Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:33, реферат
Коррозия - это разрушение твердых тел, вызванное химическими и электрохимическими процессами, развивающимися на поверхности тела при его взаимодействии с внешней средой. Даже само слово коррозия произошло от позднелатинского corrosio - разъедание. Особенный ущерб приносит коррозия металлов. Распространенный и наиболее знакомый всем нам вид коррозии - ржавление железа. Термин «коррозия» применим к металлам, бетону, некоторым пластмассам и другим материалам. Кроме коррозии, металлические (в частности, строительные) конструкции подвергаются действию эрозии - разрушению поверхности материала под влиянием механического воздействия.
Введение……………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………….4
Заключение…………………………………………………………………………10
Список литературы………
Содержание
Введение
Коррозия - это разрушение твердых тел, вызванное химическими и электрохимическими процессами, развивающимися на поверхности тела при его взаимодействии с внешней средой. Даже само слово коррозия произошло от позднелатинского corrosio - разъедание. Особенный ущерб приносит коррозия металлов. Распространенный и наиболее знакомый всем нам вид коррозии - ржавление железа. Термин «коррозия» применим к металлам, бетону, некоторым пластмассам и другим материалам. Кроме коррозии, металлические (в частности, строительные) конструкции подвергаются действию эрозии - разрушению поверхности материала под влиянием механического воздействия. Эрозию провоцируют дожди, ветры, песчаная пыль и прочие природные факторы. Поэтому арки мостов, строительные фермы и другие сооружения надо защищать комплексно. Таким образом, коррозия - это физико-химическое взаимодействие металла со средой, ведущее к разрушению металла. В результате коррозии металлы переходят в устойчивые соединения - оксиды или соли, в виде которых они находятся в природе. По данным Института физической химии РАН, каждая шестая домна в России работает "впустую": коррозия съедает до 10 процентов производимого в стране металла
Под коррозией металлов понимают разрушение (разъедание) их вследствие
химического или электрохимического взаимодействия с коррозионной средой.
Различают химическую и электрохимическую коррозии. При химической коррозии
окисление металла и восстановление окислительной компоненты коррозионной
среды протекают одновременно. В отличие от химической электрохимическая
коррозия сопровождается протеканием электрического тока, и восстановление
окислительной компоненты коррозионной среды протекает не одновременно;
скорость зависит от электродного потенциала. При электрохимической коррозии
происходит ионизация атомов металла, т. е. переход ионов металла от узлов
решетки кристаллов в коррозионную среду.
Подземные металлические сооружения (кабели с металлическими оболочками,
трубопроводы, арматура железобетонных
подземных конструкций и
т.д.), расположенные на территориях промышленных предприятий, подвергаются
почвенной (подземной) коррозии, обусловленной воздействием почвенных
химических реагентов, и электрокоррозии блуждающими токами.
Схема процесса почвенной коррозии представлена на рис. 1. Как известно,
каждый металл обладает нормальным электродным потенциалом, и при соединении
двух разных металлов создается гальваническая пара с разностью потенциалов,
вызывающей электрический ток.
Для измерения электродных
сравнения: водородный, медносульфатный или свинцовый. В технике электрической
защиты преимущественно
отношению к нему металлы имеют потенциалы: сталь —0,76 В, свинец —0,45 В и
алюминий —1,99 В. Алюминиевая оболочка и стальная броня кабеля ААБ образуют
гальваническую пару, что приводит к его повреждению во влажных грунтах.
Если в земле лежит стальная труба, то ее чистая поверхность имеет
отрицательный потенциал — 0,76 В. При попадании в верхний слой металла
постороннего вещества (шлак и др.) образуется элемент с более высоким
потенциалом. В результате возникает гальваническая пара с разностью
потенциалов; при влажной почве, являющейся электролитом, появится ток,
идущий от высшего потенциала (анод) к низшему (катод). Анодом будет служить
место примеси, а катодом — вся чистая поверхность металла. Выход тока из
металла через электролит по закону Фарадея сопровождается переносом в
электролит (разрушением) металла. При электрохимическом эквиваленте железа
1,04 г/А-ч за год при токе 1 А будет потеряно 1,04-8 760 = 9110,2 г, или 9,1
кг железа.
При коррозии подземных сооружений блуждающими токами, вызванными внешними
источниками (рельсовые электрические дороги постоянного тока внутризаводского
транспорта, трамваев, метрополитена, магистральных и пригородных сообщений),
количественно эффект разрушения металла намного превосходит эффект разрушения
его почвенной электрокоррозией в сопоставимых условиях.
Система подвода тока к электропоезду
состоит из контактного провода и рельсов. Поскольку рельсы не изолированы от
земли, часть тока ответвляется из
них в землю и затем
зоне отсасывающего пункта. Эту часть тяговых токов (токи утечки из рельсов) и
называют блуждающими токами.
При прохождении через грунт блуждающие токи частично заходят в металлические
подземные сооружения. В зонах входа блуждающих токов подземные сооружения
имеют отрицательный потенциал относительно грунта. Эти зоны называют
катодными. Зоны, в которых блуждающие токи покидают подземное сооружение,
называют анодными. С анодных зон токи возвращаются в рельсы. В этих зонах,
как и при почвенной
металла подземных сооружений блуждающими токами. Количество металла,
выносимого из сооружения в грунт, пропорционально значению блуждающих токов,
проходящих через
Факторами, определяющими характер и размеры коррозии блуждающими токами,
являются значение и направление блуждающих токов; переходное сопротивление
между грунтом и сооружением; продольное сопротивление сооружения; взаимное
расположение источников блуждающих
токов и трасс подземных
состояние защитных покровов на сооружениях. Значение блуждающих токов в
грунте зависит от силы тока в рельсах электрической дороги, протяженности
различных участков схемы рельсовой сети, продольного сопротивления рельсов и
переходного сопротивления между рельсами и грунтом. Сопутствующим
показателем, косвенно характеризующим блуждающие токи, является потенциал
рельсов относительно земли. Его графическое представление в виде
потенциальных диаграмм наглядно показывает размещение анодных зон на
сооружении и дает первое приближенное
представление о возможной
коррозионных процессов.
Ограничить выход блуждающих токов
из рельсов в землю можно
Уменьшением сопротивления рельсовых
путей достигают путем
надежного соединения рельсовых стыков с помощью сварки. Повышения переходного
сопротивления рельсы — грунт достигают
применением щебеночного
вместо песчаного с
Надо уменьшать длину участков рельсовой сети, отходящих в одну сторону от
отсасывающего пункта, и снижать токовую нагрузку каждого такого участка.
При нескольких отсасывающих пунктах на рельсовой сети в зоне одной подстанции
применяют уравнивание потенциалов всех отсасывающих пунктов, включая
добавочные сопротивления в цепи более коротких отсасывающих линий. На самих
подземных сооружениях проводят соответствующие защитные мероприятия.
Большое значение имеет зазор между подошвой рельса и балластом, который на
железных дорогах и
На промышленных предприятиях, потребляющих постоянный ток в технологических
процессах, основным источником блуждающих токов в земле являются шинопроводы
постоянного тока, электролизеры и металлические трубопроводы, присоединенные
к ним. Для ограничения блуждающих токов от этих источников используют
электрическую изоляцию токов от металлических сооружений. В качестве
изоляторов используют обычно базальт, фарфор, диабаз, стекло, пластические
массы и другие материалы с удельным объемным сопротивлением не менее 10 Ом-
см.
Кроме описанных видов коррозии, в странах с тропическим климатом существует
вызываемая микробами био
ядохимикатами (для изделий в тропическом исполнении).
Для защиты от почвенной коррозии и электрокоррозии применяются следующие
мероприятия.
Защитные покрытия. Для металлических трубопроводов — противокоррозионная
изоляция — битумные покрытия, полимерные покрытия (липкие пленки,
полиэтилено-песчаная изоляция); покрытие эмалью этиноль; цементные и
цементно-битумные покрытия; для силовых кабелей — поливинилхлоридные оболочки.
Электрическая защита. Принцип электрической защиты состоит в том, чтобы
исключить выход тока из защищаемого сооружения в электролит-почву и дать ему
выход через металлический проводник, что не сопровождается разрушением
металла. Существуют следующие виды электрической защиты;
а) катодная поляризация катодной защитой;
б) катодная поляризация протекторной защитой анодными электродами;
в) электрический дренаж блуждающих токов.
На рис. 3 изображена принципиальная схема катодной защиты проложенного в земле
трубопровода. Устанавливаемая на земле катодная станция 1 (источник
постоянного тока) соединяется отрицательным полюсом (катодом) с защищаемым
трубопроводом 2 металлическим проводником и положительным со специально
уложенным в земле металлическим электродом —— анодом (старые рельсы и т. п.).
Под действием напряжения катодной станции постоянный ток проходит через анод —
почву — трубопровод и возвращается по проводнику на катодную станцию. При этом
анод разрушается, а трубопровод сохраняется. Для преодоления собственного
потенциала стали — 0,76 В необходимая минимальная величина защитного
потенциала составляет — 0,87 В (для свинца — 0,52 В и алюминия — 1,0В).
Величина максимального
покрытия не должна превышать для стали с противокоррозионным покрытием —1,22 В
и с частично-поврежденным покрытием —1,52 В.
При наложении потенциала катодными станциями на трубопровод распределение его
вдоль последнего происходит по кривым,
Катодные станции выпускаются в виде комплектных шкафов с трансформаторами и
полупроводниковыми вы
токи 6—120 А при напря жении питания 220 В пере менного тока.
Расчет числа и параметров катодных станций состоит из расчета сопротивлений
всех элементов сети постоянного тока, для чего предварительно проводят
изыскания по замеру удельного сопротивления грунта р через 100 м,
проводимости защитного
Протектором (гальваническим анодом) называется металлический электрод,
забиваемый в землю вблизи защищаемого сооружения с потенциалом ниже, чем у
последнего. Протектор 1 соединяется через контактную коробку