Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 07:20, реферат
Цель: Ознакомиться с кристаллами и способами
их выращивания.
Задачи: 1. рассмотреть вопрос влияния формы кристалла
от типа кристаллической решетки;
2. рассмотреть способы выращивания кристаллов
3. вырастить кристаллы:
а. поваренной соли;
б. медного купороса;
в. меди;
г. кристаллов различных солей;
д. олова.
Введение стр. 3
I .Теория стр. 4 - 9
1.1. Определение кристаллов стр. 4
1.2. Форма и свойства кристаллов стр. 4
1.3. Кристаллические решетки стр. 5 - 6
1.4. Применение стр. 8 – 9
I I . Практика стр. 10 - 14
2.1. Способы выращивания кристаллов
а) опыт № 1;
б) опыт № 2;
в) опыт № 3;
г) опыт № 4;
д) опыт № 5;
е) опыт № 6.
2.2. Выводы.
1.4.Применение.
«Живых призываю. Мёртвых оплакиваю. Молнии ломаю»,-такие надписи на латинском языке чеканились иногда в средние века на больших церковных колоколах в Западной Европе. Почему-«молнии ломаю»? Потому, что при наступлении грозовых облаков, а особенно с приближением града начинается тревожный колокольный звон. Верили, что гул звенящих колоколов может отогнать гром и молнию и предотвратить или ослабить град. Увы!- не защищал колокольный звон от града, и потому придумали ещё одно средство: грозовые облака стали стрелять из пушек. Были даже, в Европе и в Китае, такие специальные пушки, противоградовые мортиры. С градом научились бороться, забрасывая в тучу кристаллики. Грозовые облака, тучи - это скопления переохлажденных водяных паров или капелек. Вещество может долго сохранятся переохлаждённым и кристаллизация не начнётся, пока не вызовет ее какая-нибудь внешняя причина. При грозе этой причиной служит молния: электрический разряд, с громом проскакивающий сквозь переохлажденную среду, возбуждает кристаллизацию в ней. Можно забросить в облако кристаллики твердой углекислоты, того самого сухого льда, который все видели у продавцов мороженного. Температура сухого льда -78 С, и он «замораживает» воду, охлаждая её, так что вокруг каждой пылинки сухого льда начинают расти кристаллики льда, за ними соседние, мгновенно возникает очень много кристалликов, и сразу на многие километры кругом тучи вместо грозного града рассыпаются мелким снегом или проливаются дождем, потому что снежинки тают, - нагреваясь вблизи земли. Еще лучше кристаллизует тучу залп не из сухого льда, а из кристаллов йодистого серебра или более дешёвого йодистого свинца. На крохотных кристалликах этих соединений с готовностью нарастают льда. Здесь имеет место явление ЭПИТАКСИИ - ориентированного нарастания кристаллов одного вещества на кристаллах другого вещества со сходной структурой.
В технике используют такое свойство выращивания крупных кристаллов. Кристаллы дигидрофосфата калия растут на пластинках из родственного кристалла дигидрофосфата аммония, а кристаллы хлористого калия – на каменной соли или на бромистом натрии. Родственные кристаллы не только смешиваться друг с другом, но и просто нарастать на друг друге. На растают кристаллы сходной структуры, но и такие, структура которых различна, но вдоль некоторых граней и рёбер она сходна. Такое ориентированное нарастание одного кристалла на другом, эпитаксия, очень широко используется в технике. Надо, например, вырастить плоскую плёнку золота или серебра для исследования в электронном микроскопе. Выращивают тонкий металлический слой на кристалле поваренной соли. Металлическая плёнка легко растёт т. к. их структуры сходны. Потом соль растворяют в воде. Золото в воде не растворимо, и остаётся его плёнка. Возможность эпитаксильного нарастания зависит не только от геометрического соответствия срастающихся плоских сеток, но также от степени совершенства срастающихся кристаллов, от поверхностной структуры грани, от температуры, давления и ряда других факторов. Особенно широко используется эпитаксия в полупроводниковой технике, в микроэлектронике, где рабочими элементами схем должны служить монокристальные бездефектные плёнки с заданной кристаллографической ориентацией, совершенной поверхностью и с толщиной в немногие десятки ангстрем.
Свойства кристаллов нашли широкое применение в различных областях технике: в оптике, акустике, радиоэлектронике, квантовой электронике, металловедении, металлургии, химии, медицине. Пожалуй нет такой области техники, где не применялись бы кристаллы.Более того: многие области возникли и развиваются только благодаря использованию удивительных свойств кристаллов.
2.1.Способы выращивания.
Опыт № 1 (Выращивание сульфата меди).
Постановка эксперимента:
Надо приготовить горячий насыщенный раствор какой-либо соли (хлорида натрия, сульфата меди или железа, квасцов, бихромата калия и т.д.), охладить его, чтобы излишек растворенного вещества не выпал в осадок (такой раствор называется пересыщенным), наконец, ввести затравку, кристаллик той же соли, подвешенный на нитке. После этого остаётся только прикрыть сосуд листом бумаги, поставить сосуд в укромное место и ждать, пока не вырастет крупный кристалл, на что могут уйти даже месяцы; что придется делать, подливать понемногу насыщенный раствор по мере испарения.
Наблюдение:
На нитке происходит
Опыт № 2
Следующие два опыта настолько впечатляющи, что их смело можно поставить, конечно, тщательно всё подготовив. Первый из них – опыт Пелиго. Цилиндр высотой 25- 30 см вымойте изнутри горячей водой и через воронку по стенке налейте в него горячий очень концентрированный раствор гипосульфита, чтобы он заполнил на 1\3 цилиндр. Этот раствор готовят так:450 г гипосульфита растворяют при нагревании в 45 мл воды.
Второй раствор - ацетата натрия (300 г на 45 мл воды) также горячим 3аккуратно, этот раствор не должен смешиваться с ранее налитым раствором. Наконец, верхнюю треть цилиндра столь же осторожно заполните горячей водой, которая предохранит насыщенный раствор от преждевременной кристаллизации.
В сосуде три слоя: вода, пересыщенный раствор ацетата натрия, пересыщенный раствор гипосульфита. Накройте цилиндр стеклом, дайте остыть до комнатной температуры, а после этого можно приступить к опыту. К концу стеклянной палочки прикрепите кусочком воска маленький, незаметный кристаллик гипосульфита (воск слегка расплавьте, нагрев его над пламенем). На глазах у зрителей быстро опустите палочку в нижний слой. Концентрация соли столь высока, что тотчас вокруг кристаллика нагромоздится множество новых кристаллов, образуя подобие цветка. А в среднем слое « чужое « вещество вокруг кристалла гипосульфита кристаллизоваться не будет.
Другую, точно такую же палочку с воском, но уже с маленьким кристаллом ацетата натрия (зрители не должны заменить разницы) опустите в средний слой- здесь тоже вырастет цветок, но совсем другой. Цилиндр, если обращаться с ним осторожно, удается использовать несколько раз.
Другой опыт, напоминающий фокус,-
с одним только ацетатом
Расплавляя кристаллогидрат на водяной бане и охлаждая его, опыт можно проделывать множество раз в том числе на глазах изумленной публики, - а кто не изумится, увидев, как вода на глазах застывает без охлаждения? Напротив, стакан даже разогревается - это выделяется теплота кристаллизации. Стакан можно перевернуть, и из него не выльется ни единой капли.
Опыт № 3
Выращивание кристаллов меди.
Постановка эксперимента:
Наблюдения.
Вскоре на алюминиевой проволоке появляются пузырьки газа – водорода, вокруг графитового стержня под кружком образуется коричневое облачко, и раствор приобретает коричневую, почти черную окраску.
Через несколько часов верхний слой раствора под кружком начинает светлеть, а на стержне появляются кристаллики меди красновато – кирпичного цвета.
На следующий день весь графитовый стержень ниже кружка покрывается кристалликами меди, причем самый крупный из них располагаться внизу.
( смотри Приложение, фото № 3 ).
Опыт № 4
Дерево Сатурна. ( Выращивание кристаллов свинца)
Постановка эксперимента:
Наблюдение:
На поверхности цинка начинают расти ветвистые и блестящие, сросшиеся между собой кристаллы свинца. Это похоже на волшебное кристаллическое растение.
9это дерево из свинца получило название «сатурново дерево», т. к. алхимики связывали со свинцом планету Сатурн.
( смотри Приложение, фото № 4 ).
Опыт № 5
Дерево Юпитера. ( Выращивание кристаллов олова).
Постановка эксперимента:
( I I) в 100 мл воды и подвешиваю на нитке несколько кусочков цинка, очищенного наждачной бумагой.
Наблюдение:
Очень быстро на гранулах цинка вырастает дерево из кристалликов олова – черного цвета.
( смотри Приложение, фото № 5 ).
Опыт № 6
Фантастические пейзажи на стекле.
Постановка эксперимента:
- сульфата меди
- дихромата калия
- хлорида никеля
- хлорида кобальта
Эти растворы будут содержать 10 – 15 г каждой соли в 100 г воды.
Наблюдение:
Через 2-а дня вода с пластинок испарилась и на стекле появились причудливые узоры из цветных кристаллов:
- синие
- оранжевые
-зеленые
- розовые кристаллы.
( смотри Приложение, фото № 6 ).
2. 2 Вывод:
- поваренной соли;
- медного купороса;
- меди;
- свинца.
2. Убедилась
на практике в том, что форма
кристаллов бывает довольно
1. У. Слейбо, Т. Персонс, Общая химия, Москва, 20001 г.
2. Энциклопедия
школьника, Неорганическая
3. М. П. Шаскольская, Очерки о свойствах кристаллов, Москва «Наука», главная редакция физико – математической литературы, 1998 г
4. О Ольгин, Опыты без взрывов, Москва, ХИМИЯ, 2002 г