Оценка воздействия на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:36, реферат

Описание работы

Современные города являются центрами острейших экологических проблем, без решения которых невозможен переход общества к устойчивому развитию, обеспечивающему достижение социально-экономической стабильности, сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. В последние десятилетия все отчетливее проявляются негативные последствия прогрессирующей урбанизации: загрязнение городской среды, неконтролируемый рост отходов производства и потребления и т. д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Аналитический обзор………………………………………………. 4
1.1 Источники загрязнения атмосферы и их классификация……. 4
1.2 Источники загрязнения вод……………………………………. 6
1.3 Источники загрязнения почвы………………………………… 13
1.4 Оценка состояния окружающей среды………………………….14
1.5 Влияние качества окружающей среды на здоровье человека..15
2. Расчетная часть………………………………………………………..18
3. Природоохранные мероприятия……………………………………..21
3.1 Законодательные……………………………………………….…21
3.2 Технологические и санитарнотехнические……………………..22
Заключение……………………………………………………………..…24
Список используемой литературы……………………………………...25
Приложение………………………………………….……………………26

Файлы: 1 файл

оценка эк. благ-я.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

Согласно официальным данным, в 2005 г. в Пензенской области отмечен  высокий уровень заболеваемости населения во всех возрастных группах  в следующих классах заболеваний: новообразования, болезни сердечно-сосудистой, эндокринной и дыхательной систем организма, психические расстройства. В 2005 г. резко возросла суммарная заболеваемость в группе болезней органов дыхания на 11,4 % и системы кровообращения на 12,4 % [5].

Наиболее объективной характеристикой эпидемиологической значимости заболевания является показатель смертности. Среди причин смертности от болезней органов дыхания наиболее значительный рост смертности выявлен группе «острая пневмония» в г. Пензе: в 9,2 раза (с 2,49 в 1993 г. до 23,12 в 1998 г.) и в 5,4 в раза в Пензенской области (с 2,07 в 1993 г. до 11,21 в 2003 г.). По данным эпидемиологической службы Пензенской области легочные осложнения отмечены в 31 случае из 100, находящихся на учете. Бактериологические исследования выявили смешанную флору из двух-трех возбудителей. Установлено, что имеет место изменение этиологической структуры пневмоний и особенностей клинического течения.

На рис. 2 (п. 2) представлена динамика изменения уровня заболеваемости дыхательной системы в взаимосвязи  от поступления в окружающую среду наиболее токсичного компонента автотранспортных выбросов – оксида азота (на долю автотранспорта приходится до 70 % от общего количества поступающего в атмосферу оксида азота).

По данным филиала  ФГУ «Специализированная инспекция аналитического контроля по Приволжскому региону», в 2004 г. по Пензенской области отмечены превышение ПДК по двуокиси азота в 8,86 раз. Среднегодовая концентрация диоксида азота по городу составила 1,0 ПДК, вблизи автомагистралей и в районах наиболее загруженных улиц отмечены и более высокие концентрации этого загрязнителя – 1,3 ПДК (1,6 ПДК в безветренную погоду) [5].

Известно, что оксиды азота, помимо прямого воздействия  на легочную ткань, оказывают разрушающее действие на кровь, вызывая сердечную недостаточность (рис. 3, п. 3).

Анализ графических  зависимостей свидетельствует о  преобладающем влиянии оксидов  азота на рост заболеваемости систем кровообращения. Кривая болезней сердечно-сосудистой системы практически идентична зависимости, отражающей динамику поступлений NOx и полностью повторяет характерные точки минимума и максимума. В то же время, зависимость болезней органов дыхания от данного фактора не достаточно характерна, что позволяет сделать вывод о преобладающем влиянии на рост заболеваемости других факторов. Оксиды азота в данном случае являются лишь элементом многофакторной системы.

Для наглядности представим полученные данные в виде объемной модели (рис. 4, п. 4), повернутой на 180 о, по горизонтальной оси откладываем количество зарегистрированных случаев болезней системы кровообращения за период 1999-2005 г. (наклонная ось). На вертикальной оси отмечаем выбросы оксидов азота (т/г).

Во многих странах существует подробная  статистика, показывающая влияние автотранспорта на здоровье людей. В России подобные данные не достаточно систематизированы. Представленные в данной работе данные свидетельствуют о необратимых последствиях влияния загрязняющих веществ от автотранспортного комплекса на здоровье населения [5].

 

 

2. Расчетная часть

 

Одним из методов построения оценочных шкал является статистический метод сигмальных отклонений, который  может быть использован при оценке уровней исследуемых показателей для отдельных территорий, групп предприятий и др.

Сущность метода заключается  в том, что для ряда показателей рассчитывается среднее квадратическое отклонение.

Найдем среднюю величину сумм индекса загрязнения воды по формуле (1):

                                                                           (1)

где n – число значений анализируемого ряда показателей;

       р  – показатель анализируемого ряда.

;

Средняя величина индекса  загрязнения почвы по формуле (1):

;

Средняя величина индекса  загрязнения воздуха по формуле (1):

;

Посчитаем среднее квадратичное отклонение по формуле (2):

                                                                                (2)

Для суммарного индекса  загрязнения воды:

+

+ =3.99;

Для суммарного индекса  загрязнения почвы:

+

+ =3.68;

Для суммарного индекса  загрязнения воздуха:

+

+ =2.16;

Для построения одиночной  шкалы необходимо рассчитать интервалы, с использованием значения среднего квадратичного отклонения. За «нормальные»  или «базовые» показатели могут быть приняты те из них, которые не входят за пределы интервала границ:

                                                                                  (3)

Таким образом, получим численные значения границ уровня анализируемого показателя, для воды:

;

Граница показателя для  почвы:

;

Граница показателя для  атмосферного воздуха:

;

На основании величины отклонения показателей от среднего значения определяются значения показателей выше и ниже среднего: высокие и низкие соответственно. Формулу для расчета границ приведем в таблице.

Оценочная таблица показателей:

Уровень показателей

Пределы колебания 

высокий

от 

и выше

выше среднего

от 

 до

средний 

от 

 до
 

ниже среднего

от 

 до
 

низкий 

от

и ниже 


 

В результате приведенного расчета составим таблицы:

Оценочную таблицу показателей  для воды:

Уровень показателей

Пределы колебания 

высокий

от 11,72 и выше

выше среднего

от 9,73 до 11,72

средний 

от 5,74 до 9,73 

ниже среднего

от 3,74 до 5,74 

низкий 

от 3,74 и ниже 


 

Оценочную таблицу показателей  для почвы:

Уровень показателей

Пределы колебания 

высокий

от 12,43 и выше

выше среднего

от 10,59 до 12,43

средний 

от 6,91 до 10,59 

ниже среднего

от 5,07 до 6,91 

низкий 

от 5,07 и ниже 


 

Оценочную таблицу показателей  для атмосферного воздуха:

Уровень показателей

Пределы колебания 

высокий

от 9,01 и выше

выше среднего

от 7,93 до 9,01

средний 

от 5,77 до 7,93 

ниже среднего

от 4,69 до 5,77 

низкий 

от 4,69 и ниже 


 

Получив оценочные таблицы  показателей для территориальных  зон можно оценить  степень  опасности различных территорий, по которым были представлены данные.

Результаты оценки степени  загрязнения вод различных территорий:

Уровень показателя

Пределы колебания 

Номер территории 

высокий

от 11,72 и выше

9, 10

выше среднего

от 9,73 до 11,72

7, 8 

средний 

от 5,74 до 9,73 

              5, 6

ниже среднего

от 3,74 до 5,74 

2, 4 

низкий 

от 3,74 и ниже 

1, 3 


 

Результаты оценки степени  загрязнения почв различных территорий:

Уровень показателя

Пределы колебания 

Номер территории 

высокий

от 12,43 и выше

6, 7, 8

выше среднего

от 10,59 до 12,43

нет 

средний 

от 6,91 до 10,59 

         1, 5, 9, 10

ниже среднего

от 5,07 до 6,91 

низкий 

от 5,07 и ниже 

2, 3 


 

Результаты оценки степени  загрязнения атмосферного воздуха  различных территорий:

Уровень показателя

Пределы колебания 

Номер территории 

высокий

от 9,01 и выше

6, 7

выше среднего

от 7,93 до 9,01

4, 8

средний 

от 5,77 до 7,93 

               1, 2

ниже среднего

от 4,69 до 5,77 

5, 9

низкий 

от 4,69 и ниже 

3, 10


 

Данный метод используется в экологическом  мониторинге  для систематизации   и оценки  уровня загрязнения атмосферы, воды и почвы за рассматриваемый период.      

 

 

 

3. Природоохранные мероприятия

 

3.1 Законодательные

 

Наиболее важным в  обеспечении нормального процесса по охране атмосферного воздуха является принятие соответствующей законодательной  базы, которая бы стимулировала и  помогала в этом трудном процессе. Однако в России, как ни прискорбно это звучит, в последние годы не наблюдается существенного прогресса в этой области. Те последние загрязнения, с которыми мы сейчас столкнулись, мир уже пережил 30-40 лет назад и принял защитные меры, так что нам не нужно изобретать велосипед. Следует использовать опыт развитых стран и принять законы, ограничивающие загрязнение, дающие государственные дотации производителям экологически более чистых машин и льготы владельцам таких машин.

В США в 1998 году вступил  в силу закон по предупреждению дальнейшего загрязнения воздуха, по которому автопромышленность должна выпускать не меньше 2 процентов электромобилей и 20-30 процентов автомобилей на газовом топливе.

Еще раньше там были приняты  законы, предписывающие выпуск более  экономичных двигателей. И вот результат: в 1974 году средний автомобиль в США расходовал 16,6 литров бензина на 100 километров, а двадцать лет спустя - только 7,7.

Мы пытаемся идти тем  же путем. В Государственной думе находиться проект Закона “О государственной политике в области использования природного газа в качестве моторного топлива”. Этот закон предусматривает снижение токсичность выбросов у грузовиков и автобусов, в результате перевода их на газ. Если будет обеспечена государственная поддержка, вполне реально это сделать так, что уже к 2000-му году у нас было бы 700 тысяч машин, работающих на газе (сегодня их - 80 тысяч).

Однако наши производители  автомобилей не торопятся, они предпочитают создавать препоны принятию законов  ограничивающих их монополизм и вскрывающих бесхозяйственность и техническую отсталость нашего производства. В позапрошлом году анализ Москомприроды показал ужасное техническое состояние отечественных автомобилей. 44 % «Москвичей», сходивших с конвейера АЗЛК, не соответствовали ГОСТу по токсичности! На ЗИЛе таких машин было 11 %, на ГАЗе - до 6 %. Это позор для нашего автомобилестроения - даже один процент недопустим.

В целом в России практически  отсутствует нормальная законодательная  база, которая регулировала бы экологические  отношения и стимулировала природоохранные мероприятия [9].

 

 

 

 

3.2 Технологические и  санитарнотехнические

 

Человек может прожить  несколько недель без пищи, несколько  дней - без воды, но не может прожить  и нескольких минут без воздуха. В среднем человек потребляет в сутки около 25 кг воздуха. От качества воздуха зависит очень многое - состояние лесов и парков, флора и фауна зон отдыха, урожайность полей. Охрана воздушного бассейна от загрязнения, вызываемого автомобильным транспортом, у нас в стране осуществляется по ряду направлений.

Одним из таких направлений  является развитие общественного городского транспорта. Его работа организуется так, чтобы он двигался быстрее, был  удобнее и дешевле, чем индивидуальный транспорт. В решении транспортной проблемы большое место отводится развитию в крупных городах страны линий метрополитена.

Всем хорошо известно, что создание автомобильных "пробок" сопровождается резким ухудшением атмосферы  в местах их возникновения. Для того чтобы свести к минимуму их образование, проводят ряд мероприятий, в том числе ограничивают количество автомобилей, въезжающих в город (автотрасса вокруг Москвы, объезд Подольска и т.д.), и разрабатывают более прогрессивные системы уличного движения.

Информация о работе Оценка воздействия на окружающую среду