Начав свое формирование
еще в XVIII веке, по специальному указу
Петра I, в России была создана уникальная
коллекция наиболее значительных и ценных
вещей, являвшихся достоянием всего государства
Российского в целом, а не принадлежащих
исключительно царской династии. Она была
собрана из уникальных украшений светской
знати, драгоценных орденских знаков,
изысканной утвари и регалий государственного
значения. Дорогостоящие предметы многих
поколений Российских царей до Первой
Мировой войны хранились в Зимнем Дворце,
в специальном Бриллиантовом кабинете.
В начале войны знаменитая ценная коллекция
была срочно перевезена в подвалы Московского
Кремля, где хранилась некоторое время.
В 1922 г. предметы декоративно-прикладного
и ювелирного искусства, как уникальные
экспонаты, были выставлены в кремлевском
музее Государственной Оружейной палаты
под названием Алмазного фонда России,
где они экспонируются и по сей день, потрясая
посетителей своей неописуемой красотой
и изысканностью.
В так называемую
историческую часть Алмазного
фонда наряду с императорскими
регалиями, старинными орденами
и лучшими образцами ювелирных
изделий XVIII-XIX веков, входят уникальные
драгоценные камни, известные как "Семь
исторических камней", или "Семь чудес
Алмазного фонда". Это семь всемирно
известных драгоценных камней, особенно
крупных, красивых и значительных по своей
ценности, - алмаз "Орлов", алмаз "Шах",
плоский портретный алмаз, гигантские
шпинель, изумруд, сапфир и хризолит.
Бриллиант "Орлов"
- самый ценный и знаменитый
из семи исторических камней
Алмазного фонда. С 1784 года
он украшает Императорский скипетр
Екатерины Великой. Это восхитительный
камень необычной формы, ограненный
в виде индийской розы, имеющий
180 граней и вес 189,62 каратов.
Согласно легенде, алмаз "Орлов"
представляет собой обработанный
природный осколок огромного
кристалла весом в 400 карат,
а по другой версии первоначальный
вес алмаза снизился с 400 до
189,62 каратов после его огранки
в бриллиант.
Интересна непростая
история этого дивного камня,
который считается самым крупным
алмазом, добытым в Индии. Первым
его владельцем стал Джехан
Шах - потомок великой династии
Моголов. Следует отметить, что
алмаз Великий Могол, который
также принадлежал Джехан Шаху,
и который был впоследствии
утерян, нередко связывают с алмазом
Орлов, и есть версия, что эти
два алмаза - на самом деле один
и тот же камень. Так это
или нет в точности не известно.
Найденный в Индии в начале
XVII века, прежде чем попасть в Россию, он
поменял нескольких владельцев. История
камня загадочна, и историки расходятся
во мнениях. По одной из версий, он был
вправлен в статую Шивы в знаменитом храме
Серингапатама, но оттуда его похитил
французский солдат, который затем продал
камень английскому капитану, а тот - торговцу-еврею,
от которого и получил его позднее граф
Орлов. По другой версии, алмаз был украден
из трона шаха Надира, в который был вправлен,
и пройдя через несколько рук попал к армянскому
купцу Лазареву, от которого и получил
камень Орлов. Сперва, исходя из легенды,
этот камень имел название "Дерианур"
и украшал голову индийского идола. Легенда
рассказывает, что этот алмаз служил глазом
для статуи Брахмы в храме Серингапатама
(шт. Майсур), и именно оттуда его в начале
XVIII века похитил французский солдат. По
другой версии алмаз был украден из трона
персидского Надир-Шаха после его гибели
в 1747 году. В 1768 г. камень был куплен в Амстердаме
русским графом Григорием Орловым за 400
000 золотых рублей в подарок Екатерине
Великой, - в 1773 году он был преподнесён
Орловым Екатерине II в день её именин.
Императрица повелела вставить камень
в свой золотой скипетр. В знак благодарности
Екатерина дала алмазу имя своего верного
подданного. Алмаз "Орлов" представляет
собой кристально чистый прозрачный камень,
слегка отливающий зеленовато-голубоватым
оттенком. Величиной и формой с половину
куриного яйца, вставленный в императорский
скипетр, он является одним из наиболее
известных экспонатов Алмазного фонда.
Вторым в
драгоценной коллекции считается
не менее знаменитый и известный
алмаз "Шах" массой 88,7 каратов.
Он был найден там же, где
и алмаз "Орлов", - в Голкондских
копях в Индии, в XVI веке, незадолго
до того, как их забросили. Это прозрачный
камень редкой чистоты, с незначительным
желтоватым оттенком, без огранки. Природная
форма его практически полностью сохранена,
лишь в некоторых местах он слегка отшлифован.
Известно, что этот алмаз носили в качестве
магического талисмана. Согласно Тавернье,
в 1665 г. "алмаз был подвешен к трону Великих
Моголов и висел так, чтобы сидящий на
троне постоянно видел его перед собой".
На камне три надписи на персидском языке,
означающие имена его прежних владельцев
и соответствующие даты в мусульманском
летосчислении, основанном на лунном календаре:
сперва это был правитель индийской провинции
Низам-шах, затем Шах-Джахан из династии
Великих Моголов, третьим - персидский
шах Фатх-Али-шах, уже из рук которого он
и попал в Россию. Алмаз "Шах" был
преподнесен сыном наследника персидского
престола в дар русскому царю вместе с
другими ценными дарами в надежде на исчерпание
конфликта, назревавшего в связи с трагическими
событиями в Тегеране. В 1829 году алмаз
был привезён Николаю I принцем Хозрев-Мирзой
как выкуп "во искупление" за убийство
в Тегеране главы Русской дипломатической
миссии А.С. Грибоедова. Считается, что
покоренный прелестью алмаза, император
принял дары посла и забыл тегеранский
инцидент.
В Алмазном
Фонде также представлен удивительный
абсолютно плоский алмаз весом
в 25 карат и общей площадью
в 7.5 кв. см., вставленный в изысканный
золотой браслет, выполненный
в готическом стиле. Это - "портретный"
алмаз, под который вставлена
цветная миниатюра портрета императора
Александра I. Этот прозрачной чистоты
камень считается самым крупным из портретных
алмазов, которые когда-либо использовались
в мире. Алмаз вместе с браслетом, изготовленном
по заказу во Франции, прибыл в Россию
в XIX веке. Теперь хранится в коллекции
Алмазного фонда среди семи исторических
знаменитых камней. Браслет сам по себе
является редким шедевром ювелирного
искусства, "портретный" алмаз в инкрустированной
эмалью и изумрудами изящной оправе из
золота представляет великолепное дополнение
к браслету.
Другим прекрасным
драгоценным камнем Алмазного
фонда является великолепная
ярко-красная огромная шпинель
массой 398,72 карата, украшающая символ
Алмазного фонда - Большую императорскую
корону. Большая императорская корона,
чудо ювелирного искусства, была
изготовлена в 1762 году для коронации
императрицы Екатерины Великой
придворными ювелирами Георгом
Экартом и Иеремией Позье; руководил
работой и создал эскиз и
каркас короны Георг Экарт,
а подбором камней занимался
Позье. Сама корона изготовлена
из золота в виде традиционных
ажурных полусфер, украшенных сплошной
россыпью бриллиантовых декоративных
цветков. В короне 4.936 бриллиантов
общим весом в 2.858 карат, переливающихся
разноцветными радужными искрами,
и 75 жемчужин. Вес этой самой
дорогой короны в мире почти
2 кг. А венчает её удивительная
по редкости и красоте благородная
красная шпинель. Камень был приобретён
в 1676 году у китайского императора Канси́
и доставлен на Русь ученым и писателем
Николаем Спафарийем, находившимся на
дипломатической службе при царе Алексее
Михайловиче в Пекине (Китай) с 1675 дo 1678
г. Этот знаменитый камень, долгое время
ошибочно считавшийся рубином, кочевал
из одной короны в другую и первоначально
украшал императорский головной убор
Елизаветы Петровны. Такая крупная
благородная шпинель ровной окраски и
идеальной чистоты и прозрачности - величайшая
редкость, и равной ей нет в мире.
Прекрасный
колумбийский изумруд, вправленный
в брошь (Россия, конец XIX в.), также
входит в число семи исторических камней
коллекции Алмазного фонда. Величина камня
(масса 136, 25 кар), равномерность распределения
насыщенно зеленой окраски и чистота позволяют
относить его к уникальным творениям природы.
Изумруд вставлен в изящную брошь из благородных
металлов, усыпанную бриллиантами. Ступенчатая
огранка камня идеально сочетается с декоративными
вензелями и листьями из золота и серебра.
Этот удивительный камень найден и привезен
из Колумбии в XV-XVI веках, а в первой половине
XIX века он попал в Россию и был вправлен
в брошь неизвестным ювелиром.
Еще одним
из семи исторических камней
Алмазного фонда России является
красивый крупный старинный сапфир
с Цейлона, сохранивший древнюю
индийскую огранку. Он был приобретён
русским царём Александром II в
подарок жене на выставке в Лондоне. Камень
вставлен в ажурную золотую оправу изысканной
броши, инкрустированной множеством
мелких и крупных бриллиантов. Этот сапфир
считается самым большим и красивым сапфиром
в мире. Его вес составляет почти 260 карат,
уникальна оригинальная огранка, а изумительный
сиренево-синий насыщенный цвет в сочетании
с прозрачностью и чистотой камня поражают
воображение. Кроме изумительного цвета,
камень замечателен и своей обработкой.
На нём нанесено более 100 граней, с чрезвычайным
вкусом подобрана и оправа из бриллиантов.
Верхняя часть камня сплошь покрыта мелкими
шестиугольными фасетами, и лучи света,
разбиваясь об эту многогранную поверхность,
искрящимися фонтанами льются в разные
стороны, создавая приятную мягкую игру.
Бриллианты усиливают яркость этого прекрасного
самоцвета. Брошь была изготовлена в середине
XIX века, её ступенчатая форма удачно скрыла
излишнюю толщину камня, заключённого
в высокий лёгкий ажурный каст. К сожалению,
почти ничего не известно о происхождении
этого сапфира, и только согласно преданиям
он тоже прошел долгий путь из Индии через
Персию и Кавказ, прежде чем попасть в
Россию.
Седьмым удивительным
камнем в уникальной коллекции
семи исторических камней Алмазного
фонда представлен один из
самых крупных в мире хризолитов,
оливково-зеленый камень весом
192,75 карата (хризолит весом 310 каратов
хранится в Смитсоновском институте
в Вашингтоне, и хризолит в
146 каратов - в Геологическом музее
в Лондоне).
Этот дивной
красоты прозрачный и чистый,
как родниковая вода, покрытый
уникальной старой огранкой камень,
был найден на вулканическом
острове Зебергет в Красном
море. Гигантскому хризолиту нет
равных во всем мире по чистоте,
прозрачности и красоте цвета.
Крупная, слегка выпуклая верхняя
площадка окружена ступенчатыми
гранями, а обратная сторона
камня огранена менее обычно
и покрыта сложной комбинацией
многочисленных неправильных четырёхугольных
граней. Камень имеет удлиненно-овальную
форму с размерами по периметру 5,2 х 3,5
см. и достигает 1,05 см. по толщине. В прошлом
он был заключен в золотую оправу с тридцатью
бриллиантами. Историки утверждают, что
именно этот камень и есть тот самый, якобы,
«изумруд», сквозь который римский император
Нерон взирал на устроенный им самим пожар
Рима. В многочисленных гранях этого драгоценного
камня преломляются, исходя из его глубины,
сверкающие лучи света всех зелёных оттенков.
Этим чудом природы завершается коллекция
семи исторических камней.