Н. И. Пирогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:28, реферат

Описание работы

Николай Иванович Пирогов (13 (25) ноября 1810, Москва — 23 ноября (5 декабря) 1881, с. Вишня (ныне в черте Винницы), Подольская губерния, Российская империя) — русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 158.22 Кб (Скачать файл)

Николай Иванович Пирогов (13 (25) ноября 1810, Москва — 23 ноября (5 декабря) 1881, с. Вишня (ныне в черте Винницы), Подольская губерния, Российская империя) — русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской  академии наук. 
 
 
 
 
 

Биография 

Николай Иванович родился  в Москве в 1810 году, в семье военного казначея, майора Ивана Ивановича  Пирогова (1772—-1825). Четырнадцатилетним мальчиком поступил на медицинский  факультет Московского университета. Получив диплом, ещё несколько  лет учился за границей. К профессорской  деятельности Пирогов готовился  в Профессорском институте при  университете города Дерпта (Тарту). Здесь, в хирургической клинике, Пирогов  проработал пять лет, блестяще защитил  докторскую диссертацию и в возрасте всего лишь двадцати шести лет  был избран профессором Дерптского университета (ныне Тартуский университет). Через несколько лет Пирогов  был приглашён в Петербург, где  возглавил кафедру хирургии в  Медико-хирургической Академии. Одновременно Пирогов руководил организованной им клиникой госпитальной хирургии. Поскольку  в обязанности Пирогова входило  обучение военных хирургов, он занялся  изучением распространённых в те времена хирургических методов. Многие из них были им в корне  переработаны; кроме того, Пирогов  разработал ряд совершенно новых  приёмов, благодаря чему ему удавалось  чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей. Один из таких  приёмов до настоящего времени называется «операцией Пирогова».

В поисках действенного метода обучения, Пирогов решил применить  анатомические исследования на замороженных трупах. Сам Пирогов это называл  «ледяной анатомией». Так родилась новая медицинская дисциплина —  топографическая анатомия. Спустя несколько  лет такого изучения анатомии, Пирогов  издал первый анатомический атлас  под заглавием «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх направлениях», ставший  незаменимым руководством для врачей-хирургов. С этого момента хирурги получили возможность оперировать, нанося минимальные  травмы больному. Этот атлас и предложенная Пироговым методика стали основой  всего последующего развития оперативной  хирургии.

В 1847 году Пирогов  уехал на Кавказ в действующую  армию, так как хотел проверить  в полевых условиях разработанные  им операционные методы. На Кавказе  он впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом. Крахмальная  перевязка оказалась удобнее  и прочнее, чем применявшиеся  раньше лубки. Здесь же, в ауле Салты, Пирогов впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях. Всего великий хирург провёл около 10 тыс. операций под эфирным наркозом (см.: Прочноокопская).

Крымская война

В 1855 году, во время  Крымской войны, Пирогов был главным  хирургом осаждённого англо-французскими войсками Севастополя. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории  мировой медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей  и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Во время осады Севастополя, для ухода за ранеными, Пирогов  руководил обучением и работой  сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведением по тем временам.

Важнейшей заслугой Пирогова является внедрение в Севастополе  совершенно нового метода ухода за ранеными. Метод этот заключается  в том, что раненые подлежали  тщательному отбору уже на первом перевязочном пункте; в зависимости  от тяжести ранений одни из них  подлежали немедленной операции в полевых условиях, тогда как  другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Поэтому Пирогов по справедливости считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия.

Поздние годы

 

Н. И. Пирогов

Несмотря на героическую  оборону, Севастополь был взят осаждающими, и Крымская война была проиграна Россией. Вернувшись в Петербург, Пирогов на приёме у Александра II рассказал императору о проблемах в войсках, а также об общей отсталости русской армии и её вооружения. Царь не захотел прислушаться к Пирогову. С этого момента Николай Иванович впал в немилость, он был направлен в Одессу на должность попечителя Одесского и Киевского учебных округов. Пирогов попытался реформировать сложившуюся систему школьного образования, его действия привели к конфликту с властями, и учёному пришлось оставить свой пост. Его не только не назначили министром народного просвещения, но и отказались даже сделать его товарищем (заместителем) министра, вместо этого его «сослали» руководить обучающимися за границей русскими кандидатами в профессора. Он выбрал своей резиденцией Гейдельберг, куда прибыл в мае 1862. Кандидаты были ему очень благодарны, об этом, например, тепло вспоминал Нобелевский лауреат И. И. Мечников. Там он не только выполнял свои обязанности, часто выезжая в другие города, где учились кандидаты, но и оказывал им и членам их семей и друзьям любую , в том числе, медицинскую помощь, причём один из кандидатов, глава русского землячества Гейдельберга, провёл сбор средств на лечение Гарибальди и уговорил Пирогова осмотреть раненого Гарибальди. От денег Пирогов отказался, но к Гарибальди поехал и обнаружил не замеченную другими всемирно известными врачами пулю, настаивал, чтобы Гарибальди покинул вредный для его раны климат, в результате чего итальянское правительство освободило Гарибальди из плена. По всеобщему мнению, именно Н. И. Пирогов тогда спас ногу, а, скорее всего, и жизнь осуждённому другими врачами Гарибальди. В своих "Мемуарах" Гарибальди вспоминает: "Выдающиеся профессора Петридж, Нелатон и Пирогов, проявившие ко мне великодушное внимание, когда я был в опасном состоянии, доказали, что для добрых дел, для подлинной науки нет границ в семье человечества...".После этого случая, вызвавшего фурор в Петербурге, произошли покушение на Александра II нигилистами, восхищавшимися Гарибальди, и, главное, участие Гарибальди в войне Пруссии и Италии против Австрии, что вызвало неудовольствие австрийского правительства, и "красный" Пирогов был вообще уволен с государственной службы даже без права на пенсию.

В расцвете творческих сил Пирогов уединился в своём  небольшом имении «Вишня» неподалёку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он ненадолго выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению  Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов  уже был членом нескольких иностранных  академий. Относительно надолго Пирогов  лишь дважды покидал имение: первый раз в 1870 году во время франко-прусской войны, будучи приглашён на фронт  от имени Международного Красного Креста, и второй раз, в 1877—1878 годах —  уже в очень пожилом возрасте — несколько месяцев работал  на фронте во время русско-турецкой войны.

Деятельность в  Русско-турецкой войне 1877—1878 годов

Когда император  Александр II посетил Болгарию в августе 1877 года, во время русско-турецкой войны, он вспомнил о Пирогове как о несравненном хирурге и лучшем организаторе медицинской  службы на фронте. Несмотря на свой пожилой  возраст (тогда Пирогову исполнились  уже 67 лет), Николай Иванович согласился отправиться в Болгарию при условии, что ему будет предоставлена  полная свобода действий. Его желание  было удовлетворено, и 10 октября 1877 года Пирогов прибыл в Болгарию, в деревню  Горна-Студена, недалеко от Плевны, где располагалась главная квартира русского командования.

Пирогов организовал  лечение солдат, уход за ранеными и  больными в военных больницах  в Свиштове, Згалеве, Болгарене, Горна-Студена, Велико-Тырново, Бохот, Бяла, Плевне. С 10 октября по 17 декабря 1877 года Пирогов проехал свыше 700 км на бричке и санях, по территории в 12 000 кв. км., занятой русскими между реками Вит и Янтра. Николай Иванович посетил 11 русских военно-временных больниц, 10 дивизионных лазаретов и 3 аптечных склада, дислоцированных в 22 разных населённых пунктах. За это время он занимался лечением и оперировал как русских солдат, так и многих болгар.[2]

В 1881 году Н. И. Пирогов  стал пятым почетным гражданином  Москвы «в связи с пятидесятилетней трудовой деятельностью на поприще  просвещения, науки и гражданственности».

Болезнь, смерть и  бальзамирование 

В начале 1881 года Пирогов  обратил внимание на боль и раздражение  на слизистой твердого неба, 24 мая 1881 года Н. В. Склифосовский установил  наличие рака верхней челюсти. Умер Н. И. Пирогов в 20 ч 25 мин 23 ноября 1881 года.[3] в с. Вишня, ныне часть Винницы.

Тело Пирогова было забальзамировано его лечащим врачом Д. И. Выводцевым с использованием новоразработанного им метода, и погребено в мавзолее в деревне Вишня под Винницей. В конце 1920-х годов в склепе побывали грабители, которые повредили крышку саркофага, выкрали шпагу Пирогова (подарок Франца Иосифа) и нательный крест[4]. Во время Второй мировой войны, при отступлении советских войск, саркофаг с телом Пирогова был скрыт в земле, при этом повреждён, что привело к порче тела, впоследствии подвергнутого реставрации и повторному бальзамированию[5].

Официально гробница Пирогова именуется «церковь-некрополь», тело находится ниже уровня земли  в крипте — цокольном этаже  православного храма, в застекленном саркофаге, к которому возможен доступ желающих отдать дань уважения памяти великого ученого[6].

Значение

 

Эскиз художника  Ильи Ефимовича Репина к его картине  Приезд Николая Ивановича Пирогова в Москву на юбилей по поводу 50-летия  его научной деятельности (1881). Военно-медицинский  музей, Санкт-Петербург, Россия.

Основное значение всей деятельности Пирогова состоит  в том, что своим самоотверженным  и часто бескорыстным трудом он превратил  хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.

Богатая коллекция  документов, связанных с жизнью и  деятельностью Николая Ивановича  Пирогова, его личные вещи, медицинские  инструменты, прижизненные издания  его произведений хранятся в фондах Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге, Россия. Особый интерес представляют 2-х томная рукопись ученого «Вопросы жизни. Дневник старого врача» и  оставленная им предсмертная записка  с указанием диагноза своей болезни.

Вклад в развитие отечественной педагогики 

В классической статье «Вопросы жизни» рассмотрел фундаментальные  проблемы российского воспитания. Показал  нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью. Выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических  устремлений ради блага общества. Считал, что для этого необходимо перестроить всю систему образования  на основе принципов гуманизма и  демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная  от начальной и заканчивая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех систем образования.

Педагогические взгляды: считал главной идею общечеловеческого  воспитания, воспитание полезного стране гражданина; отмечал необходимость  общественной подготовки к жизни  высоконравственного человека с  широким нравственно кругозором: «Быть человеком — вот к  чему должно вести воспитание»; воспитание и обучение должно быть на родном языке. «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». Указывал, что основанием последующего профессионального образования должно быть широкое общее образование; предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование; призывал уважать личность ребёнка; боролся за автономию высшей школы.

Критика сословного профессионального образования: выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, против ранней преждевременной специализации  детей; считал, что она тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор; осуждал произвол, казарменный режим  в школах, бездумное отношение  к детям.

Дидактические идеи: учителя должны отбросить старые догматические способы преподавания и применять новые методы; надо будить мысль учащихся, прививать  навыки самостоятельной работы; учитель  должен привлечь внимание и интерес  учащегося к сообщаемому материалу; перевод из класса в класс должен проводиться по результатам годовой  успеваемости; в переводных экзаменах  есть элемент случайности и формализма.

Телесные наказания. В этом отношении он был последователем Дж. Локка, рассматривая телесное наказание  как средство, унижающее ребенка, наносящее непоправимый ущерб его  нравственности, приучающее его к  рабскому повиновению, основанному  лишь на страхе, а не на осмыслении и  оценке своих поступков.[7] Рабское  повиновение формирует натуру порочную, ищущую возмездия за свои унижения. Н. И. Пирогов полагал, что результат  обучения и нравственного воспитания, действенность методов поддержания  дисциплины определяются объективным  по возможности оцениванием учителем всех обстоя­тельств, вызвавших проступок, и назначением наказания, не пугающего и унижающего ребенка, а воспитывающего его. Осуждая применение розги как средства дисциплинарного воздействия, допускал в исключительных случаях применение физических наказаний, но лишь по постановлению педагогического совета. Несмотря на такую двойственность позиции Н. И. Пирогова, следует отметить, что поднятый им вопрос и развернувшаяся вслед за этим на страницах печати дискуссия имели положительные последствия: «Уставом гимназий и прогимназий» 1864 г. телесные наказания были отменены.[8]

Система народного  образования по Н. И. Пирогову:

Элементарная (начальная) школа (2 года), изучается арифметика, грамматика;

Неполная средняя  школа двух типов: классическая прогимназия (4 года, общеобразовательный характер); реальная прогимназия (4 года);

Средняя школа двух типов: классическая гимназия (5 лет  общеобразовательный характер: латинский, греческий, русские языки, литература, математика); реальная гимназия (3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);

Высшая школа: университеты высшие учебные заведения.[9]

Информация о работе Н. И. Пирогов