Дмитрий Иванович Менделеев(1834-1907)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:48, реферат

Описание работы

Жизнь и деятельность великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева всегда будет предметом пристального изучения исследователей. Наследие, завещанное нам этим гигантом научной мысли и научного дела, поистине неисчерпаемо. Родившись в 1834 году и еще на студенческой скамье в 1855 году начав научную работу. Д.И. Менделеев до самой своей смерти (1907 год) плодотворно и напряженно работал над развитием химической науки и заводского дела в России. Он оставил яркий след не только во всех областях химии и ее приложений, но и в целом ряде смежных дисциплин, развитию которых он содействовал своим авторитетом, побуждая к активности и вдохновляя русских ученых.

Файлы: 1 файл

Менделеев.docx

— 24.68 Кб (Скачать файл)

Введение

  Жизнь и деятельность великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева всегда будет предметом пристального изучения исследователей. Наследие, завещанное нам этим гигантом научной мысли и научного дела, поистине неисчерпаемо. Родившись в 1834 году и еще на студенческой скамье в 1855 году начав научную работу. Д.И. Менделеев до самой своей смерти (1907 год) плодотворно и напряженно работал над развитием химической науки и заводского дела в России. Он оставил яркий след не только во всех областях химии и ее приложений, но и в целом ряде смежных дисциплин, развитию которых он содействовал своим авторитетом, побуждая к активности и вдохновляя русских ученых.       Наиболее крупным свершением научного гения Д.И. Менделеева явилось открытие взаимной связи в мироздании, нашедшее свое выражение в Периодическом законе химических элементов. Этот закон, над которым сам Менделеев работал почти сорок лет, находя все новые и новые подтверждения своему открытию, уточняя и углубляя его, еще при жизни его, а особенно на глазах нашего поколения, после его смерти, превратился в неугасимый маяк, освещавший и освещающий науке новые пути исканий.    В настоящее время Периодический закон химических элементов получил значение глубочайшего закона природы.

Биография

Дмитрий Иванович Менделеев(1834-1907)

У священника села Тихомандрица Вышневолоцкого уезда было 4 сына, все они учились в Тверской духовной семинарии, лишь один из них сохранил фамилию отца Соколов. Остальным трем братьям по обычаям тех лет фамилии придумали учителя. Один из братьев получил фамилию Менделеев. «Фамилия Менделеева дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей, - вспоминает Дмитрий Иванович. - Учитель по созвучию «мену делать» вписал и отца под фамилией Менделеев».

    В 1804 году, окончив тверскую духовную  семинарию, Иван Павлович Менделеев  надумал идти в открытый в  Петербурге педагогический институт. Спустя 3 года он был направлен  в Тобольск и женился на  Марии Дмитриевне Корнильевой,  представительнице рода знаменитых  купцов, которые в 1789 году, одновременно с Франклином в Америке, открыли первую в Тобольске типографию.

Детство Мити

       При дешевизне сибирской жизни большая семья Менделеевых зажила неплохо. Но в 1834 году Иван Павлович ослеп. В этом же году родился последний ребенок, всеобщий любимец Митенька. (Детей было всего 17, а живокрещеных - 14).  Семья сразу лишилась того положения в городе и того уклада домашней жизни, который установился со дня обоснования Менделеевых в Тобольске. С этого момента Марья Дмитриевна убедилась, что единственное ее спасение - маленький стеклянный завод.

     В октябре 1847 года Иван Павлович  умер. И к концу 1848 года, оставшись  с двумя сыновьями и дочерью,  она обнаружила, что может оставить  Тобольск, когда надо будет везти  в университет Пашу и Митю.

     Хотя Паша был на 2 года старше, Митя не отставал от него  в своем развитии, и родители  отправили их в гимназию вместе, но по условиям тех лет принимать  дозволялось только с 8 лет,  а ему было 7. Поэтому его приняли  с условием, чтобы в первом  классе Митя пробыл 2 года. Успехом  Митя блистал только в первых  классах. 

      Потом учеба перестала его  увлекать, и он хорошо шел только  по тем предметам, которые ему  нравились и легко давались, - математика, физика, история. Но настоящим камнем преткновения для него оказались иностранные языки, - немецкий, и особенно латынь. И если Митя успешно переходил из класса в класс, то это происходило только благодаря совету гимназии.

Юность  Дмитрия

Когда гимназический  курс был окончен, Мария Дмитриевна с Лизой и Митей отправились  в Москву, твердо решив определить сына в московский университет. Но замыслы  Марии Дмитриевны, даже подкрепленные  знакомствами и связями брата, не увенчались успехом. По существовавшим тогда правилам, лица, окончившие гимназию, могли поступить только в университет  того учебного округа, где находилась гимназия. Весной 1950 г. Мария Дмитриевна привезла Митю в Петербург. В Петербурге действовали те же правила, что и  в Москве. Следующим после университета учебным заведением в Петербурге по праву считалась медико-хирургическая академия, но, присутствуя в анатомическом театре на вскрытии, Митя почувствовал себя дурно, и наотрез отказался от медицинской карьеры. И вот тогда Мария Дмитриевна и решилась отдать своего сына в главный педагогический институт. Хотя в этот институт принимались абитуриенты из всех учебных округов, прием производился раз в два года. И как раз в 1950 г. приема не было. Первого мая 1950 г. он подал прошение и выдержал приемные испытания.  Это долгожданное событие сняло с Марии Дмитриевны страшное напряжение. Она умерла 20 сентября 1850 года. Менделееву и семерым его товарищем, принятым в неурочный год, было предложено решить, за сколько лет они желают закончить полный курс: за три или за пять. Единственный из всех принятых, Дмитрий решил пройти курс вторично. Если в 1851 году среди 28 своих сверстников по успехам в учебе он был всего лишь 25, то спустя год 7-м.

А в 1853-1854 о нем уже говорили как о  самом одаренном студенте. Главного педагогического университета.

Будучи  студентом физико-математического  факультета, он интересовался и науками, проходимыми и на историко-филологического  факультете. В этот период отношение Менделеева к учению начинает заходить за рамки понятия,  определяемого словом учение.

Это необузданная работа мозга породила такую нагрузку, какой не мог выдержать неокрепший юношеский организм. В 1851 году он заболел  чахоткой и в 1853 слег. Но даже в это  время он обратился к институтскому  доктору с просьбой дозволить ему держать очередной экзамен.       Но  вот наконец Менделеев перед Пироговым. Великий врач с неожиданной внимательностью осматривает столь странного здесь пациента и... дарует ему жизнь!  Менделеев навсегда  запомнил то, что сказал ему Пирогов: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его, да когда нибудь ему и верните.

И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете».

Интерес Дмитрия к наукам не остался незамеченным со стороны преподавателей. Все эти  очень разные люди с одинаковой готовностью  помогали Дмитрию, хотя его трудно было назвать покладистым студентом.

 

Кандидатская  диссертация

Д.И.Менделеев окончил Главный Педагогический институт в 1855 г. Кандидатская диссертация "Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу" стала его первой крупной научной работой. Директор института выхлопотал разрешение, чтобы отличнейших выпускников института, в том числе Менделеева, оставить при институте еще на один год для усовершенствования в науках и приготовления к магистерскому экзамену.  При беглом взгляде на студенческие работы Менделеева создается впечатление, что это работы юноши увлекающегося, одаренного, но бросающегося из одной крайности в другую.                               

Магистерская  диссертация

      Полгода в Одессе, и вот Менделеев  вновь в Петербурге. Приехал он  не с пустыми руками: работа, которую  он привез - тончайшее и кропотливейшее исследование по удельным объемам. Это фактически его диссертация. Он немедленно подал прошение ректору Петербургского университета о допущении его к сдаче экзамена на степень магистра химии.

      Причем из-за стесненности во  времени просил проэкзаменовать  его в течении двух оставшихся недель мая. Блестяще ответив на вопросы по химии, физике, минералогии и геогнозии, он сдал письменный экзамен по химии, после чего ему был назначен срок защиты магистерской диссертации. За два летних месяца он заканчивает диссертацию «Удельные объемы». В этой работе он сделал важный шаг к будущей системе элементов, поскольку "объем атома" выступал - аналогично кристаллической форме в "Изоморфизме" - в роли критерия сходства и различия элементов и соединений. Она дает ему первую  ученую  степень магистра. Магистра физики и химии. Менделееву исполнилось тогда всего двадцать два года. Это была  его первая  большая победа.  Но  победа, радость которой омрачило горе: умерла Лиза -его любимая сестра, приехавшая вместе с ним из Тобольска.  После этой удачной защиты он подает новое прошение. Менделеев желал защищать еще одну диссертацию «Строение кремнеземистых соединений» - на право читать лекции по химии в Петербургском университете. Менделеев поразил всех  своих друзей: он защитил вторую диссертацию. Что и говорить - случай необычайнейший!  Ученые  не  без колебаний приняли второй труд  Менделеева, хотя  это и  был серьезный вклад в химию стекловарения. Но уж слишком все это было необычно...

       Университет дал молодому магистру  много: возможность читать лекции, работать в лаборатории, общаться  с первоклассными профессорами.  Но не дал денег: за чтение  лекций он получал годовое  жалование в 300-400 рублей.

А  потом  молодой  Менделеев  едет  в  первую  свою  командировку  - через  Варшаву ¬дальше,  в знаменитый Гейдельберг, в лабораторию патриарха химиипрофессора Бунзена. За первые три месяца он объехал не меньше десятка университетских городов. Выбор его остановился на Париже и Гейдельберге неслучайно. Было принято решение работать в домашней лаборатории, для этого ему нужно было приобрести хорошие приборы.  Заказал весы, насос, манометр, купил редкие препараты, побывал во многих лабораториях Парижа.

Менделеев  верил, что дни, проведенные в  лаборатории Гейдельбергского университета,  рядом с прославленным химиком,  будут ему полезны, но он ошибся. Он вернулся  в  Гейдельберг,  где снял  крохотную комнатенку  под лабораторию, и   где  его  уже  ждало  обеспокоенное  письмо  попечителя Петербургского  учебного  округа  -  видно,  дошли  сообщения  о выходке с Бунзеном. Менделеев  ответил:  «Главный  предмет  моих  занятий есть физическая химия».

 Вернувшись  Дмитрий Иванович засел за изучение капиллярности. В своей студенческой работе «Изоморфизм» убедился. что одного изоморфизма недостаточно для полного выявления сходств и различий между элементами. он немедленно делает следующий шаг - приступает к изучению удельных объемов различных веществ. Оказалось изоморфизм никак не связан с удельным объемом. когда речь заходила о сложных веществах. Но вычислив удельные объемы для химических элементов. Менделеев сразу обнаружил у необычайно схожих по химическим свойствам элементов, каковы хлор, бром, йод, близость удельных объемов. Так вдруг обнаружилась связь между химической активностью и «объемом атомов с их атмосферою», а совершенно ясно, что эта «атмосфера» целиком зависит от сил сцепления, о существовании которых он догадался еще до этой работы.

       Менделеев решил непосредственными  измерениями узнать силы сцепления.  В ходе этой титанической работы  Менделеев пришел к открытию  температуры абсолютного кипения.( В 1884 году во время празднования своего 300-летия Эдинбургский университет, присваивая ему степень почетного доктора прав, в числе его заслуг упомянул и его исследования при температуре абсолютного кипения).  3-го сентября 1860-го года в Карлсрэ съехалось более 140 ученых-химиков в работе конгресса принимал участие и Менделеев

       В Петербурге Менделеев вдруг  также ощущает и острую радость  возвращения. Он понял,  что   все  годы  скучал  без этого  города. Теперь он не один здесь:  вернулась  сестра  Ольга.

Заключение

Действительно, органическая химия (за исключением  краткого периода 1861 - 1862 гг.) никогда  не была сферой его деятельности. Он фактически не проявил себя как экспериментатор  в области химии неорганической, хотя и ориентировался в ней гораздо  увереннее, чем подавляющее большинство  его современников. "Основы химии" - яркое тому свидетельство. Его достижения как физико-химика, воплотившиеся в создание новой теории растворов, получили широкий резонанс, но они появились тогда, когда исследования растворов привлекали внимание многих химиков, развивавших оригинальные идеи.  Обессмертило же его имя учение о периодичности. Ученый разрабатывал и совершенствовал свои представления о периодичности на протяжении почти четырех десятилетий. Хотя только после кончины ученого периодический закон и периодическая система получили физическое обоснование, они стали одной из фундаментальных основ современной атомистики.

    Конечно,  не будь Менделеева, кто-либо другой  рано или поздно сформулировал  бы периодический закон и разработал  периодическую систему. Но чтобы  создать логически стройную научную  систематику почти семи десятков  известных в то время элементов,  должна была появиться личность, обладающая, многомерным мышлением  и исчерпывающими познаниями  в области неорганической химии.

   Его  же экспериментальные исследования  приобрели вполне конкретный  характер. Это были чисто физические  исследования. Здесь уместно подчеркнуть, что Менделеева по праву можно считать одним из крупнейших среди немногочисленных физиков-экспериментаторов России второй половины ХIХ в.

  Но подлинный феномен Менделеева заключался в необычайной широте его интересов, в редкостной эрудированности в самых различных областях науки и практики. Здесь действительно некого поставить рядом с ним. "Наука и промышленность - вот мои мечты", - написал он в дневнике 10 июля 1905 г, незадолго перед своей смертью. Но как видно из реферата, Дмитрий Иванович прожил долгую и достаточно интересную жизнь, наполненную истинной заботой о благе России. За это время он написал и опубликовал множество научных трудов и статей, многие из которых явились сенсацией в обществе. Если бы он жил в наши дни, с какой любовью и неистребимой жаждой новых знаний следил бы он за каждым открытием. Наука с тех времен ушла далеко в перед, но не стоит забывать, что первый камень, ее фундамент, возложили ученые 19 в., одним из которых был и Менделеев. Патриотизм и вера в возрождение Руси через собственный кропотливый труд должны быть заразительным примером для нынешнего поколения. И это ,пожалуй, главный урок, который преподнес он нам. В настоящее время историческая несправедливость исправлена и гордое имя нашего соотечественника украшает научные заведения и даже географические объекты.  Менделеев был избран членом и почетным членом более 70 Академий наук и научных обществ разных стран мира. Двадцать пять томов составляет собрание его сочинений.

Информация о работе Дмитрий Иванович Менделеев(1834-1907)