Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:53, доклад
Олигопсония противоположна олигополии по смыслу, но в то же время имеет с ней сходства, точно так же как она схожа по смыслу с монопсонией но имеет и существенные отрличия. Поведение продавцов и покупателей здесь в определенном смысле симметрично поведению покупателей и продавцов в условиях олигополии. Разница состоит в том, что олигопсонисты заинтересованы в занижении покупных цен, тогда как олигополисты стремятся завышать продажные цены. Примером олигопсонии являются профессиональные спортивные лиги. Спортсмены могут продавать свои услуги небольшому числу фирм. Еще одним примером служит рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании.
Характеристика рынка по числу участников
Олигопсония (от др.- греч. óλ¡γος - малочисленный и óψων¡α - закупка продовольствия) в экономике - ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей). На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.
Олигопсония противоположна олигополии по смыслу, но в то же время имеет с ней сходства, точно так же как она схожа по смыслу с монопсонией но имеет и существенные отрличия. Поведение продавцов и покупателей здесь в определенном смысле симметрично поведению покупателей и продавцов в условиях олигополии. Разница состоит в том, что олигопсонисты заинтересованы в занижении покупных цен, тогда как олигополисты стремятся завышать продажные цены. Примером олигопсонии являются профессиональные спортивные лиги. Спортсмены могут продавать свои услуги небольшому числу фирм. Еще одним примером служит рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании. Олигопсония схожа с олигополией в том, что конкурирующие фирмы понимают свою взаимозависимость. При олигопсонии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса, но одновременно требует от них принимать во внимание возможную реакцию конкурентов.
Олигопсония может сложиться не только на внутреннем, но и на мировом рынке, когда на нем ограничено число потребителей продукции. Практически такая ситуация была на мировых рынках многих сельскохозяйственных товаров, поскольку многочисленным производителям из развивающихся стран противостоят несколько крупных торгово-промышленных компаний промышленно развитых стран, скупающих и перерабатывающих на своих заводах кофе, какао и другие виды сельскохозяйственного сырья. Создание перерабатывающей промышленности в развивающихся странах и сотрудничество стран - производителей определенных видов сырья, в том числе путем заключения международных товарных соглашений, ведут к изменению ситуации и улучшению положения развивающихся стран.
Монопсония (греч. μóνος; - один, óψων¡α - покупка) - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Другими словами монопсония - это монополия покупателя. В широком смысле слова термин "монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг.
Наиболее типичным ее проявлением является государственная монрпсония и монопсония на рынке труда.
Монопсония на рынке труда - модель рынка, на котором фирма «диктует заработную плату». В этом случае ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников. Такая ситуация характерна для рынков, на которых ограниченно представлена покупающая сторона (один или несколько нанимателей), согласованно действующая при найме работников. В условиях монопсонии кривая предельных издержек на ресурс (МРС) будет располагаться выше кривой предложенияресурса, так что фирма должна повышать ставки заработной платы при найме дополнительных работников. Максимизируя прибыль, фирма будет нанимать меньше работников и выплатит им более низкую заработную плату, чем на конкурентном рынке труда.
Монопсония на рынке труда возникает при следующих условиях:
Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма - наниматель труда. При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса - труда.
Сделка - правомерные действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т.е. действия, направленные на достижение определенного правового результата. В сделке действие выражает волю субъекта (субъектов) сделки, направленную на достижение определенного правового результата. Форма волеизъявления должна строго соответствовать форме, предусмотренной законом для каждого вида сделок. Сделки могут быть двух- или многосторонними и односторонними. Двухсторонние и многосторонние сделки именуются договорами. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон. Правовое регулирование сделок осуществляется гражданским законодательством РФ. Однако сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему, являются правомерными.
Совершенная, свободная или чис
Признаки совершенной конкуренции:
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.
В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной
конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями
экономических кризисов кейнсиа
Информация о работе Характеристика рынка по числу участников