Моторные масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:19, реферат

Описание работы

В двигателе внутреннего сгорания неизбежны высокотемпературные отложения. Умение их смывать - одно из важнейших свойств моторного масла - моющее. Но смыть недостаточно, смытые частицы отложений необходимо измельчить (диспергировать) и уничтожить. За это отвечают диспергирующие свойства.

Содержание работы

Свойства моторных масел стр. - 2
Классификации моторных масел стр. - 8
Состав моторных масел стр. - 16
Литература

Файлы: 1 файл

Моторные масла..docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Классификация моторных масел  согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Ниже приведено описание отечественной  классификации моторных масел с  учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1-85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования.

Например, по всему тексту стандарта масла для карбюраторных  двигателей называются более точным термином - маслами для бензиновых двигателей. ГОСТ 17479.1-85 предусмотрено  обозначение моторных масел, сообщающее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения. Стандартная марка включает следующие  знаки: букву М (моторное), цифру или  дробь, указывающую класс или  классы вязкости (последнее для всесезонных  масел), одну или две из первых шести  букв алфавита, обозначающих уровень  эксплуатационных свойств и область  применения данного масла. Универсальные  масла обозначают буквой без индекса  или двумя разными буквами  с разными индексами. Индекс 1 присваивают  маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - дизельным маслам.

Таблица - Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85)

 

Класс вязкости

Кинематическая  вязкость, мм 2/с, при температуре

 
 

100°С

-18°С, не более

 

l3,8

1250

 

l4,1

2600

 

l5,6

600

 

l5,6

10400

 

6

С 5,6 до 7,0 вкл.

-

 

8

7,0 до 9,3

-

 

10

9,3 до11,5

-

 

12

11,5 до 12,5

-

 

14

12,5 до 14,5

-

 

16

14,5 до 16,3

-

 

20

16,3 до 21,9

-

 

24

21,9 до 26,1

-

 

3З/8

7,0 до 9,3

1250

 

4З/6

5,6 до 7,0

2600

 

4З/8

7,0 до 9,3

2600

 

4З/10

9,3 до 11,5

2600

 

5З/10

9,3 до 11,5

6000

 

5З/12

11,5 до 12,5

6000

 

5З/14

12,5 до 14,5

6000

 

6З/10

9,3 до 11,5

10400

 

6З/14

12,5 до 14,5

10400

 

6З/16

14,5 до 16,3

10400

 
       

 

Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1-85, представлены в таблице, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам - в  таблице. Примеры маркировки с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблиц. Так, марка М-6З/10В указывает, что это  моторное масло всесезонное, универсальное  для среднефорсированных дизелей  и бензиновых двигателей (группа В); М-4З/8-В2Г1 - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных  дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2 (цс) - моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения («цс» означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (цл20) - моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) - применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.

Таблица - Группы моторных масел  по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

 

Группа

Рекомендуемая область  применения

 

А

 

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

 

Б

Б1

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые  способствуют образованию высокотемпературных  отложений и коррозии подшипников

 
 

Б2

Малофорсированные дизели

 

В

В1

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые  способствуют окислению масла и  образованию отложений всех видов

 
 

В2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным  свойствам масел и способности  предотвращать образование высокотемпературных  отложений

 

Г

Г1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых  эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений  всех видов и коррозии

 
 

Г2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным  наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию  высокотемпературных отложений

 

Д

Д1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для  масел группы Г1

 
 

Д2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых  эксплуатационных условиях или когда  применяемое топливо требует  использования масел с высокой  нейтрализующей способностью, антикоррозионными  и противоизносными свойствами, малой  склонностью к образованию всех видов отложений

 

Е

Е1

Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в  эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2.

 
 

Е2

Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

 
       

моторный масло свойство

В прежней нормативной  документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в  стандартные обозначения без  скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения. В таблице приведены данные о соответствии обозначений марок моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и принятых ранее в нормативных документах.

Нередко возникает необходимость  решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать  отечественное масло для импортной  техники или зарубежное масло  для экспортируемой отечественной  техники. Общепринятой в международном  масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского  общества автомобильных инженеров - SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств  и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные табл. 2.4 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и АРI, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.

Таблица - Соответствие классов  вязкости и групп моторных масел  по ГОСТ 17479.1-85 и классификациям SAE и  АРI

 

Класс вязкости

 

по ГОСТ 17479.1-85

по SAE

 

5W

 

10W

 

15W

 

20W

 

6

20

 

8

20

 

10

30

 

12

30

 

14

40

 

16

40

 

20

50

 

24

60

 

3з/8

5W-20

 

4з/6

10W-20

 

4з/8

10W-20

 

4з/10

10W-30

 

5з/10

15W-30

 

5з/12

15W-30

 

6з/10

20W-30

 

6з/14

20W-40

 

6з/16

20W-40

 

 

Группа масла

   

по ГОСТ 17479.1-85

по АРI

 

А

SB

 

Б

SC/CA

 

Б1

SC

 

Б2

CA

 

В

SD/CB

 

В1

SD

 

В2

CB

 

Г

SE/CC

 

Г1

SE

 

Г2

CC

 

Д1

SF

 

Д2

CD

 

Е1

SG

 

Е2

CF-4

 

* Эти классы АРI не имеют аналогов в отечественной классификации

SH*

 
 

SJ*

 
 

CG-4*

 
     

Классификация АРI подразделяет моторные масла на две категории: «S» (Service) - масла для бензиновых двигателей и «С» (Commerсial) - масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел.

Моторные масла, относящиеся  к одному и тому же классу АРI, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.). Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и АРI группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам моторных испытаний масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях. Испытания проводят в стендовых условиях по стандартным методам. Чем выше присваиваемый маслу уровень эксплуатационных свойств, тем «строже» проходные оценки результатов испытаний или жестче условия их проведения. Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ 17479.1-85 не реже одного раза в два года. В соответствии с изменением №3 к ГОСТ 17479.1-85, введенным с 01.01.2000г. классификационные испытания должны проводиться не два раза в год, а при сертификации моторных масел. При этом определяют моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные свойства масел и их соответствие указанным в марках классам вязкости.

В случаях непринципиальных изменений технологий производства моторных масел обязательно проводят сравнительные квалификационные испытания  товарного масла-прототипа и опытного образца, выработанного по измененной технологии.

На отечественном рынке  имеется широкий ассортимент  моторных масел, имеющих обозначение  по классам API.

СОСТАВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Классификации моторных масел по составу. Потенциал нефтяных смазок не безграничен, и он уже исчерпан по ряду параметров: термическая стабильность, антиокислительная стойкость, износостойкость и энергосберегающая способность, температурно-вязкостные свойства.

Принципиальное отличие  синтетических смазок от нефтяных или, как их часто называют, минеральных, заключается в том, что в качестве основы применяются материалы, которые синтезируют химическим путем из органических компонентов, а не переработкой нефти. Синтез с использованием определенных химических соединений позволяет получать продукты с запланированными свойствами. В основном это полиальфаолефины (ПАО), или сложные эфиры, обладающие значительно более высокими по сравнении с нефтяными основами значениями названных выше параметров.

Синтетические масла - лучшее из того, что предлагает современная нефтехимия. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с минеральными. Они легкотекучие, следовательно, обеспечивают меньшие потери мощности на трение и, как следствие, снижение расхода топлива и имеют самые низкие температуры прокачки, т. е. позволяют работать двигателю даже при температуре ниже минус 30 С. Они имеют меньшую испаряемость при высокой температуре, повышенный срок службы. Главный недостаток, ограничивающий их повсеместное применение, это большая цена. Синтетические масла в среднем в два-пять раз дороже минеральных.

Компромиссное решение - «коктейль» из синтетической и минеральной  основ. «Полусинтетика» дешевле, но несколько уступает по качеству и  сроку службы. Ее можно использовать в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях, а также  в двигателях с турбонаддувом.

Другой компромисс - облагораживание  минерального масла в ходе процесса гидрокрекинга: продукт получается близким по исходным свойствам, но стареет  такое масло еще быстрее. Кстати, многие известные компании не утруждают  себя точными формулировками, выдавая  «гидрокрекинг» за «полусинтетику»  и даже за «синтетику». Пример честной  конкуренции: Castrol открыто называет легкотекучее масло GTX 5 Lightec продуктом гидрокрекинг-синтеза, a Carlube даже занижает достоинства серии Vectron, называя свои аналогичные масла минеральными.

Минеральные масла наиболее дешевые и используются в двигателях средней напряженности. Использование  этих масел на отечественных автомобилях  самое оптимальное. Выигрыш в  уменьшении потерь на трение и снижении расхода топлива при использовании  синтетики или полусинтетики  может и не покрыть значительных затрат на масло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Синельников А.Ф.  Балабанов  В.И.  « Автомобильные масла. Краткий справочник.» - М.:ООО      « Книжное издательство « За рулем»,2005.- 176 с.:, табл. ISBN 5-9698-0018X

2. Синельников А.Ф.  Балабанов В.И.   «Автохимия.  Краткий справочник.» - М.:ООО « Книжное издательство « За рулем»,2005.- 158 с.:, табл. ISBN 6-6907-422-4

Информация о работе Моторные масла