ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ - это свойство ИС обеспечивать при эксплуатации результаты экономического, технического и социального характера.
- Деятельность любого современного предприятия (организации) значительно зависит от уровня внедрения информационных технологий, и эта зависимость со времен усиливается.
- ИТ- служба должна быть экономически эффективной и затраты на ее развитие являются инвестициями.
- Очевидно, что эксплуатация ИС все больше определяет финансовый успех компании
- Ежегодные убытки, вызванные простоем ИС в течение пяти дней в году, для организации с годовым оборотом в 10 млн. долл. составляют примерно 500 тыс. долл.
- По некоторым оценкам, 1 мин простоя бизнес-приложений может обойтись потерей суммы от 20 до 100 тыс. долл., а для биржевых приложений такие потери могут превысить 200 тыс. долл.
- Оценивая эффективность использования ИТ и ИС, необходимо рассматривать деятельность компаний с точки зрения удовлетворения информационных потребностей персонала предприятия.
- Пользователям требуется информационная поддержка определенных бизнес-процессов.
- Бизнес-процесс - ключевое понятие при оценке результатов эксплуатации ИС.
- Поддержка бизнес-процесса требует затрат, а выполнение формирует финансовый результат.
- Информационное обеспечение большого числа сложных бизнес-процессов требует создания определенной инфраструктуры (вычислительная техника, линии связи, базы данных, пакеты прикладных программ и т.д.).
- Эксплуатация такой ИТ-инфраструктуры входит в круг задач информационного менеджмента (см).
- ИС предоставляет пользователю определенные ИТ-сервисы, и от того, насколько качественно они предоставляются, зависит эффективность информационной системы.
- Анализ экономической эффективности ИС не может быть сделан без качественной стоимостной оценки ИТ-услуг ИС бизнес-подразделениям предприятия.
- В свою очередь качество и стоимость этих ИТ-услуг напрямую зависят от организации процессов управлении на базе ИС, т. е. от качества информационного менеджмента.
Методологии оценки
ИТ
Методологии оценки
ИТ
Вероятностные
Качественные (эвристические)
Традиционные
Быстрое экономическое
обоснование (Rapid Economic Justification, REJ)
Совокупный экономический
эффект (Total Economic Impact, TEI)
Полная стоимость
владения (Total Cost of Ownership, TCO)
Экономическая добавленная
стоимость (Economic Value Added, EVA)
Система сбалансированных
показателей (Balanced Scorecard)
Информационная экономика
(Information Economics, IE)
Управление портфелем
активов (Portfolio Management)
Система показателей
ИТ (IT Scorecard)
Справедливая цена
опционов (Real Options Valuation, ROV)
Прикладная информационная
экономика (Applied Information Economics, AIE)
Категории инструментов
для оценки эффективности ИТ-проектов
при внедрении ИС
- 1. Традиционные финансовые методики.
- методы оценки возврата инвестиций (Return on Investment – ROI),
- совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership – TCO),
- а также экономической добавленной стоимости (Economic Value Added - EVA).
- 2. Инструменты качественного анализа.
- позволяют оценить не только явные (количественные), но и неявные факторы эффективности ИТ-проектов и увязать их с общей стратегией предприятия. В этом случае применяются так называемые системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard).
- 3. Вероятностные подходы, учитывающие риски.
Совокупная стоимость
владения ИС (ТСО)
- Под совокупной стоимостью владения TCO (Total Cost Ownership) понимают полностью учтенные ежегодные расходы предприятия, связанные с приобретением и использованием ИТ.
В результате исследований,
проведенных П. Страсманом на
нескольких тысячах предприятий
во многих странах мира, были
получены следующие данные:
- расходы на ИТ возрастают, если компания в течение прогнозируемого периода времени устойчиво получает прибыль, и сокращаются, если прибыли нет либо уровень ее снижается;
- чем больше квалифицированных сотрудников, тем выше расходы на информационные технологии;
- компьютерные ресурсы больше всего увеличиваются для сотрудника системы управления, не занятого в непосредственном получении прибыли.
- Значение показателя TCO должно сравниваться с показателем совокупных выгод владения (Total benefits of owner ship – TBO) для определения реальной ценности приобретения.
- Основная цель подсчета стоимости владения, кроме выявления избыточных статей расхода, - оценка возможности возврата вложенных в информационные технологии средств.
- Данные, полученные в результате расчетов, используются для анализа привлекательности информационных технологий как объекта инвестиций, а также для оценки одной из статей корпоративных расходов (показатель TCO показывает только расходную, но не доходную часть).
- Методика ТСО дает понимание структуры затрат на ИТ, а следовательно. возможностей сокращения этих затрат.
- Основной недостаток данной методики заключается в том, что по ней невозможно сравнивать различные варианты построения системы.
По методике ТСО
все затраты на ИТ-проект делят
на:
- прямые (бюджетируемые)
- непрямые (небюджетируемые).
- Прямые затраты можно получить по данным бухгалтерии, определив общие затраты на заработную плату, закупки оборудовании и ПО. По бухгалтерским данным также определяется сумма начисляемой амортизации на основные фонды, относящиеся к ИС.
- Непрямые затраты получить сложнее. В частности, фактически невозможно определить, какую часть рабочего времени пользователи тратят на устранение сбоев или проблем на собственных компьютерах или компьютерах коллег. Для расчета многих статей непрямых затрат используются усредненные показатели по отрасли, которые предоставляют и постоянно обновляют консалтинговые компании.
Прямые (бюджетируемые)
затраты
- на оборудование;
- на программное обеспечение;
- сумма амортизации капитальных вложений в оборудование и ПО;
- на комплектующие изделия;
- на аренду оборудования и ПО;
- годовые затрат на оплату персонала по категориям, включая руководство;
- командировочные затраты;
- консультационные услуги третьих фирм и другие связанные с этим затраты;
- на задачи, делегированные другим организациям (аутсорсинг);
- на обучение персонала вопросам ИТ;
- стоимость обслуживания техники по контрактам;
- ежегодные затраты на оплату труда по направлениям развития ИС;
- на заработную плату по сопровождению имеющихся систем;
- на оплату услуг консультантов или сервисных орга;низаций;
- ежегодные затраты на аренду выделенных каналов связи;
- годоваястоимость корпоративных сетей передачи данных.
Непрямые (небюджетируемые)
затраты
- Непрямые затраты — это связанные с ИТ затраты, которые не входят в бюджеты и не измеряются большинством отделов ИТ.
- Наиболее весомой частью является сопровождение пользователем своего компьютера и ПО, а также помощь коллегам.
- самостоятельная отладка систем при возникновении ошибок, резервное копирование и восстановление ценной информации, внеплановое обучение в рабочее время и программирование дополнительных приложений.
Типичное распределение
TCO по категориям затрат
- При попытке снизить прямые затраты многие организации просто урезают ИТ-бюджеты, не понимая, что в результате будет наблюдаться рост непрямых затрат, а именно: пользователи будут тратить больше времени на поддержку себя, друзей и коллег.
Программные средства
для расчета TCO
- Для подсчета расходов и возврата инвестиций в сети на базе NrtWare компания Nowell лицензировала программу-эксперт, которая была встроена в Nowell Small Business Network Advisor.
- Для подсчета затрат, стоимости владения и возврата инвестиций компания Microsoft имеет программный продукт Desktop TCO&ROI Advisor.
- Среди фирм имеющих программы подсчета ТСО и возврата инвестиций, находятся такие крупные компании, как Gartner Group, Intel, IBM, Symantec и др.
- Однако все эти программные средства учитывают весьма специализированные компоненты общей информационной системы.
- На сегодняшний день наиболее полным продуктом является ТСО Manager Gartner Group.
На увеличение стоимости
владения влияют следующие факторы:
- действия конечного пользователя;
- ненормативные конфигурации компьютеров;
- привязанность к определенным автоматизированным рабочим местам;
- увеличение числа мобильных пользователей;
- риск неверного инвестирования в ИТ;
- риски, исходящие от производителя оборудования и ПО;
- слабая защита информационной системы и др.