Прогонозирование в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

Цель работы: описать прогнозирование в инновационной деятельности, методы прогнозирования.
Задачи: определить виды прогнозов, описать процесс прогнозирования инноваций, его обеспечение, учесть социальные и экологические последствия инноваций.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Финансовое обеспечение инноваций  представляет очень сложную проблему. Здесь необходим учет ряда факторов, включая такие, как внутренний уровень доходности, различная стоимость денег в разные периоды времени. Нижней границей внутреннего уровня доходности следует признать прогноз банковского процента на рассматриваемый период времени и скорректировать его снижение стоимости денег. При современном уровне развития науки и техники финансовое обеспечение многих работ становится для компаний невозможным. Отсюда - желание максимально использовать финансовые ресурсы государства. 8

Так как бюджет России мал и не позволяет выделять существенные средства на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, то для организаций России представляется возможность финансировать научные разработки по системе финансово-промышленных групп и по линии объединения усилий ряда предприятий с привлечением технической базы Академии наук и высшей школы. К сожалению техническая база высшей школы в России очень слабая. По мнению экспертов, в Москве только несколько организаций в состоянии проводить такие исследования и получить финансовое обеспечение под них. Это такие организации, как МГУ, МВТУ и несколько других. За последнее время появилась и получила распространение система грандов, то есть оплат конкретных работ. В качестве примера можно привести работы российских программистов по составлению программ для зарубежных компаний. Как правило, эти гранды предоставляются специалистами, уже доказавшими свои высокие профессиональные качества.

Не меньшее значение имеет и  кадровое обеспечение, то есть наличие  достаточно квалифицированных специалистов. Роль хорошо подготовленных инженерно-технических работников и рабочих очевидна на опыте Японии. Как известно, основная масса достижений в сфере научно-технического прогресса была разработана не в Японии, но именно высокая квалификация японской рабочей силы позволила обеспечить не только насыщение ее собственного рынка в кратчайшие сроки, но и массовый экспорт наукоемкой продукции. Экономия на фундаментальных исследованиях и упор на покупку лицензий и технологий в сочетании с высококвалифицированной рабочей силой дали значительный эффект в 60-70-е гг. XX в., который, однако, практически исчерпал себя к началу 90-х гг. Это частично объясняется тем, что резко повысилась квалификация рабочей силы в таких странах, как Южная Корея и Тайвань, где уровень оплаты труда существенно ниже, чем в Японии. 9

В России положение с кадровым обеспечением может оцениваться как катастрофическое. Причины этого - следующие:

• резкое сокращение финансирования научно-исследовательских работ  и, как следствие, крайне низкая оплата труда научных работников;

• стремительное старение кадров научных работников и работников предприятий, занимающихся научными и  опытно-конструкторскими работами;

• массовая эмиграция молодых, перспективных  специалистов.

Крайне низкая оплата труда научных работников привела к тому, что значительная часть специалистов ушла в коммерческие структуры, остались в основном немолодые работники. В результате средний возраст научного работника в РАН составляет пятьдесят лет, что уже ставит под вопрос дальнейшее Существование Академии наук. Не менее удручающая картина среди работников предприятий, занятых конструированием техники. Здесь также средний возраст таких специалистов составляет пятьдесят лет.

Крайне низкая оплата труда, отсутствие технической базы для проведения научных исследовании во многом способствовали отъезду из России специалистов. Этот процесс крайне болезнен для нашей страны, так как вложенные в подготовку специалистов средства не имели отдачи, а ведущие страны Запада бесплатно получили хорошо подготовленных специалистов. По оценке ученых РАН, Запад сэкономил в результате приезда к ним российских специалистов не менее 100 млрд дол. США, то есть выгода этих стран составила 2/3 внешнего долга России (включая и внешний долг СССР).

1.4 Прогнозирование социальных и экологических последствий инноваций

Следует принимать во внимание возможные  социальные и экологические последствия  нововведений. Игнорирование таких вопросов обходится слишком дорого. В качестве примера можно привести положение с атомными подводными лодками. В процессе их конструирования, строительства и эксплуатации фактически не были учтены расходы на их утилизацию. С учетом затрат на утилизацию, - а это для атомных подводных лодок дорогостоящий процесс, - оказалось, что общие расходы по циклу (конструирование, строительство, эксплуатация, утилизация) намного превосходят фактические, что и ставит под сомнение эффективность применения данного вида техники.

Не менее сложную проблему представляет учет экологических факторов в процессе эксплуатации, связанный с риском аварий и катастроф. Понадобился трагический опыт Чернобыля, чтобы был сведен к минимуму риск катастрофы в результате ошибок персонала.

Поэтому уже на стадии прогнозирования инноваций следует принимать во внимание экологический фактор, то есть фактически любое нововведение уже на стадии опытного образца следует подвергать экологической экспертизе.

Социальные последствия инноваций  необходимо рассматривать по следующим  направлениям:

• повышение требования к квалификации работников;

• повышение требований к здоровью работников;

• возможности переучивания работников на новые специальности.

Вопросы квалификации работников могут  быть решены за счет подготовки новых  специалистов и за счет повышения  квалификации уже работающих. В последнем случае следует широко использовать опыт японских компаний в организации работ по систематическому повышению квалификации работников наряду с хорошей общей подготовкой. Так, на крупных японских компаниях все рабочие имеют образование не ниже двенадцати классов, причем каждый четвертый рабочий имеет высшее образование. Японские эксперты считают, что настает время всеобщего обязательного высшего образования. К сожалению, в России наблюдается обратный процесс, то есть растет число лиц, не имеющих среднего образования, снижается в целом уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Подобная ситуация неизбежно скажется на производстве, так как от работника, не имеющего достаточного базового образования, трудно ожидать эффективной работы. Снижение уровня подготовки специалистов по линии высшей школы обусловлено во многом сравнительно устарелой технической базой для многих институтов и низкой оплатой труда профессорско-профессионального состава. Последнее резко снижает престижность профессии и ограничивает приток перспективных специалистов. 10

В России за последние годы получило развитие такое направление повышения  квалификации работников, как второе высшее образование. В связи с конверсией военного производства и сокращением гражданского часть специалистов с высшим техническим образованием ушла в малый бизнес и столкнулась с необходимостью получения экономического образования.

 

Заключение

Прогнозирование представляет собой  предплановую стадии работы. Из методов прогнозирования наибольшее распространение получили методы экспертных оценок и методы моделирования.

Прогнозирование инноваций представляет собой сложный противоречивый процесс с большой долей риска. Это объясняется необходимостью учета таких факторов, как действия: конкурентов, трудности расчета собственных издержек на изготовление продукции и изменение цен на продукцию. Чем сложнее и дороже техника, тем актуальнее проблема учета возможности увеличения жизненного цикла этой техники.

Обеспечение инноваций делится  на следующие виды: информационное, техническое, финансовое и кадровое. Информационное обеспечение представляет собой сложный противоречивый процесс, так как, с одной стороны, требуется полная информация о состоянии данного направления науки и техники, а с другой - требуется не допустить утечки информации по собственным разработкам. Техническое обеспечение инноваций подразумевает соответствующую базу для проведения работ по конструированию, изготовлению опытных образцов и отладки технологий. Финансовое обеспечение инноваций представляет очень сложную проблему на современном этапе развития экономики России, так как резко сократились государственные расходы на эти цели. Резко ухудшилось положение с кадрами научных работников.

На стадии прогнозирования инноваций  необходим учет экологических и социальных факторов. Игнорирование эти факторов может резко снизить эффективность инноваций.

Цели и задачи в работе выполнены, рассмотрены виды прогнозов, процесс  прогнозирования инноваций, его  обеспечение, социальные и экологические  последствия инноваций.

 

Список  литературы

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2006.
  2. Друкер П.Ф. Инновации и предпринимательство. М., 2002.
  3. Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2007.
  4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2007.
  5. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2005.
  6. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 2002.
  8. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  9. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф.В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2004
  10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник.2-е изд. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2006.

1 Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2007.

2 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2006.

3 Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004

4 Друкер П.Ф. Инновации и предпринимательство. М., 2002.

5 Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

6 Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

7 Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф.. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2007.

8 Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2005.

9 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 2002.

10 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1995.

 


Информация о работе Прогонозирование в инновационной деятельности