Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:16, контрольная работа
Радиостудийное оборудование — набор устройств, предназначенных для приема, подготовки, обработки, хранения и выдачи звуковых сигналов вещания в эфир в соответствии с нормами и требованиями ГОСТов. От выбора устройств, составляющих радиостудийное оборудование, зависят не только качественные показатели вещательного сигнала (АЧХ, ФЧХ, степень и глубина компрессии и т.п.), но и эмоциональное восприятие слушателем звучания радиостанции, то есть так называемый "голос радио"
Радиостудийное оборудование — набор устройств, предназначенных для приема, подготовки, обработки, хранения и выдачи звуковых сигналов вещания в эфир в соответствии с нормами и требованиями ГОСТов. От выбора устройств, составляющих радиостудийное оборудование, зависят не только качественные показатели вещательного сигнала (АЧХ, ФЧХ, степень и глубина компрессии и т.п.), но и эмоциональное восприятие слушателем звучания радиостанции, то есть так называемый "голос радио"
Микшерный пульт
Основным компонентом студии радиовещания является микшерный пульт — устройство, предназначенное для усиления и смешивания звуковых сигналов от различных источников и формирующее на своем выходе сигнал, подготовленный к выводу на передающее устройство.
Исполнение:
Технические характеристики:
Кроме перечисленных характеристик, относящихся к микшерному пульту в целом, имеется ряд требований к компонентам, применяемым в электрической схеме; к построению линеек и т.п. Например, самыми изнашиваемыми узлами в пульте являются регуляторы ("ползунки"). Желательно, чтобы в них использовался не механический, а оптический метод регулирования, что повысит надежность и исключит необходимость их периодической замены вследствие износа резистивного слоя, приводящего к щелчкам и пропаданию сигнала.
Еще одной особенностью построения линеек является наличие разрыва цепи усиления. Эта особенность позволяет подключать внешние приборы обработки звукового сигнала для данной линейки (или групп линеек).
К остальным особенностям построения микшерных пультов можно отнести наличие индикаторов уровня выходного сигнала, фейдер-старт для стереофонических линеек, наличие фантомного питания (+48 В) у микрофонных линеек, линейки телефонных гибридов и т.д.
Микрофоны
В радиовещании применяют динамические и электретные микрофоны. Динамические удобны в эксплуатации, так как в отличие от электретных не требуют фантомного питания (+48 В), поэтому они чаще применяются репортерами. Однако в студии вещания необходимо применять именно электретные микрофоны по следующим причинам:
Микрофон включается непосредственно в пульт, однако при этом сложно осуществлять регулирование характеристик сигнала (доступны только частотная коррекция, панорама, ФВЧ), а необходимые динамические обработки (компрессирование, экспандирование и т.д.) на микрофонной линейке пульта отсутствуют. Для этих целей предназначен класс приборов, называемых голосовыми процессорами.
Голосовой процессор
Голосовой процессор — устройство, предназначенное для усиления и обработки сигнала речи. Он выполняет следующие функции:
Сохранение настроек (пресетов) для разных дикторов.
Голосовой процессор полностью подготавливает сигнал речи для передачи в эфир.
Мониторы и усилители
Акустические мониторы должны быть ближнего поля (ди-джей находится в непосредственной близости к мониторам) и быть активными (со встроенным усилителем мощности).
Усилители для наушников должны быть многоканальными (4 и более каналов) и иметь независимую регулировку усиления для каждого канала.
Наушники должны быть обязательно закрытыми, чтобы исключить проникновение усиленного сигнала в микрофон, а также чтобы ди-джей или диктор не отвлекался на посторонние звуки в студии.
Устройства обработки звуковых сигналов
Если сигнал микрофона уже подвергся обработке голосовым процессором, то сигналы от остальных источников еще не обработаны. Данная функция возлагается на устройства обработки звуковых сигналов — отдельный класс приборов радиовещания, к которому относятся как отдельные компоненты тракта усиления и обработки сигнала (компрессоры, экспандеры, лимитеры, гейты, расширители стереобазы и т.п.), так и универсальные приборы, объединяющие в себе эти функции обработки и называемые FM-процессорами. Эти устройства включаются как на выходе микшерного пульта (например, FM-процессор), так и в разрыв отдельной линейки, позволяя отдельно обработать один из источников сигнала. Использование FM-процессора позволяет кроме обработки сигнала осуществить и так называемое изменение параметров звучания сигнала в течение суток (например, "агрессивное", компрессированное утром и днем; "спокойное" вечером и ночью) и придать радиопередаче характерный звук — создать "голос радио".
Аппаратура записи и воспроизведения звука
К ней относятся: CD-проигрыватели, MD-рекордеры, DAT-магнитофоны, персональные компьютеры с системами автоматизации эфирного вещания и т.д. Во всех этих устройствах используется цифровой способ записи и воспроизведения информации, все они должны иметь высокие технические характеристики:
Телефонные гибриды
Устройства, предназначенные для приема сигналов от телефонной линии и передачи сигналов из студии в линию, называются телефонными гибридами. Кроме передачи и приема сигнала эти устройства выполняют следующие функции:
Главной технической характеристикой телефонных гибридов следует считать степень подавления передаваемого сигнала в принимаемом. Эта характеристика измеряется в дБ. Чем выше данное значение, тем более тихий сигнал линии может быть принят без возбуждения (или так называемых "подвязок", "обратной связи", "свистов" и т.п.). Прочими "удобствами" эксплуатации телефонных гибридов можно считать наличие функций дистанционного управления и набора номера.
Монтажные станции
С помощью монтажных станций осуществляется подготовка программ для радиовещания. Монтажные станции бывают как нелинейные (на основе персонального компьютера), так и линейные (переносные журналистские комплекты на основе MD-рекордеров, DAT-магнитофонов и — в последнее время — на основе хард-диск-рекордеров и устройств перезаписываемой памяти). Линейные позволяют персоналу производить монтаж программ, не находясь в условиях студии, работают от автономных источников питания. На нелинейных станциях монтаж осуществляется в студии с предварительно записанным материалом, который может быть получен как прямо в студии (например, от микрофонов, источников звуковых программ и т.п.), так и от станций линейного монтажа.
Персональный компьютер
Современное радио практически немыслимо без использования персонального компьютера, который применяется во всех сферах производства программ: от записи и монтажа новостей до производства рекламы, передач, радиопостановок, а также заставок радио (джинглы, "лайнеры" и т.п.). С его помощью осуществляется вещание от выдачи передач и рекламы в эфир до полной автоматизации эфира. На основе персонального компьютера осуществляется также архивирование радиопрограмм, учет переданной в эфир информации, предоставление эфирных справок, отчетов и т.д. Понятно, что для налаженной работы радио необходим целый комплекс программного обеспечения, способного осуществить перечисленные функции. Основными требованиями, предъявляемыми к программному продукту, следует считать открытость конфигурирования, согласованность в работе различных модулей программы (рекламного, новостного, репортерского и т.п.) и, самое главное, надежность и безотказность работы.
Контрольно-измерительное оборудование
Качество звучания радио во многом зависит от параметров передаваемого от студии к передатчику сигнала и возможности оперативного регулирования этих параметров. Чтобы знать, что регулировать, необходимо иметь полную и достоверную информацию о качественных показателях передаваемого сигнала. Этой цели служит целый комплекс устройств, называемых контрольно-измерительным оборудованием. Перечислим основные параметры, подлежащие измерению и контролю в радиовещании:
В настоящее время есть такие приборы, которые могут контролировать все перечисленные параметры сигнала и предоставлять информацию в удобной графической форме.
Пример построения студии радиовещания представлен на рисунке. Здесь схематично показаны цепи прохождения сигналов в студии от источников до передатчика. Зеленым цветом отмечены сигналы источников, синим — прошедшие предварительную обработку и предназначенные для записи, красным цветом — сигналы, которые полностью обработаны и готовы для подачи на контроль и к передаче в эфир.
В рамках данной статьи не был рассмотрен вопрос о формате обрабатываемого сигнала, и "по умолчанию" считалось, что сигнал передается и обрабатывается в аналоговой форме. Если сигнал преобразован в цифровую форму, то он должен обрабатываться и оставаться в такой форме вплоть до подачи на передатчик, чтобы исключить потери при многократном преобразовании "цифра-аналог", затем "аналог-цифра" и т.д. Для работы с цифровым сигналом уже следует использовать полностью цифровое оборудование — от микшерного пульта до акустических мониторов. Кроме того, существует еще целый класс приборов для работы с такими сигналами — это аналогово-цифровые и цифроаналоговые преобразователи. Требования к их техническим характеристикам следующие: высокая частота дискретизации (более 48 кГц), высокая разрядность (18 бит и более) и возможность пересемплирования - преобразования частоты дискретизации и разрядности.