Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:37, курсовая работа
Курсовой проект по моделированию работы предприятия быстрого обслуживания
Определение целей моделирования.
Для того чтобы гарантировать выполнение обязательств перед клиентом, предприятию необходимо просчитать количество клиентов, время ожидания в очереди перед каждым из окон, время обслуживания в каждом из окон.
Формализация модели.
Определяем переменные входа и выхода, строим представление модели в виде «черного ящика»
Построение диаграммы влияния:
Построение модели.
Прежде чем начать моделирование системы необходимо определиться с тем, какие элементы входят в ее состав, т. е. разбить ее на блоки. Согласно условию имеется:
На этом этапе проведения моделирования на базе ЭВМ необходимо строим концептуальную, т.е. содержательную модель процесса функционирования этой системы, а затем проведем её формализацию, т.е. перейдем от словесного описания объекта моделирования к его математической (аналитически–имитационной) модели. Наиболее ответственными моментами на этом этапе является упрощение описания системы, т.е. отделение собственно системы от внешней среды и выбор основного содержания модели путём отбрасывания всего второстепенного с точки зрения поставленной цели моделирования.
Итак, опираясь на словесное описание системы, можно создать следующую структурную схему в символике Q-схем:
На втором этапе моделирования системы математическая модель, сформулированная на первом этапе, воплощается в конкретную машинную модель. Второй этап моделирования представляет собой практическую деятельность, направленную на реализацию идей и математических схем в виде машинной модели ориентированной на использование конкретных программно – технических средств, а именно Extend LT. При построении блочной модели производится разбиение процесса функционирования системы на отдельные достаточно автономные подпроцессы. Блоки такой модели бывают основными и вспомогательными. Каждый основной блок соответствует некоторому подпроцессу моделируемой системы, а вспомогательные блоки лишь представляют составную часть машинной модели, не отражая функции моделируемой системы, они нужны лишь для машинной реализации модели, фиксации и обработки результатов моделирования.
Модель данного курсового проекта, включает следующие блоки Extend:
Executive – координирует работу модели и управляет завершением процесса имитации.;
Generator – генерирует поток заявок на обслуживание;
Queue FIFO – очередь заявок типа FIFO к устройству обслуживания;
Timer – отображает время, которое расходуется на прохождение транзактом из одной части модели в другую;
Activity Multiple (3 блока) – устройство обслуживания, ничего с обрабатываемым транзактом не делает, кроме как задерживает его на время обслуживания. Может одновременно удерживать несколько транзактов.;
Input Random Number(3 блока) – задает вид и параметры закона распределения вероятностей времени обслуживания в блоке Activity Multiple;
Exit – терминатор, удаляет обслуженные заявки из модели;
Add (2 блока) – складывает значения на входах этого блока и выдает на выход полученную сумму;
Plotter Discrete Event – служит для графического отображения выходных данных.
Блоки Add и Plotter Discrete Event используются для вспомогательных вычислений, чтобы нагляднее показать, как работают основные блоки данной СМО.
Настройки параметров блоков модели:
блок Generator: закон распределения вероятностей Distribution = Exponential (экспоненциальное), среднее время между двумя соседними транзактами Mean =2
блок Input Random Number: закон распределения вероятностей Empirical table. (данные для каждого из окон взяты из условия);
блок Activity Multiple изменено максимальное количество обслуживаемых транзактов – Maximum number in activity=1 (один работник на каждое из окон)
в остальных блоках модели используются параметры по умолчанию.
Настройки диалогового окна Simulation Setup (вкладка Discrete Event):
время завершения имитации End simulation at time = 60 ;
время начала имитации Start simulation at time = 0;
число прогонов Number of runs = 1;
глобальные единицы времени Global time units = Minutes.
Выходами базовой модели одноканальной СМО являются:
время обслуживания и ожидания в очереди транзактов на выходном коннекторе W блока Activity Multiple (7) с помощью блока Timer;
число обслуженных транзактов на выходном коннекторе # блока Exit;
графическое изображение времени ожидания блок Plotter Discrete Event.
Дополнительная выходная информация, получаемая в результате прогона базовой модели СМО, находится в диалоговых окнах блоков Queue FIFO, Activity Multiple, Exit. К ней относятся:
для блока Queue FIFO: средняя длина очереди Ave. length, среднее время ожидания в очереди Ave. wait, максимальная длина очереди Max. length, максимальное время ожидания в очереди Max. wait, общая стоимость затрат Total cost, длина очереди на момент окончания имитации Length, число пришедших в очередь транзактов Arrivels (прибытий), число покинувших очередь транзактов Departures (убытий), коэффициент загрузки очереди U. Очевидно, что должно выполняться равенство Length = Arrivels - Departures;
для блоков Activity Multiple: число транзактов, принятых за время имитации на обслуживание Arrivels (прибытий), число обслуженных транзактов Departures (убытий), общая стоимость затрат Total cost, средняя длина очереди Ave. length, среднее время ожидания в очереди Ave. wait; коэффициент загрузки обслуживающего устройства U;
для блока Timer: время прибытия транзакта Depart; время нахождения транзакта в системе Delay;
для блока Exit: число покинувших модель (уничтоженных) транзактов Exited.
Проведем ряд экспериментов с моделью для определения среднего времени обслуживания, при наличии трех работников, по одному в каждом окне. Результаты экспериментов покажем в таблице 1, которая рассчитана с помощью программы Excel. Данные взяты из диалогового окна блока Timer рис.5.
Таблица 1. Результаты первой серии экспериментов.
| Эксперименты | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| I | II | III | IV | V | |||||
Номер посетителя | Время прибытия | Время обслуживания | Время прибытия | Время обслуживания | Время прибытия | Время обслуживания | Время прибытия | Время обслуживания | Время прибытия | Время обслуживания |
1 | 0,00 | 4,65 | 0,00 | 5,05 | 0,00 | 5,05 | 0,00 | 4,95 | 0,00 | 4,90 |
2 | 0,25 | 6,15 | 3,47 | 5,45 | 4,29 | 4,95 | 1,19 | 5,36 | 1,40 | 5,20 |
3 | 3,08 | 5,22 | 4,12 | 6,50 | 4,42 | 6,72 | 1,40 | 6,75 | 5,14 | 4,90 |
4 | 3,41 | 6,94 | 10,92 | 5,25 | 6,55 | 6,39 | 2,01 | 8,09 | 5,40 | 6,43 |
5 | 8,01 | 5,30 | 13,90 | 4,70 | 14,86 | 4,80 | 10,22 | 4,85 | 5,49 | 8,24 |
6 | 8,78 | 6,13 | 18,79 | 4,90 | 18,52 | 4,75 | 10,63 | 6,44 | 6,13 | 9,50 |
7 | 11,37 | 5,04 | 26,07 | 4,80 | 21,20 | 4,65 | 11,13 | 7,34 | 6,57 | 10,67 |
8 | 13,91 | 4,40 | 27,87 | 5,15 | 23,69 | 5,25 | 14,23 | 5,74 | 8,54 | 10,20 |
9 | 15,23 | 5,43 | 31,37 | 5,05 | 26,18 | 5,35 | 15,33 | 6,69 | 10,05 | 10,34 |
10 | 16,41 | 6,60 | 31,41 | 7,37 | 28,02 | 5,22 | 16,46 | 7,66 | 11,61 | 11,08 |
11 | 17,09 | 7,42 | 32,08 | 8,09 | 31,06 | 4,60 | 17,40 | 8,52 | 12,93 | 11,46 |
12 | 17,54 | 8,77 | 32,91 | 9,27 | 31,80 | 5,81 | 19,68 | 7,74 | 17,13 | 9,16 |
13 | 19,98 | 8,03 | 34,02 | 9,75 | 35,12 | 5,00 | 20,12 | 9,00 | 18,42 | 9,76 |
14 | 21,65 | 8,21 | 37,18 | 8,20 | 35,83 | 6,08 | 22,22 | 9,05 | 18,65 | 11,14 |
15 | 23,57 | 7,79 | 40,42 | 6,85 | 37,13 | 6,39 | 22,64 | 10,23 | 21,35 | 10,14 |
16 | 24,94 | 8,27 | 43,27 | 5,71 | 38,17 | 7,20 | 23,61 | 10,96 | 22,10 | 11,09 |
17 | 26,70 | 8,76 | 45,64 | 4,94 | 39,35 | 7,82 | 25,10 | 11,17 | 23,94 | 11,05 |
18 | 27,21 | 10,15 | 50,16 | 4,80 | 40,99 | 8,08 | 26,98 | 11,19 | 25,70 | 10,99 |
19 | 29,94 | 9,22 | 51,66 | 5,05 | 41,94 | 8,73 | 30,07 | 9,90 | 25,97 | 12,61 |
20 | 30,20 | 10,96 | 52,82 | 5,89 | 43,45 | 9,12 | 30,19 | 11,48 | 30,85 | 9,43 |
21 | 30,33 | 12,53 | 56,52 |
| 46,04 | 8,12 | 32,66 | 10,61 | 32,53 | 9,86 |
22 | 30,45 | 14,11 | 58,84 |
| 46,75 | 9,02 | 33,40 | 11,52 | 34,23 | 9,86 |
23 | 35,14 | 11,12 | 59,67 |
| 46,89 | 10,83 | 34,26 | 12,85 | 41,06 | 4,90 |
24 | 37,90 | 10,07 |
|
| 48,27 | 11,40 | 34,81 | 14,01 | 45,43 | 5,05 |
25 | 38,50 | 11,16 |
|
| 51,27 |
| 35,20 | 15,52 | 47,29 | 4,95 |
26 | 39,44 | 12,02 |
|
| 52,36 |
| 39,55 | 13,07 | 49,13 | 4,65 |
27 | 39,56 | 13,80 |
|
| 52,47 |
| 42,21 | 12,11 | 51,05 | 5,05 |
28 | 40,50 | 14,46 |
|
| 54,10 |
| 44,63 | 11,39 | 51,50 | 6,00 |
29 | 41,36 | 15,50 |
|
| 56,19 |
| 45,14 | 12,58 | 53,29 | 6,21 |
30 | 42,28 | 16,53 |
|
| 59,12 |
| 45,70 | 13,92 | 53,84 |
|
31 | 42,81 |
|
|
|
|
| 49,06 |
| 55,17 |
|
32 | 44,93 |
|
|
|
|
| 53,48 |
| 57,98 |
|
33 | 46,06 |
|
|
|
|
| 55,88 |
| 59,99 |
|
34 | 48,68 |
|
|
|
|
| 57,47 |
|
|
|
35 | 52,36 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 | 54,69 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37 | 55,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 | 56,41 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
39 | 59,67 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоги | ||||||||||
Среднее время обслуживания (с учетом ожидания в очереди) | 9,16 |
| 6,14 |
| 6,72 |
| 9,69 |
| 8,44 | |
Количество получивших заказ за 5 минут | 2,00 |
| 5,00 |
| 6,00 |
| 2,00 |
| 5,00 | |
Процент получивших заказ за 5 минут | 7% |
| 25% |
| 25% |
| 7% |
| 17% |
Как видно из таблицы 1 предприятие при наличии трех работников не сможет выполнить взятых на себя обязательств. Максимально возможно обслужить за 5 минут 25 % посетителей (при условии небольшого количества клиентов). Если число клиентов больше 30 человек, то процент выполнения обязательств падает до 7%. Отсюда можно сделать вывод, что основное время клиенты проводят в очереди перед одним (или перед каждым) окном. Это наглядно показывает график (рис.6). Чем позднее приходит посетитель, тем больше времени он проводит в ожидании обслуживания. В итоге время ожидания доходит до 15-16 минут.
Для того чтобы ответить на вопрос задания: Сколько нужно привлечь дополнительных работников и как их разместить по пунктам обслуживания, чтобы обеспечить обязательства предприятия? Немного модернизируем первоначально спроектированную модель. Добавим еще один блок Plotter Discrete Event (15), который подключим к блокам Activity Multiple к выходному коннектору L (рис.7).
Для установления количества персона обслуживающего окна изменим пропускную способность блока Activity Multiple, установив данные параметра Maximum number in activity=1000 (Число взято произвольно). Проведем серию экспериментов (рис.8).
а) б)
в) г)
д)
Проведенные эксперименты показывают, что максимальное число клиентов одновременно находящихся в одном из пунктов обслуживания не превышает пяти человек. Отсюда можно сделать вывод, что количество работников необходимых в каждом из окон равно пяти. Следует отметить, что такой выбор экономически не выгоден, он сделан выполнения обязательств данных предприятием.
Установим данные параметра Maximum number in activity=5 (блок Activity Multipl) (Количество работников в каждом из окон 5 человек). Как показали проведенные ранее эксперименты, большая пропускная способность для данного блока не рентабельна. Проведем эксперименты с измененными данными, которые сведем в таблицу 2. Как видно из данной таблицы даже при отсутствии очереди перед обслуживающими пунктами обязательства предприятия выполняются не на 100%. Хотя если учесть что максимальное время обслуживания превышает 5 минут на 30-40 секунд, самое большее на 1 минуту, можно сказать, что предприятие лишь немного покривило душой. Было бы правильнее пообещать клиентам обслуживание за 6 минут, тогда обязательства предприятия выполнялись бы на 100%.
Таблица 2. Результаты второй серии экспериментов
| Эксперименты | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| I | II | III | IV | V | |||||
Номер посетителя | Время прибытия | Время обслуживания | Время прибытия | Время обслуживания | Время прибытия | Время обслуживания | Время прибытия | Время обслуживания | Время прибытия | Время обслуживания |
1 | 0,00 | 5,40 | 0,00 | 4,70 | 0,00 | 4,65 | 0,00 | 5,15 | 0,00 | 4,70 |
2 | 2,01 | 5,00 | 0,23 | 5,45 | 0,36 | 5,20 | 3,26 | 4,95 | 0,22 | 4,60 |
3 | 3,70 | 4,80 | 0,84 | 5,30 | 1,52 | 4,70 | 5,14 | 4,90 | 5,10 | 4,95 |
4 | 4,14 | 5,00 | 4,12 | 4,70 | 1,81 | 4,60 | 7,65 | 4,75 | 5,12 | 4,85 |
5 | 11,65 | 5,05 | 4,51 | 4,85 | 3,64 | 4,60 | 8,81 | 5,05 | 6,14 | 5,05 |
6 | 11,73 | 4,55 | 5,03 | 4,75 | 12,46 | 4,90 | 10,25 | 5,25 | 8,76 | 4,70 |
7 | 15,22 | 4,65 | 7,75 | 4,80 | 12,55 | 5,05 | 11,23 | 5,00 | 8,97 | 4,90 |
8 | 17,50 | 4,55 | 9,60 | 5,25 | 13,77 | 5,00 | 12,67 | 5,50 | 10,54 | 4,50 |
9 | 18,49 | 4,85 | 11,77 | 5,05 | 18,78 | 4,95 | 14,40 | 4,60 | 11,64 | 5,00 |
10 | 18,69 | 4,60 | 15,26 | 4,80 | 18,98 | 5,05 | 15,24 | 4,85 | 15,63 | 5,30 |
11 | 18,72 | 4,95 | 18,33 | 4,75 | 20,89 | 4,90 | 18,04 | 5,20 | 16,78 | 4,95 |
12 | 18,98 | 4,95 | 20,51 | 5,00 | 20,91 | 5,00 | 20,82 | 5,45 | 18,29 | 4,60 |
13 | 19,13 | 5,52 | 20,91 | 4,90 | 24,96 | 5,15 | 21,54 | 5,05 | 18,30 | 5,20 |
14 | 19,26 | 6,03 | 22,67 | 4,90 | 25,45 | 5,30 | 22,14 | 4,55 | 18,53 | 5,00 |
15 | 20,85 | 5,05 | 24,81 | 4,80 | 26,27 | 4,80 | 28,33 | 4,80 | 20,07 | 4,45 |
16 | 20,97 | 5,20 | 25,71 | 5,00 | 27,47 | 5,25 | 29,25 | 4,90 | 21,87 | 4,60 |
17 | 21,12 | 4,60 | 26,90 | 5,00 | 28,09 | 5,25 | 29,35 | 5,05 | 21,90 | 4,85 |
18 | 21,28 | 5,26 | 28,43 | 4,95 | 28,74 | 5,05 | 31,34 | 4,80 | 29,70 | 5,05 |
19 | 24,21 | 4,60 | 34,48 | 5,30 | 31,84 | 4,95 | 32,81 | 4,95 | 33,00 | 4,75 |
20 | 26,11 | 4,85 | 34,66 | 4,90 | 32,66 | 4,85 | 33,72 | 4,85 | 34,40 | 4,95 |
21 | 31,38 | 4,70 | 35,20 | 5,10 | 33,50 | 4,60 | 35,16 | 5,05 | 35,11 | 4,80 |
22 | 31,88 | 5,10 | 37,40 | 4,65 | 34,13 | 4,75 | 38,35 | 5,00 | 35,52 | 5,35 |
23 | 33,66 | 4,75 | 37,44 | 4,85 | 34,15 | 4,85 | 42,40 | 5,10 | 36,55 | 5,20 |
24 | 35,11 | 4,95 | 39,29 | 4,80 | 34,25 | 4,65 | 44,78 | 4,70 | 37,24 | 5,30 |
25 | 35,91 | 5,00 | 45,89 | 4,70 | 35,90 | 4,70 | 46,14 | 4,80 | 37,40 | 5,05 |
26 | 42,22 | 4,95 | 46,91 | 4,70 | 38,51 | 4,75 | 46,96 | 4,70 | 37,62 | 4,75 |
27 | 47,12 | 5,00 | 53,81 | 4,65 | 40,08 | 5,25 | 46,96 | 5,00 | 39,16 | 4,90 |
28 | 50,93 | 5,15 | 54,98 | 4,75 | 41,94 | 4,55 | 50,45 | 5,20 | 44,11 | 4,90 |
29 | 51,40 | 5,10 |
|
| 43,92 | 4,75 | 50,72 | 4,95 | 45,12 | 4,95 |
30 | 53,86 | 5,10 |
|
| 49,50 | 5,35 | 51,27 | 4,90 | 45,52 | 5,15 |
31 | 42,81 |
|
|
| 49,80 | 4,75 | 52,06 | 4,70 | 46,05 | 5,25 |
32 | 44,93 |
|
|
| 53,03 | 4,95 | 57,57 |
| 47,79 | 4,70 |
33 | 46,06 |
|
|
| 54,11 | 4,80 | 59,24 |
| 50,95 | 4,85 |
34 | 48,68 |
|
|
| 55,59 |
| 59,29 |
| 54,55 | 5,15 |
35 | 52,36 |
|
|
| 55,66 |
|
|
| 56,70 |
|
36 | 54,69 |
|
|
| 56,43 |
|
|
|
|
|
37 | 55,00 |
|
|
| 57,22 |
|
|
|
|
|
38 | 56,41 |
|
|
| 59,37 |
|
|
|
|
|
39 | 59,67 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоги | ||||||||||
Среднее время обслуживания (с учетом ожидания в очереди) | 4,98 |
| 4,91 |
| 4,91 |
| 4,96 |
| 4,92 | |
Количество получивших заказ за 5 минут | 19,00 |
| 22,00 |
| 23,00 |
| 20,00 |
| 23,00 | |
Процент получивших заказ за 5 минут | 63% |
| 79% |
| 70% |
| 65% |
| 68% | |
Максимальное время ожидания | 6,03 |
| 5,45 |
| 5,35 |
| 5,50 |
| 5,35 |
Информация о работе Моделирование работы предприятия быстрого обслуживания