Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:36, реферат
Современные города являются центрами острейших экологических проблем, без решения которых невозможен переход общества к устойчивому развитию, обеспечивающему достижение социально-экономической стабильности, сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. В последние десятилетия все отчетливее проявляются негативные последствия прогрессирующей урбанизации: загрязнение городской среды, неконтролируемый рост отходов производства и потребления и т. д.
Введение…………………………………………………………………...3
Аналитический обзор………………………………………………. 4
1.1 Источники загрязнения атмосферы и их классификация……. 4
1.2 Источники загрязнения вод……………………………………. 6
1.3 Источники загрязнения почвы………………………………… 13
1.4 Оценка состояния окружающей среды………………………….14
1.5 Влияние качества окружающей среды на здоровье человека..15
2. Расчетная часть………………………………………………………..18
3. Природоохранные мероприятия……………………………………..21
3.1 Законодательные……………………………………………….…21
3.2 Технологические и санитарнотехнические……………………..22
Заключение……………………………………………………………..…24
Список используемой литературы……………………………………...25
Приложение………………………………………….……………………26
Согласно официальным данным, в
2005 г. в Пензенской области отмечен
высокий уровень заболеваемости
населения во всех возрастных группах
в следующих классах
Наиболее объективной характеристикой эпидемиологической значимости заболевания является показатель смертности. Среди причин смертности от болезней органов дыхания наиболее значительный рост смертности выявлен группе «острая пневмония» в г. Пензе: в 9,2 раза (с 2,49 в 1993 г. до 23,12 в 1998 г.) и в 5,4 в раза в Пензенской области (с 2,07 в 1993 г. до 11,21 в 2003 г.). По данным эпидемиологической службы Пензенской области легочные осложнения отмечены в 31 случае из 100, находящихся на учете. Бактериологические исследования выявили смешанную флору из двух-трех возбудителей. Установлено, что имеет место изменение этиологической структуры пневмоний и особенностей клинического течения.
На рис. 2 (п. 2) представлена
динамика изменения уровня заболеваемости
дыхательной системы в
По данным филиала ФГУ «Специализированная инспекция аналитического контроля по Приволжскому региону», в 2004 г. по Пензенской области отмечены превышение ПДК по двуокиси азота в 8,86 раз. Среднегодовая концентрация диоксида азота по городу составила 1,0 ПДК, вблизи автомагистралей и в районах наиболее загруженных улиц отмечены и более высокие концентрации этого загрязнителя – 1,3 ПДК (1,6 ПДК в безветренную погоду) [5].
Известно, что оксиды азота, помимо прямого воздействия на легочную ткань, оказывают разрушающее действие на кровь, вызывая сердечную недостаточность (рис. 3, п. 3).
Анализ графических зависимостей свидетельствует о преобладающем влиянии оксидов азота на рост заболеваемости систем кровообращения. Кривая болезней сердечно-сосудистой системы практически идентична зависимости, отражающей динамику поступлений NOx и полностью повторяет характерные точки минимума и максимума. В то же время, зависимость болезней органов дыхания от данного фактора не достаточно характерна, что позволяет сделать вывод о преобладающем влиянии на рост заболеваемости других факторов. Оксиды азота в данном случае являются лишь элементом многофакторной системы.
Для наглядности представим полученные данные в виде объемной модели (рис. 4, п. 4), повернутой на 180 о, по горизонтальной оси откладываем количество зарегистрированных случаев болезней системы кровообращения за период 1999-2005 г. (наклонная ось). На вертикальной оси отмечаем выбросы оксидов азота (т/г).
Во многих странах существует подробная статистика, показывающая влияние автотранспорта на здоровье людей. В России подобные данные не достаточно систематизированы. Представленные в данной работе данные свидетельствуют о необратимых последствиях влияния загрязняющих веществ от автотранспортного комплекса на здоровье населения [5].
2. Расчетная часть
Одним из методов построения оценочных шкал является статистический метод сигмальных отклонений, который может быть использован при оценке уровней исследуемых показателей для отдельных территорий, групп предприятий и др.
Сущность метода заключается в том, что для ряда показателей рассчитывается среднее квадратическое отклонение.
Найдем среднюю величину сумм индекса загрязнения воды по формуле (1):
где n – число значений анализируемого ряда показателей;
р – показатель анализируемого ряда.
;
Средняя величина индекса загрязнения почвы по формуле (1):
;
Средняя величина индекса загрязнения воздуха по формуле (1):
;
Посчитаем среднее квадратичное отклонение по формуле (2):
Для суммарного индекса загрязнения воды:
+
+ =3.99;
Для суммарного индекса загрязнения почвы:
+
+ =3.68;
Для суммарного индекса загрязнения воздуха:
+
+ =2.16;
Для построения одиночной шкалы необходимо рассчитать интервалы, с использованием значения среднего квадратичного отклонения. За «нормальные» или «базовые» показатели могут быть приняты те из них, которые не входят за пределы интервала границ:
Таким образом, получим численные значения границ уровня анализируемого показателя, для воды:
;
Граница показателя для почвы:
;
Граница показателя для атмосферного воздуха:
;
На основании величины отклонения показателей от среднего значения определяются значения показателей выше и ниже среднего: высокие и низкие соответственно. Формулу для расчета границ приведем в таблице.
Оценочная таблица показателей:
Уровень показателей |
Пределы колебания |
высокий |
от |
выше среднего |
от |
средний |
от |
ниже среднего |
от |
низкий |
от |
В результате приведенного расчета составим таблицы:
Оценочную таблицу показателей для воды:
Уровень показателей |
Пределы колебания |
высокий |
от 11,72 и выше |
выше среднего |
от 9,73 до 11,72 |
средний |
от 5,74 до 9,73 |
ниже среднего |
от 3,74 до 5,74 |
низкий |
от 3,74 и ниже |
Оценочную таблицу показателей для почвы:
Уровень показателей |
Пределы колебания |
высокий |
от 12,43 и выше |
выше среднего |
от 10,59 до 12,43 |
средний |
от 6,91 до 10,59 |
ниже среднего |
от 5,07 до 6,91 |
низкий |
от 5,07 и ниже |
Оценочную таблицу показателей для атмосферного воздуха:
Уровень показателей |
Пределы колебания |
высокий |
от 9,01 и выше |
выше среднего |
от 7,93 до 9,01 |
средний |
от 5,77 до 7,93 |
ниже среднего |
от 4,69 до 5,77 |
низкий |
от 4,69 и ниже |
Получив оценочные таблицы
показателей для
Результаты оценки степени
загрязнения вод различных
Уровень показателя |
Пределы колебания |
Номер территории |
высокий |
от 11,72 и выше |
9, 10 |
выше среднего |
от 9,73 до 11,72 |
7, 8 |
средний |
от 5,74 до 9,73 |
5, 6 |
ниже среднего |
от 3,74 до 5,74 |
2, 4 |
низкий |
от 3,74 и ниже |
1, 3 |
Результаты оценки степени загрязнения почв различных территорий:
Уровень показателя |
Пределы колебания |
Номер территории |
высокий |
от 12,43 и выше |
6, 7, 8 |
выше среднего |
от 10,59 до 12,43 |
нет |
средний |
от 6,91 до 10,59 |
1, 5, 9, 10 |
ниже среднего |
от 5,07 до 6,91 |
4 |
низкий |
от 5,07 и ниже |
2, 3 |
Результаты оценки степени загрязнения атмосферного воздуха различных территорий:
Уровень показателя |
Пределы колебания |
Номер территории |
высокий |
от 9,01 и выше |
6, 7 |
выше среднего |
от 7,93 до 9,01 |
4, 8 |
средний |
от 5,77 до 7,93 |
1, 2 |
ниже среднего |
от 4,69 до 5,77 |
5, 9 |
низкий |
от 4,69 и ниже |
3, 10 |
Данный метод используется в экологическом мониторинге для систематизации и оценки уровня загрязнения атмосферы, воды и почвы за рассматриваемый период.
3. Природоохранные мероприятия
3.1 Законодательные
Наиболее важным в
обеспечении нормального
В США в 1998 году вступил в силу закон по предупреждению дальнейшего загрязнения воздуха, по которому автопромышленность должна выпускать не меньше 2 процентов электромобилей и 20-30 процентов автомобилей на газовом топливе.
Еще раньше там были приняты законы, предписывающие выпуск более экономичных двигателей. И вот результат: в 1974 году средний автомобиль в США расходовал 16,6 литров бензина на 100 километров, а двадцать лет спустя - только 7,7.
Мы пытаемся идти тем же путем. В Государственной думе находиться проект Закона “О государственной политике в области использования природного газа в качестве моторного топлива”. Этот закон предусматривает снижение токсичность выбросов у грузовиков и автобусов, в результате перевода их на газ. Если будет обеспечена государственная поддержка, вполне реально это сделать так, что уже к 2000-му году у нас было бы 700 тысяч машин, работающих на газе (сегодня их - 80 тысяч).
Однако наши производители автомобилей не торопятся, они предпочитают создавать препоны принятию законов ограничивающих их монополизм и вскрывающих бесхозяйственность и техническую отсталость нашего производства. В позапрошлом году анализ Москомприроды показал ужасное техническое состояние отечественных автомобилей. 44 % «Москвичей», сходивших с конвейера АЗЛК, не соответствовали ГОСТу по токсичности! На ЗИЛе таких машин было 11 %, на ГАЗе - до 6 %. Это позор для нашего автомобилестроения - даже один процент недопустим.
В целом в России практически отсутствует нормальная законодательная база, которая регулировала бы экологические отношения и стимулировала природоохранные мероприятия [9].
3.2 Технологические и санитарнотехнические
Человек может прожить несколько недель без пищи, несколько дней - без воды, но не может прожить и нескольких минут без воздуха. В среднем человек потребляет в сутки около 25 кг воздуха. От качества воздуха зависит очень многое - состояние лесов и парков, флора и фауна зон отдыха, урожайность полей. Охрана воздушного бассейна от загрязнения, вызываемого автомобильным транспортом, у нас в стране осуществляется по ряду направлений.
Одним из таких направлений является развитие общественного городского транспорта. Его работа организуется так, чтобы он двигался быстрее, был удобнее и дешевле, чем индивидуальный транспорт. В решении транспортной проблемы большое место отводится развитию в крупных городах страны линий метрополитена.
Всем хорошо известно, что создание автомобильных "пробок" сопровождается резким ухудшением атмосферы в местах их возникновения. Для того чтобы свести к минимуму их образование, проводят ряд мероприятий, в том числе ограничивают количество автомобилей, въезжающих в город (автотрасса вокруг Москвы, объезд Подольска и т.д.), и разрабатывают более прогрессивные системы уличного движения.