Эконометрические модели себестоимости продукции и прогнозирование ее уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка моделей себестоимости продукции фирмы и прогнозирование себестоимости.
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
- раскрыть содержание, формы, принципы формирования себестоимости на продукцию фирмы, т.е. определить форму модели себестоимости;
- обосновать связь рассматриваемых показателей и себестоимости продукции, оценить параметры модели;
- определить надежность уравнения регрессии с учетом мультиколлинеарности факторов;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования себестоимости продукции.
Спецификация модели себестоимости продукции.
Оценка параметров модели и влияния мультиколлинеарности факторов.
Прогнозирование уровня себестоимости во временных рядах.
Глава 2. Анализ себестоимости продукции и прогнозирование ее уровня в ООО «СХП «Заря».
2.1. Краткая характеристика ООО «СХП «Заря».
2.2. Анализ корреляционного поля и динамики себестоимости продукции.
2.3. Парная и множественная модель себестоимости продукции.
2.4. Построение аддитивной модели временного ряда уровня затрат на перспективу.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

нюша_эк.модели себестоимости_готово+.docx

— 808.44 Кб (Скачать файл)

Наиболее фундаментальной  является классическая мультипликативная  модель временного ряда, широко используемая при анализе ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных данных и потому чаще всего применяемая в экономических  исследованиях.

В классической мультипликативной  модели временных рядов определяется, что наблюдаемое значение в любой  точке временного ряда является произведением факторов — тренда, циклической, сезонной и нерегулярной компонент, и любое значение ряда может быть представлено в виде:

,

где , — значение временного ряда, а , , , , — соответственно значения трендовой, циклической, сезонной и нерегулярной компонент в любой точке ряда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ себестоимости  продукции и прогнозирование ее уровня в ООО «СХП «Заря»

 

2.1. Краткая характеристика ООО «СХП «Заря»

 

Общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Заря» (ООО «СХП «Заря») расположено в Ростовской области, Ремонтненский район, поселок Валуевка. Сфера деятельности предприятия – молочно - мясное направление.

ООО «СХП «Заря» создано 31.03.2005 года путем реорганизации в форме  преобразования Сельскохозяйственного  производственного кооператива (колхоз) «Заря» (основанного в 1993 г.) и, согласно передаточного акта, является правопреемником СПК (колхоза) «Заря». Предприятие зарегистрировано как юридическое лицо и занимается производством мяса и молока.

Уставный капитал предприятия  на 01.01.10 составляет 100 тыс. руб. Количество учредителей всего 28, в том числе  физические лица - 27, юридические лица - 1. Уставный капитал разделен на доли, которые выражены соответствующим  процентом в уставном капитале Общества. Размеры долей участников составляют: физические лица - 24 225 руб., юридические  лица - 75 775 руб.

Основными видами деятельности предприятия является производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

Для более подробного знакомства с предприятием рассмотрим ряд показателей, характеризующих его размеры  и специализацию, а также результаты деятельности.

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Размеры хозяйства «ООО СХП «Заря»

Показатели

2010 год

2011

год

2012 год

2012 г. в % к 2010 г.

Среднее по району

Сумма выручки за реализованную продукцию, услуги в ценах фактической реализации, тыс. руб.

4315

5607

6008

139,24

11420

Производственные  основные фонды сельскохозяйственного  назначения на начало года, тыс. руб.

8339

18338

25809

309,50

642,20

Площадь сельскохозяйственных угодий, га.

3197

3197

3197

-

3322,2

Среднегодовая (среднесписочная) численность всех работников, чел.

51

45

45

88,24

-


 

Данные по размерам предприятия  свидетельствуют, что ООО СХП «Заря» относится к средним по своему району сельскохозяйственным пред-приятиям. Все основные показатели либо незначительно ниже средних по району, либо незначительно выше.

Для оценки специализации  предприятия рассмотрим структуру его товарной продукции.

Таблица 2 - Структура товарной продукции ООО СХП «Заря» за 2012 год

Вид продукции

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

Пшеница

10

0,24

Ячмень 

8

0,19

Продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде

45

1,07

Итого по растениеводству

63

1,50

Крупный рогатый скот

2328

55,32

Молоко цельное

1817

43,18

Итого по животноводству

4145

98,50

Всего

4208

100,00


 

Анализ структуры товарной продукции показал, что в товарной продукции на долю продукции растениеводства приходится всего 1,5%, тогда как продукция животноводства занимает 98,5% товарной продукции, при этом в структуре продукции животноводческой на молоко приходится 43,18%, а на сбыт животных в живой массе – 55,32%. Таким образом, можно говорить, что специализация ООО СХП «Заря» мясо – молочное животноводство.

 

 2.2. Анализ корреляционного поля себестоимости продукции

 

Для проведения корреляционно-регрессионного анализа были введены следующие  признаки:

- среднегодовая себестоимость товарной продукции (молока) в оптовых ценах предприятия (руб.), выступает как результативный признак;

- среднегодовая стоимость кормления (млн. руб.), выступает как фактор.

Таблица 3 - Влияние уровня кормления на себестоимость молока

Год

Среднегодовая стоимость кормления (млн. руб.), млн. руб.

Среднегодовая себестоимость товарной продукции (молока) в оптовых ценах предприятия, руб.

1993

10,0

11,8

1994

11,0

12,4

1995

12,6

13,8

1996

13,0

15,1

1997

14,2

16,4

1998

15,0

17,0

1999

15,5

17,3

2000

16,3

18,1

2001

17,7

19,6

2002

19,3

23,1

2003

10,8

12,0

2004

12,2

13,0

2005

12,8

12,9

2006

13,5

15,6

2007

14,6

16,8

2008

15,3

18,2

2009

16,0

17,9

2010

17,1

19,0

2011

18,0

18,0

2012

20,0

27,1


По данным таблицы 3 построим поле корреляции и сделаем предположение  о характере связи между фактором х и результативным признаком у:

 

На основании полученного  корреляционного поля сделаем предположение  о линейном характере связи между  стоимостью кормления и себестоимостью молока.

 

2.3. Парная и  множественная модель себестоимости  продукции 

 

Связь между результативным (среднегодовая себестоимость молока ) и факторным признаками (стоимость кормления ) - прямая, по аналитической форме связь линейная и выражается уравнением прямой:

 

Парный коэффициент корреляции характеризует направление и  интенсивность связи, что позволяет  оценить ее тесноту. Система нормальных уравнений для нахождения параметров линейной парной регрессии имеет  следующий вид:

 

По данным таблицы 3 построим ряд распределения фактора Х, вычислим его среднее статистическое и среднее квадратичное отклонение . Составим вспомогательную таблицу для расчета показателей, отсортировав предварительно значения Х по возрастанию:

 

X

|x - xср|

(x - xср)2

10

4,75

22,56

10,8

3,95

15,6

11

3,75

14,06

12,2

2,55

6,5

12,6

2,15

4,62

12,8

1,95

3,8

13

1,75

3,06

13,5

1,25

1,56

14,2

0,55

0,3

14,6

0,15

0,02

15

0,25

0,06

15,3

0,55

0,3

15,5

0,75

0,56

16

1,25

1,56

16,3

1,55

2,4

17,1

2,35

5,52

17,7

2,95

8,7

18

3,25

10,56

19,3

4,55

20,7

20

5,25

27,56

294,9

45,5

150


 

Среднее статистическое :

 

Среднее квадратичное отклонение :

 

 

По данным таблицы 3 построим ряд распределения результата Y, вычислим его среднее статистическое и среднее квадратичное отклонение . Составим вспомогательную таблицу для расчета показателей, отсортировав предварительно значения Y по возрастанию:

 

Y

|y - yср|

(y - yср)2

11,8

4,96

24,6

12

4,76

22,66

12,4

4,36

19

12,9

3,86

14,9

13

3,76

14,14

13,8

2,96

8,76

15,1

1,66

2,76

15,6

1,16

1,35

16,4

0,36

0,13

16,8

0,04

0

17

0,24

0,06

17,3

0,54

0,29

17,9

1,14

1,3

18

1,24

1,54

18,1

1,34

1,8

18,2

1,44

2,07

19

2,24

5,02

19,6

2,84

8,06

23,1

6,34

40,2

27,1

10,34

106,91

335,1

55,58

275,55


 

Среднее статистическое :

Среднее квадратичное отклонение :

 

Построим корреляционную таблицу, составить матрицу частот совместного появления пар X, Y. Вычислим коэффициент rxy корреляции и оценим тесноту корреляционной связи.

 

Коэффициент корреляции Пирсона рассчитывается для оценки наличия или отсутствия между двумя переменными величинами линейной связи. Кроме того, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи.

 

Для расчета коэффициента корреляции по Пирсону используем формулу:

 

 

Известно, что  =14,75, =16,76.

Все необходимые для расчета  коэффициента корреляции промежуточные данные и их суммы внесем в таблицу:

 

X

Y

X-Xср

Y-Yср

(Y-Yср)*(X-Xср)

(X-Xср)2

(Y-Yср)2

10,00

11,80

-4,75

-4,96

23,56

22,5625

24,6016

11,00

12,40

-3,75

-4,36

16,35

14,0625

19,0096

12,60

13,80

-2,15

-2,96

6,364

4,6225

8,7616

13,00

15,10

-1,75

-1,66

2,905

3,0625

2,7556

14,20

16,40

-0,55

-0,36

0,198

0,3025

0,1296

15,00

17,00

0,25

0,24

0,06

0,0625

0,0576

15,50

17,30

0,75

0,54

0,405

0,5625

0,2916

16,30

18,10

1,55

1,34

2,077

2,4025

1,7956

17,70

19,60

2,95

2,84

8,378

8,7025

8,0656

19,30

23,10

4,55

6,34

28,847

20,7025

40,1956

10,80

12,00

-3,95

-4,76

18,802

15,6025

22,6576

12,20

13,00

-2,55

-3,76

9,588

6,5025

14,1376

12,80

12,90

-1,95

-3,86

7,527

3,8025

14,8996

13,50

15,60

-1,25

-1,16

1,45

1,5625

1,3456

14,60

16,80

-0,15

0,04

-0,006

0,0225

0,0016

15,30

18,20

0,55

1,44

0,792

0,3025

2,0736

16,00

17,90

1,25

1,14

1,425

1,5625

1,2996

17,10

19,00

2,35

2,24

5,264

5,5225

5,0176

18,00

18,00

3,25

1,24

4,03

10,5625

1,5376

20,00

27,10

5,25

10,34

54,285

27,5625

106,9156

294,90

335,10

   

192,301

150,05

275,55

Информация о работе Эконометрические модели себестоимости продукции и прогнозирование ее уровня