Возникновение химии как науки, основные этапы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 11:44, доклад

Описание работы

Зарождение химии связано с развитием химических процессов и ремесел, таких как выплавка металла, пивоварение, дубление кож и крашение, которые давали практические сведения о поведении веществ. Долог, поучителен и интересен путь ее развития.
К основным этапам в истории химической пауки можно отнести:
1-й этап. С древних времен до конца XVIII века. Алхимический период, Работ. Р.Бойля.
2-й этап. Химия как наука. Работы Ломоносова, Дальтона, Лавуазье.
3-й этап. XIX и. Атомо-молекулярная теория, формирование фундаментальных теоретических основ химии. Открытие Менделеевым Д.И. периодическою закона 1809 году.

Файлы: 1 файл

Возникновение химии как науки.docx

— 34.74 Кб (Скачать файл)

Возникновение химии как науки, основные этапы ее развития.

Зарождение химии связано с развитием химических процессов и ремесел, таких как выплавка металла, пивоварение, дубление кож и крашение, которые давали практические сведения о поведении веществ. Долог, поучителен и интересен путь ее развития.  
К основным этапам в истории химической пауки можно отнести:  
1-й этап. С древних времен до конца XVIII века. Алхимический период, Работ. Р.Бойля.  
2-й этап. Химия как наука. Работы Ломоносова, Дальтона, Лавуазье.  
3-й этап. XIX и. Атомо-молекулярная теория, формирование фундаментальных теоретических основ химии. Открытие Менделеевым Д.И. периодическою закона 1809 году.  
4-й этап. Современный период успешного возрождения химии. Научные и практические исследования в области химии.

Предмет химии, методы исследования химических явлений. Значение химии для формирования мировоззрения, изучения природы и развития техники.

Изучение природы составляет задачу естественных наук, к которым относится и химия. Химия — это наука об элементах и об¬разуемых ими соединениях, наука о строении, свойствах и химических превращениях этих соединений.  
Образование и разрушение химических соединений, изме¬нение их состава и структуры связано химической формой движения материи. Химия занимается изучением химической формы движения материи, взаимосвязью и взаимопереходами между нею и другими формами движения мaтерии. Отсюда следует, что химия тесно связана с физикой, биологией, гео¬логией и другими науками. Это отражает одно из основных положений диалектического материализма о всеобщей связи и взаимодействии явлений в природе и обществе.  
Химия играет огромную роль в жизни современного об¬щества. Химия вторгается во все области науки, техники, производства, сельского хозяйства, быта, внося революцион¬ные преобразования в привычные процессы и методы, эконо¬мя труд, средства, время и материалы, увеличивая народное богатство. Сейчас особенно подтверждаются слова великого русского ученого М. В. Ломоносова: „Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие  
Преподавание химии в высших учебных заведениях имеет своей задачей не только сообщить студенту определенный комплекс химических знаний и подготовить его к изучению целого ряда специальных дисциплин, но и способствовала развитию у студента диалектико-материалистического мировоззрения.  
Химия является не только общеобразовательной, но и общетехнической наукой. Инженер, работающий в любой отрасли промышленности, должен владеть основами химической науки.

Химия в Казахстане. Задачи современной химии. Химия и охрана окружающей среды.

Химия служит теоретической основой получения минеральных удобрений, аммиака кислот, солей, полупроводниковых материалов, сплавов металлов и других многочисленных продуктов.  
В развитие неорганической химии Казахстана внесли огромный вклад отечественные ученые - Бектуров А.Б., Беремжанов Б.А., Усапович М.И., Сонгина О.А. Серазетдинов Д.З., Ильясова А.К., Нурахметов Н.И., Оспанов X.К.  
Химия играет огромную роль в расширении наиболее актуальных проблем современного общества. К их числу относят:  
а) синтез новых веществ и композиций, необходимых для решения технических задач;  
б) увеличение эффективности искусственных удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур;  
в) синтез продуктов питания из несельскохозяйственного сырья (искусственная пища);  
г) разработка и создание новых источников энергии;  
д) охрана окружающей среды; .  
е) выяснение механизма важнейших биохимических процессов;  
ж) освоение огромных океанических источников сырья.  
Изучая свойства веществ, химия не ограничивается изучением только их внешних качественных или количественных характеристик (температуры плавления и кипения, плотность и т.д.). Главная задача химии - выявление и описание химических свойств веществ, благодаря которым становится возможным превращение одних веществ в другие в результате химических реакций.  
Знание природы веществ позволяет понять превращения этих веществ с позиции основных законов, которым подчиняются эти превращения. Наконец, познакомившись с основными понятиями и законами химии, можно объяснить и даже пытаться прогнозировать принципы и условия работы современных химических производств.  
Глубокое знание химии совершенно необходимо специалистам всех отраслей народного хозяйства. Наряду с физикой и математикой она составляет основу профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

риложение 1

Вариант 1.

1.Верны ли суждения  о химии? А)  химия-это наука о веществах и их свойствах. Б) химия-это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

1) верно только А                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                 4) оба суждения не верны.

2.Верны ли  следующие суждения? А) Вещество-это то, из чего состоят физические тела. Б) Химический элемент-это определённый вид атомов.

1) верно только А                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                 4) оба суждения не верны.

3.Говорится о меди как  о простом веществе

1) атомы меди входят  в состав медного купороса

2)медь хорошо проводит  электрический ток

3) атом меди тяжелее, чем  атом железа

4) медь расположена в  периодической таблице рядом  с цинком.

4.Выберите вещество

1) медная проволока;  2) медная монета;  3) медная пластина;  4) медь.

5. Выберите прилагательное, которое относится только к  телам

1) квадратный; 2) лёгкий; 3) жидкий; 4) прозрачный.

6. Выберите сложное вещество

1) фосфор; 2) крахмал; 3) сера; 4) медь.

7. Выберите тело

1) медный купорос; 2) алюминий; 3) стеклянная пробирка; 4) мел.

8. Среди перечисленных  веществ укажите те, которые являются  простыми веществами: 1) углекислый  газ; 2) кислород; 3) крахмал; 4) водород; 5) сера; 6) вода; 7) сахар; 8) алюминий (обведите  нужные цифры).

9. Верны ли суждения  о правилах техники безопасности  в школьной лаборатории?

А) В лаборатории запрещается трогать реактивы руками.

Б) Использованные реактивы выливают в специальную ёмкость.

 

 1) верно только А                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                 4) оба суждения не верны.

Вариант 2.

1. Верны ли  следующие суждения? А) Простые вещества - это вещества, образованные атомами разных химических элементов. Б) Сложные вещества – это вещества, образованные атомами одного химического элемента.

1) верно только А                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                 4) оба суждения не верны.

2. Верны ли  следующие суждения? А) Понятие химический элемент более широкое, чем понятие простое вещество. Б) Свойства веществ – это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга.

1) верно только А                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                 4) оба суждения не верны.

3. Говорится о железе  как об элементе

1) железный гвоздь

2) железо ржавеет

3) железо реагирует с  кислотами

4) железо входит в состав  ржавчины.

4. Выберите тело

1) графит;  2) полиэтилен;  3) свинец;  4) пробирка.

5. Выберите прилагательное, которое относится только к  веществам и телам

1) выпуклый; 2) тонкий; 3) твёрдый; 4) длинный.

6. Выберите простое вещество

1) водород; 2) углекислый газ; 3) сахар; 4) поваренная соль.

7. Выберите вещество

1)капля воды; 2) поваренная  соль; 3) железный гвоздь; 4) монета.

8. Среди перечисленных  веществ укажите те, которые являются  сложными веществами: 1) углекислый  газ; 2) кислород; 3) крахмал; 4) водород; 5) сера; 6) вода; 7) сахар; 8) алюминий (обведите  нужные цифры).

9. Верны ли суждения  о правилах техники безопасности  в школьной лаборатории?

А) Запрещается переливать излишек взятого вещества обратно в исходную склянку.

Б) Чтобы погасить пламя спиртовки, следует его задуть.

1) верно только А                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                 4) оба суждения не верны.

Приложение 2

Ответы:

Вариант 1                            Вариант 2

1. 2)                                                                       1. 4)

2. 3)                                                                       2. 3)

3.2)                                                                        3. 4)

4. 4)                                                                       4. 4)

5. 1)                                                                       5. 3)

6. 2)                                                                        6. 1)

7. 3)                                                                        7. 2)  

8. 2),4),5),8)                                                           8. 1),3),6),7)  

9. 2)                                                                         9. 1)  

Приложение 3

№ п/п

Взаимодействующие

вещества

Условия протекания реакции

Наблюдаемые изменения

Явление (физическое или химическое)

1.

       

2.

       

3.

       

4.

       

5.

       

6.

       

7.

       

 

 

 

Приложение 4

Инструктивная карточка

Лабораторная работа №2

Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

1. Возьмите 2 фильтровальных  бумажки, положите их перед собой  на столе.

2.На одну из них капните  пипеткой каплю воды, а на другую  каплю спирта.

3. Наблюдайте за испарением  капель с бумажек.

4. Какое вещество испаряется  быстрее?

 

     Как вы думаете, почему?

5. Какие явления вы  наблюдаете (физические или химические)?

6. Сделайте вывод о  различиях физических явлений  и химических реакций.

7. Заполните таблицу по  итогам лабораторной работы.

Приложение 5

п/п

Используемые

вещества

Наблю-

даемые измене-

ния

Время

испа-

рения

Вывод о скорости испарения

Явление

(физическое,

химическое)

Вывод о различиях явлений физичес-

ких и химических

1.

Вода

         

2.

Спирт

         

 

Приложение 6

1. Определите химическое  явление

1) плавление льда; 2) испарение  воды; 3) растворение сахара в воде,

 

 4) горение лучины.

2. Определите физическое  явление

1) ржавление железа; 2) почернение  меди при нагревании; 3) плавление  металла; 4) скисание молока.

3. Верны ли следующие  суждения?

А) Химические явления – это явления, при которых из одних веществ образуются другие.

Б) Физические явления – это явления, при которых изменяются размеры, форма тел или их агрегатное состояние.

 

 1) верно только А                                3) верны оба суждения

2) верно только Б                                 4) оба суждения не верны.

4.Установите соответствие  между явлением и его отнесением  к тому или иному виду изменения  веществ – химическому или  физическому явлению. Ответ дайте  в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.

Явление                                                  Вид изменения веществ

А) коррозия металла                             1) физическое явление

Б) гниение мусора                                 2) химическое явление

В) таяние льда

Г) сгибание проволоки

Приложение 7

Ответы:

1. 4)

2. 3)

3. 3)

4. А)  2)

 

    Б)  2)

Информация о работе Возникновение химии как науки, основные этапы ее развития