Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:28, курсовая работа
В периодической таблице металлы по своим свойствам делятся на группы. Рассмотрим металлы главной подгруппы III группы. К металлам главной подгруппы III группы относятся алюминий, галлий, индий и таллий. Эти металлы являются p – элементами. Их атомы содержат на внешнем энергетическом уровне по три валентных электрона – два на s – подуровне и один на p – подуровне. При возбуждении атома рассматриваемых элементов один из s – электронов внешнего уровня переходит на p – подуровень. Поэтому для них характерно трехвалентное состояние, а для таллия также одновалентное. Металлические свойства элементов усиливаются от алюминия к таллию.
.Введение …………………………………………………………………3
2.История алюминия и его сплавов……………………………………....4
3.Свойства алюминия ……………………………………………………..6
3.1 Физические свойства…………………………………………..6
3.2 Химические свойства…………………………………………..8
3.3 Ядерные свойства ……………………………………………...12
4.Сплавы алюминия………………………………………………...............13
5.Получение…………………………………………………………………20 6.Применение ……………………………………………………………....24
7. Алюминий и жизнь……………………………………………………....26
8.Главные проблемы алюминия…………………………………………...28
9.Техника безопасности в производстве алюминия ……………………..29
9.1 безопасная организация рабочих мест …………………….....29
9.2 безопасность при обслуживании электролизов ……………..32
9.3 техника безопасности при основных технологических
операциях алюминиевого производства ……………………..34
10.Заключение……………………………………………………................37
11.Список литературы……………………………………………………...38
Для предотвращения несчастных случаев от электропоражений работающим в корпусе рекомендуется не прикасаться одновременно к частям электролизера или перекрытиям шинных каналов и к металлическим конструкциям, находящимся у стен (например, вакуумным линиям, трубопроводам сжатого воздуха и т.д.), к рельсам узкоколейного пути и к металлическим частям конструкции здания, а также к вентиляционным решеткам и патрубкам. Нельзя наступать на сырые или разрушенные участки пола, а также лежащие на них металлические предметы. Опасно замыкание параллельных рядов электролизеров, возникающее при неосторожной транспортировке или установке шунтов в корпусах электролиза старых предприятий, в которых расстояние между продольными рядами до 5 м . В таких корпусах нужно помнить об опасности поражения током при передаче из рук в руки инструмента рабочими, находящимися на перекрытиях шинных каналов противоположных рядов электролизеров. Нельзя подавать металлические предметы из корпуса или в корпус через окна и вентиляционные проемы здания, если при этом создается замкнутая цепь с потенциалом земли.
Во избежание замыкания
рядов электролизеров проходы и проезды
должны быть свободными, а перемещать
длинные предметы необходимо вдоль корпуса.
При обслуживании кранов в целях безопасности не разрешается прикасаться незащищенными руками к обойме крюка, штоку механизма извлечения штырей, тросу и ферме крана, находясь при этом на конструкции электролизера или перекрытии шинного канала. Необходимо помнить, что мостовые краны передвигаются по заземленным рельсовым путям, и поэтому нельзя поднимать на кран и подкрановые пути или спускать с них длинные металлические предметы, находясь одновременно в соприкосновении с металлоконструкциями под потенциалом серии.
В последнее время
для контроля сопротивления изоляции
оборудования и конструкций электролизного
корпуса, к которым возможно прикосновение,
и оценки степени опасности прикосновения
измеряют величину тока прикосновения
с помощью прибора.
9.3 Техника безопасности при основных
технических операциях
алюминиевого производства.
Операцию разрушения
электролитной корки с
В настоящее время в алюминиевой промышленности для пробивки корки электролита применяют машины различного типа: самоходные пневматические, пневматические с дистанционным управлением, с механическим пробивным устройством, с механизмом для пробивки электролитной корки, смонтированным на портальных или консольных кранах.
В стесненных условиях
для разрушения корки электролитных
ванн часто используют пневматические
машины на гусеничном ходу с дистанционным
управлением. Управляя такой машиной,
рабочий должен находиться от нее на расстоянии
не менее 1 м.
На новых предприятиях наилучшие условия по обслуживанию электролизеров и увеличению производительности труда достигают при применении напольно-рельсовых (портальных) машин. В корпусах электролиза, где работают напольно-рельсовые машины, всегда следует помнить, что при встрече машин, движущихся по обеим ниткам, создается опасная зона. Непременным условием обеспечения общей безопасности является ежесменная проверка исправности у машины механизма для разрушения корки электролита, винтовых питателей для глинозема, затворов-до-затворов для анодной массы, механизма передвижения, гидросистемы, электроустройств. (рис.11)
Осуществляя технологический контроль, необходимо один раз в смену чистить горелки. Для чистки необходимо использовать специальный скребок. Выполняя операцию, следует находиться сбоку от горелки. (рис.21)
Извлеченный из электролизных ванн алюминий транспортируют либо к месту перелива в литейный ковш, либо в литейное отделение для заливки в плавильную (шихтовочную) печь. Запрещается применять ковши с раковинами, вмятинами в стенках и в местах крепления цапф.
Непосредственно у места перелива может находиться только рабочий, производящий эту операцию.
Тележку с литейным ковшом устанавливается с таким расчетом, чтобы при переливе металла рабочий мог свободно достать переключатель поворота вакуум-ковша. При этом необходимо стоять на специальной деревянной (диэлектрической) подставке высотой не менее 550 мм. Это позволяет лучше контролировать поступление переливаемого металла. Исправность тумбы и отсутствие на ней потенциала относительно земли проверяют ежесменно. При переливе металла из вакуум-ковша в литейный ковш категорически запрещается становиться на случайно поставленные ящики, бункеры или электрокары.
Для предотвращения разбрызгивания металла летку опоражниваемого вакуум-ковша удерживают на возможно близком расстоянии от литейного ковша (не более 150 мм). Закончив перелив металла, вакуум-ковш плавно возвращают в исходное положение. Стопорную вилку набрасывают на тягу траверсы вакуум-ковша только после полной остановки механизма поворота. Несоблюдение этого требования может привести к травмированию кисти руки.
Алюминий, получаемый электролизом криолито-глиноземных расплавов, содержит ряд примесей, присутствие которых нежелательно в готовой продукции. Поэтому первичный алюминий подвергают металлургическому или электролитическому рафинированию. Простейший способ металлургического рафинирования, широко используемый в электролизных цехах – это отстаивание расплавленного алюминия-сырца в ковшах или печах при температуре 700-750°С. Безопасность труда при этом обеспечивается соблюдением всех мер для операций перелива металла.
Более чистый алюминий
получают способом электролитического
рафинирования в специальных
электролизерах. При эксплуатации рафинировочных
электролизеров имеются характерные
особенности как по технологии, так
и по безопасности труда. Так, исходный
анодный медноалюминиевый сплав чаще
всего готовят в специально выделенной
ванне (матке), которая служит одновременно
для приготовления и очистки электролита.
10. Заключение
Итак, по распространению в земной коре (масс. доля 8,8%) алюминий уступает место лишь кислороду и кремнию.
Алюминий относится
к числу химически активных металлов,
он сильный восстановитель, уже при
комнатной температуре
Вследствие сочетания высокой прочности, пластичности, электрической проводимости, малой плотности, коррозионной устойчивости и нетоксичности алюминий находит все более широкое применение, в том числе для изготовления электрических проводов и конденсаторов, химической аппаратуры, посуды, фольги и фармацевтической и пищевой промышленности. Сплавы алюминия: дюралюминий и силумин применяются как конструкционные материалы в автомобильной, авиационной, космической, судостроительной и других отраслях промышленности. Алюминий так же входит в состав многих сплавов как легирующая добавка для повышения жаростойкости.
Алюминий входит в состав природных минералов – алюмосиликатов, которые в последние годы находят все более широкое применение для нужд человека.
Достигнутые в последнее время успехи по охране труда в металлургии алюминия во многом стали возможны благодаря техническому прогрессу. Интенсификация производства алюминия осуществляется с одновременным проведением мероприятий, обеспечивающих улучшение санитарно-гигиенических условий труда.
Благодаря развитию технических
средств механизации и
11. Список литературы:
1.Ф.Г. Фельдман и Г.Е. Рудзитис «Химия»
М., 1990
2.И.М. Гаврилова «Химия краткий курс»
М., 1999
3.Дж. Эмсли «Элементы»
М., 1993
4.Редакционная коллегия И.В. Горынин и другие
«Алюминиевые сплавы и их применение»
М., 1978
5. Дж. Е. Хэтч. «Алюминий. Свойства и физическое
металловедение».
М., 1989
6. В.А. Рабинович и З.А. Хавин
«Краткий химический справочник»
7.Э.Гроссе
и Х.Вайсмантель «Химия для любознательных»
Ленинград., 1987
8.Н.Л. Глинка «Общая химия»
Ленинград., 1985
9.Н.В. Коровин «Общая химия»
М., 2000
10. Н.М. Жаворонков, В.В. Донцов « Три проблемы
элемента № 13»
М., 1988
11. П.З. Деев «Техника безопасности в производстве
алюминия»
М., 1978
Информация о работе Алюминий и его сплавы, техника безопасности в производстве алюминия