Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:30, лекция
1. Назначение, роль и краткий обзор развития ЭО.
2. Условия работы ЭО и основные ТТТ, предъявляемые к нему.
3. Типовые элементы систем АО.
Смешанные (комбинированные) - различные комбинации разомкнутых и замкнутых сетей.
д). ПО КАНАЛЬНОСТИ:
В одно и двухпроводной сетях 3-х фазного тока в качестве одного из проводов используется корпус ЛА (Рис.___).
е). ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ:
В основу наименования эл.сети обычно берут конфигурацию, канальность, защиту и назначение и, как поясняющие элементы, род тока, напряжение, частоту и СПРЭЭ.
3. ОСНОВНЫЕ ТТТ К ЭЛ.СЕТИ.
К эл.сетям предъявляется ряд специфических требований :
от помех, возникающих при работе агрегатов ЭО.
ЗАНЯТИЕ N 3.
«СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА МиГ-23».
Содержание:
1. Назначение, параметры, состав источников электрической энергии МиГ-23.
2. Аппаратура
управления, защиты и регулирования
источников электрической
3. Структурная схема СЭС МиГ-23.
Литература:
1. «Изделие 23. Описание и инструкция по технической эксплуатации». Книга 4, часть 1.
1. НАЗНАЧЕНИЕ, ПАРАМЕТРЫ, СОСТАВ ИСТОЧНИКОВ
ЭЛектрической ЭНЕРГИИ МиГ-23.
Источники эл.энергии самолета МиГ-23 предназначены для обеспечения работы электрических автоматизированных систем управления, радиооборудования, вооружения, приборного оборудования, систем электронной автоматики и других электрифицированных устройств и систем самолета (обогрев, СТО, ППС).
На самолете МиГ-23 используется эл.энергия следующих параметров:
Электросеть постоянного и переменного тока 115 В выполнена по однопроводной схеме. В качестве минусового провода используется корпус ЛА.
Основным источником эл.энергии постоянного тока служит стартер-генератор ГСР-СТ-18/70 КИС(где «Г» - генератор,»С» - самолетный, «Р» - с расширенным диапазоном частот вращения ротора, «СТ» - возможность работы в стартерном режиме, 18/70 - мощность (в кВт) соответственно в генераторном и стартерном режимах, «КИС» - комбинированная система охлаждения ).
Резервным источником эл.энергии постоянного тока являются две аккумуляторные батареи 15-СЦС-45Б ( где «15» - количество аккумуляторов в батарее, «СЦС» - серебрянно-цинковая стартерная, «45» - емкость в ампер-часах,»Б» - конструктивное исполнение).
Аккумуляторные батареи обеспечивают питание потребителей при отказе генератора в течение 25 минут.
Основным источником эл.энергии переменного тока самолета МиГ-23 служит комбинированный генератор СГК-30/1.5, состоящий из трехфазного генератора, выдающего напряжение 208 В, 400 Гц и однофазного генератора, выдающего напряжение 115 В, 400 Гц.
Потребители переменного тока напряжением 36 В, 400 Гц питаются по линии трехфазного тока напряжением 208 В, 400 Гц через понижающий трансформатор Тр-1,5/0,2.
Резервным источником эл.энергии переменного тока 36 В и 115 В, 400 Гц является преобразователь ПТО-1000/1500.
Для проверки потребителей эл.энергии постоянного и переменного токов на земле при неработающем АД на борту ЛА установлены разъемы аэродромного питания, к которым подключаются источники аэродромного питания.
Для проверки бортсети постоянного тока - есть разъем ШРАП-500К, для переменного тока - ШРА-200ЛК и ШРАП-400-3Ф (для однофазного и трехфазного напряжений соответственно).
На некоторых модификациях МиГ-23 установлен генератор переменного тока СГК-30М, и соответственно отсутствуют первичная электросеть переменного однофазного тока 115 В, 400 Гц и розетка аэродромного питания ШРА-200ЛК.
2. АППАРАТУРА УПРАВЛЕНИЯ, ЗАЩИТЫ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ.
СЭС постоянного тока.
Для обеспечения
постоянства напряжения, защиты
от обратных токов и
1. АЗУ-600 - служит
для : дистанционного управления
включением генератора при
2. ТС-9МТ - служит для : гашения автоколебаний в системе регулирования напряжения генератора, связанных с изменением нагрузки и оборотов генератора.
3. РУГ-83Т - угольный
регулятор напряжения для
4. ДКН-8 - для повышения точности регулировки напряжения генератора.
5. Р-2А - выносной реостат для установки уровня регулируемого напряжения.
6. АЗПС-1 - для
защиты самолетной сети
7. К-КГП-1 - исполнительный орган АЗПС-1, служит для развозбуждения генератора.
Для контроля за уровнем напряжения в бортовой сети постоянного тока на самолете установлен вольтметр В-1К. Для контроля за емкостью аккумуляторных батарей установлен счетчик ампер-часов ИСА-К.
СЭС переменного тока.
Генератор переменного тока СГК-30/1,5 работает в комплекте со следующей аппаратурой:
1. ПГЛ-30М - предназначен
для обеспечения постоянства
оборотов генератора
2. РНУ-204К - регулятор
напряжения на управляемых
3. КЗУ-30/1,5 - предназначена для включения генератора, а также для защиты электросети в случае перенапряжения, коротких замыканий, понижения частоты; выдает сигнал об отключении генератора и сигнал на включение аварийного источника ПТО-1000/1500; отключает генератор при включении аэродромного источника питания.
4. БАР-30/1,5 - блок
аварийных режимов; предназначен
для выдачи в ПГЛ-30М
5. ПП-3-43 - для установки
уровня регулируемого
6. БЗТ-1-2сер. - блок
защиты трансформатора Тр-1,5/
7. ПТО-1000/1500 - преобразователь
; аварийный источник
3. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СЭС МиГ-23.
На схеме показаны основные элементы СЭС, рассмотренные в первом и втором вопросах и их функциональная связь.
Основные источники эл.энергии - генераторы постоянного и переменного токов - получают привод от АД, на валу которого они и расположены.
Постоянный ток.
При включении генератора постоянного тока ГСР-СТ-18/70 КИС он подключается к системе постоянного тока при помощи АЗУ-600. Генератор работает совместно с аккумуляторами 15-СЦС-45Б, подзаряжая их. На земле потребители постоянного тока получают питание от аэродромного источника через ШРАП-500К. Электросхемой предусмотрена блокировка одновременного включения генератора и аэродромного источника питания (при наличии +27В на ШРАП разрываются цепи включения генератора и аккумуляторов).
При изменении режимов работы двигателя или нагрузки генератора изменяется его напряжение. Напряжение генератора поддерживается в норме за счет РУГ-83Т,в который для повышения точности и устойчивости регулирования заводятся сигналы с ДКН-8 и ТС-9МТ. Для защиты бортсети от перенапряжения служит АЗПС-1, который при помощи К-КГП-1 развозбуждает генератор (подключает в цепь ОВГ добавочное сопротивление). Для установки уровня напряжения бортсети служит выносное сопротивление Р-2А.
Для контроля за емкостью аккумуляторных батарей на борту самолета установлен интегрирующий счетчик ампер-часов ИСА-К, замеряющий емкость аккумуляторной батареи N 2. Так как они работают параллельно, то емкости, отдаваемые в сеть примерно одинаковы.
Переменный ток.
Для обеспечения качества эл.энергии переменного тока по частоте ротор генератора СГК-30/1,5 приводится во вращение через ПГЛ-30М.
Потребители эл.энергии 115 В, 400 Гц равномерно распределяются по фазам 3-х фазного генератора с линейным напряжением 208 В. Нагрузкой однофазного генератора 115 В, 400 Гц является обогрев стекла.
В аварийном режиме, при отказе СГК-30/1,5, потребители 115 В, 400 Гц подключаются на преобразователь ПТО. Потребители 3-х фазного напряжения 36 В, 400 Гц в нормальном режиме получают питание от 3-х фазного генератора СГК-30/1,5 через трансформатор Тр-1,5/0,2. В аварийном режиме они подключаются на 3-х фазный ПТО. На земле потребители переменного тока можно проверить при помощи аэродромного источника питания 208 В, 400 Гц, подключаемого к ШРАП-400, и 115 В, 400 Гц, подключаемого к ШРА-200ЛК.
Защита СЭС переменного тока осуществляется КЗУ-30/1.5, который при отказах СГК-30/1,5 отключает его от сети и включает ПТО-1000/1500.
Регулирование напряжений 115 В и 208 В, 400 Гц осуществляется РНУ-204К. Уровни напряжений задаются выносными резисторами.
ВЫВОД:
Электрическая схема СЭС МиГ-23 построена таким образом, что позволяет обеспечивать бесперебойную подачу эл.энергии потребителям, поддерживать номинальные значения напряжений и частоты, не требуется вмешательства летчика при переходе на аварийный режим электроснабжения.
Комплект для МиГ-23МЛА (23-12):
- -