(реакцию
опоры известна из задания, R=500 Н);
b – ширина кольца, м;
Кп – коэффициент,
зависящий от характера нагрузки (при
перегрузке до
150%, умеренных толчках и вибрации Kп = 1;
FА – коэффициент
неравномерности распределения радиальной
нагрузки между рядами шариков при наличии
осевой нагрузки (в обычных случаях FA = 1);
F – коэффициент, учитывающий
степень ослабления посадочного
натяга при полом вале или
тонкостенном корпусе (примем F =1).R=500H
k
Ø
Ø
На рис. 24 показано сочетание
полей допусков отверстия корпуса, вала
и подшипника качения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были
назначены посадки для всех сопрягаемых
размеров и обозначены на выданном узле.
Рассчитаны посадки для гладких цилиндрических
соединений с натягом для соединения 8-9.
Рассчитана переходная посадка для соединения
2-3. Назначены и рассчитаны посадки
подшипника качения 1 и построены схемы
расположения полей допусков. А так же
выполнен рабочий чертеж зубчатого колеса
3 и чертеж детали типа вал 10.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Анухин В.И. Допуски и посадки. – СПб.:
Питер, 2011. (пп.1, 8, 9).
- Взаимозаменяемость, стандартизация,
технические измерения: Учебное пособие
для выполнения курсовой работы. – Челябинск:
ЧПИ, 1987. (пп.2, 3, 4, 5, 6, 7)
Информация о работе Расчет точностных параметров и методов их контроля