Роль электрического оборудования ЛА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:30, лекция

Описание работы

1. Назначение, роль и краткий обзор развития ЭО.
2. Условия работы ЭО и основные ТТТ, предъявляемые к нему.
3. Типовые элементы систем АО.

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Смешанные (комбинированные) - различные комбинации разомкнутых и замкнутых сетей.

д). ПО КАНАЛЬНОСТИ:

  • для постоянного и переменного однофазного тока :
  • однопроводные ;
  • двухпроводные.
  • для СЭС трехфазного тока :
  • 2-х проводные ;
  • 3-х проводные ;
  • 4-х проводные.

В одно и двухпроводной сетях 3-х фазного тока в качестве одного из проводов используется корпус ЛА (Рис.___).

е). ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ:

  • постоянного тока низкого напряжения U=27 В ;
  • 3-х фазного тока повышенного напряжения U=115/200 В ;
  • 1-о фазного тока повышенного напряжения U=115 В ;
  • 1-о и 3-х фазного тока низкого напряжения U=36 В.

В основу наименования эл.сети обычно берут конфигурацию, канальность, защиту и назначение и, как поясняющие элементы, род тока, напряжение, частоту и СПРЭЭ.

 

3. ОСНОВНЫЕ ТТТ К ЭЛ.СЕТИ.

 

К эл.сетям предъявляется ряд специфических требований :

  • Обеспечение надежного и бесперебойного снабжения приемников эл.энергии, т.е. обеспечение высокой эксплуатационной надежности, малой уязвимости и большой живучести. Для увеличения живучести сети выполняются так, чтобы уменьшить последствия воздействия боевых средств противника. Для этого независимые линии сети а также линии к основным и резервным агрегатам прокладываются по различным бортам ЛА.
  • Обеспечение высокого качества эл.энергии. Для этого сеть рассчитывают так, чтобы отклонение напряжения на клеммах приемников не превышало значений, указанных в требованиях ТУ. Качество эл.энергии зависит не только от набора источников питания, но и от системы передачи, конфигурации и защиты.
  • Обеспечение защиты радиооборудования и магнитных приборов

от помех, возникающих при работе агрегатов ЭО.

 

ЗАНЯТИЕ N 3.

«СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА МиГ-23».

 

Содержание:

1. Назначение, параметры, состав источников электрической энергии МиГ-23.

2. Аппаратура  управления, защиты и регулирования  источников электрической энергии.

3. Структурная  схема СЭС МиГ-23.

Литература:

1. «Изделие 23. Описание  и инструкция по технической  эксплуатации». Книга 4, часть 1.

 

1. НАЗНАЧЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ, СОСТАВ ИСТОЧНИКОВ

ЭЛектрической ЭНЕРГИИ МиГ-23.

 

Источники эл.энергии самолета МиГ-23 предназначены для обеспечения работы электрических автоматизированных систем управления, радиооборудования, вооружения, приборного оборудования, систем электронной автоматики и других электрифицированных устройств и систем самолета (обогрев, СТО, ППС).

На самолете МиГ-23 используется эл.энергия следующих параметров:

  • постоянного тока:
  • 24 В; 28,5 В.
  • переменного тока:
  • 115 В, 400 Гц, однофазный ;
  • 36 В, 400 Гц, трехфазный ;
  • 36 В, 400 Гц, однофазный .

Электросеть постоянного и переменного тока 115 В выполнена по однопроводной схеме. В качестве минусового провода используется корпус ЛА.

Основным источником эл.энергии постоянного тока служит стартер-генератор ГСР-СТ-18/70 КИС(где «Г» - генератор,»С» - самолетный, «Р» - с расширенным диапазоном частот вращения ротора, «СТ» - возможность работы в стартерном режиме, 18/70 - мощность (в кВт) соответственно в генераторном и стартерном режимах, «КИС» - комбинированная система охлаждения ).

Резервным источником эл.энергии постоянного тока являются две аккумуляторные батареи 15-СЦС-45Б ( где «15» - количество аккумуляторов в батарее, «СЦС» - серебрянно-цинковая стартерная, «45» - емкость в ампер-часах,»Б» - конструктивное исполнение).

Аккумуляторные батареи обеспечивают питание потребителей при отказе генератора в течение 25 минут.

Основным источником эл.энергии переменного тока самолета МиГ-23 служит комбинированный генератор СГК-30/1.5, состоящий из трехфазного генератора, выдающего напряжение 208 В, 400 Гц и однофазного генератора, выдающего напряжение 115 В, 400 Гц.

Потребители переменного тока напряжением 36 В, 400 Гц питаются по линии трехфазного тока напряжением 208 В, 400 Гц через понижающий трансформатор Тр-1,5/0,2.

Резервным источником эл.энергии переменного тока 36 В и 115 В, 400 Гц является преобразователь ПТО-1000/1500.

Для проверки потребителей эл.энергии постоянного и переменного токов на земле при неработающем АД на борту ЛА установлены разъемы аэродромного питания, к которым подключаются источники аэродромного питания.

Для проверки бортсети постоянного тока - есть разъем ШРАП-500К, для переменного тока - ШРА-200ЛК и ШРАП-400-3Ф (для однофазного и трехфазного напряжений соответственно).

На некоторых модификациях МиГ-23 установлен генератор переменного тока СГК-30М, и соответственно отсутствуют первичная электросеть переменного однофазного тока 115 В, 400 Гц и розетка аэродромного питания ШРА-200ЛК.

2. АППАРАТУРА УПРАВЛЕНИЯ, ЗАЩИТЫ И  РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ.

 

 СЭС постоянного тока.

 Для обеспечения  постоянства напряжения, защиты  от обратных токов и перенапряжений, а также для дистанционного  включения/отключения генератор  ГСР-СТ-18/70 КИС работает в комплекте  со следующей аппаратурой:

  • АЗУ-600 - автомат защиты и управления;
  • ТС-9МТ - трансформатор стабилизации;
  • ДКН-8 - дифференциальный корректор напряжения;
  • РУГ-83Т - регулятор напряжения;
  • Р-2А - реостат;
  • АЗПС-1 с К-КГП-1 - автомат защиты от перенапряжения с коробкой контакторов гашения поля.

1. АЗУ-600 - служит  для : дистанционного управления  включением генератора при номинальном  напряжении, отключения генератора  при обратных токах 15-20 А, управления  стабилизацией «Генер.пост.выкл.».

2. ТС-9МТ - служит  для : гашения автоколебаний в  системе регулирования напряжения генератора, связанных с изменением нагрузки и оборотов генератора.

3. РУГ-83Т - угольный  регулятор напряжения для поддержания  напряжения генератора на заданном  значении при изменении его  нагрузки или оборотов.

4. ДКН-8 - для повышения точности регулировки напряжения генератора.

5. Р-2А - выносной  реостат для установки уровня  регулируемого напряжения.

6. АЗПС-1 - для  защиты самолетной сети постоянного  тока от аварийного повышения  напряжения, вызванного перевозбуждением  генератора (неисправностью РУГ-83Т).

7. К-КГП-1 - исполнительный  орган АЗПС-1, служит для развозбуждения  генератора.

Для контроля за уровнем напряжения в бортовой сети постоянного тока на самолете установлен вольтметр В-1К. Для контроля за емкостью аккумуляторных батарей установлен счетчик ампер-часов ИСА-К.

СЭС переменного тока.

  Генератор переменного тока СГК-30/1,5 работает в комплекте со следующей аппаратурой:

  • ПГЛ-30М - привод гидролопаточный;
  • РНУ-204К - регулятор напряжения ;
  • КЗУ-30/1,5 - коробка защиты и управления;
  • ПП-3-43 - выносной реостат.

1. ПГЛ-30М - предназначен  для обеспечения постоянства  оборотов генератора переменного  тока во всем диапазоне работы  АД на уровне 8000 об./мин., с точностью  до 2%.

2. РНУ-204К - регулятор  напряжения на управляемых полупроводниковых приборах-тиристорах (где «20» - максимальный ток в ОВГ, «4» - работает в энергосистемах с частотой 400Гц) служит для регулирования напряжений генератора, состоит из двух блоков (регуляторы 1-о и 3-х фазных генераторов), управляет током в ОВГ.

3. КЗУ-30/1,5 - предназначена для включения генератора, а также для защиты электросети в случае перенапряжения, коротких замыканий, понижения частоты; выдает сигнал об отключении генератора и сигнал на включение аварийного источника ПТО-1000/1500; отключает генератор при включении аэродромного источника питания.

4. БАР-30/1,5 - блок  аварийных режимов; предназначен  для выдачи в ПГЛ-30М аварийного  сигнала (+27 В) при превышении частотой  вращения генератора значений 465-480 Гц и при понижении менее  чем 340-355 Гц; выдает сигнал на развозбуждение генератора. Защита необратимая. Возврат в исходное состояние - кнопкой взвода БАР.

5. ПП-3-43 - для установки  уровня регулируемого напряжения.

6. БЗТ-1-2сер. - блок  защиты трансформатора Тр-1,5/0,2 от  аварий в цепи переменного тока 36 В, 400 Гц.

7. ПТО-1000/1500 - преобразователь ; аварийный источник переменного  тока для питания отдельных  потребителей. Аппаратура управления, защиты и регулирования преобразователя  ПТО-1000/1500 расположена в коробке  управления КУ-1000/1500, входящей в комплект преобразователя.

 

3. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СЭС МиГ-23.

 

На схеме показаны основные элементы СЭС, рассмотренные в первом и втором вопросах и их функциональная связь.

Основные источники эл.энергии - генераторы постоянного и переменного токов - получают привод от АД, на валу которого они и расположены.

Постоянный ток.

При включении генератора постоянного тока ГСР-СТ-18/70 КИС он подключается к системе постоянного тока при помощи АЗУ-600. Генератор работает совместно с аккумуляторами 15-СЦС-45Б, подзаряжая их. На земле потребители постоянного тока получают питание от аэродромного источника через ШРАП-500К. Электросхемой предусмотрена блокировка одновременного включения генератора и аэродромного источника питания (при наличии +27В на ШРАП разрываются цепи включения генератора и аккумуляторов).

При изменении режимов работы двигателя или нагрузки генератора изменяется его напряжение. Напряжение генератора поддерживается в норме за счет РУГ-83Т,в который для повышения точности и устойчивости регулирования заводятся сигналы с ДКН-8 и ТС-9МТ. Для защиты бортсети от перенапряжения служит АЗПС-1, который при помощи К-КГП-1 развозбуждает генератор (подключает в цепь ОВГ добавочное сопротивление). Для установки уровня напряжения бортсети служит выносное сопротивление Р-2А.

Для контроля за емкостью аккумуляторных батарей на борту самолета установлен интегрирующий счетчик ампер-часов ИСА-К, замеряющий емкость аккумуляторной батареи N 2. Так как они работают параллельно, то емкости, отдаваемые в сеть примерно одинаковы.

Переменный ток.

Для обеспечения качества эл.энергии переменного тока по частоте ротор генератора СГК-30/1,5 приводится во вращение через ПГЛ-30М.

Потребители эл.энергии 115 В, 400 Гц равномерно распределяются по фазам 3-х фазного генератора с линейным напряжением 208 В. Нагрузкой однофазного генератора 115 В, 400 Гц является обогрев стекла.

В аварийном режиме, при отказе СГК-30/1,5, потребители 115 В, 400 Гц подключаются на преобразователь ПТО. Потребители 3-х фазного напряжения 36 В, 400 Гц в нормальном режиме получают питание от 3-х фазного генератора СГК-30/1,5 через трансформатор Тр-1,5/0,2. В аварийном режиме они подключаются на 3-х фазный ПТО. На земле потребители переменного тока можно проверить при помощи аэродромного источника питания 208 В, 400 Гц, подключаемого к ШРАП-400, и 115 В, 400 Гц, подключаемого к ШРА-200ЛК.

Защита СЭС переменного тока осуществляется КЗУ-30/1.5, который при отказах СГК-30/1,5 отключает его от сети и включает ПТО-1000/1500.

Регулирование напряжений 115 В и 208 В, 400 Гц осуществляется РНУ-204К. Уровни напряжений задаются выносными резисторами.

ВЫВОД:

Электрическая схема СЭС МиГ-23 построена таким образом, что позволяет обеспечивать бесперебойную подачу эл.энергии потребителям, поддерживать номинальные значения напряжений и частоты, не требуется вмешательства летчика при переходе на аварийный режим электроснабжения.

Комплект для МиГ-23МЛА (23-12):

  • ГСР-СТ-12/40Д;
  • АЗУ-600;
  • БРЗ-1 - блок защиты и управления;
  • 15-СЦС-45Б;
  • В-1К;
  • ИСА-К;
  • ШРАП-500К;
  • ШРАП-400-3Ф;
  • СГК-30М - 208 В, 400 Гц (фазное - 115 В, 400Гц), P=14кВт, I=40,6А, n=8000 об./мин.
  • БРЗУ-30М - блок регулирования, защиты и управления (БЗУ, БРН-10А);
  • ТВУ-1,5 - 200 В, 400 Гц --> 37 В, 400 Гц, P=1,5 кВт
  • > 28,5 В пост. тока ;
  • ПТО-1000/1500М;
  • ПГЛ-30М.

 

 

 

 

 

- -



 


Информация о работе Роль электрического оборудования ЛА