Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:19, реферат
Математики, занимающиеся совместно с медиками разработкой математических моделей заболеваний и определением способов их лечения, несут перед обществом такой же груз ответственности, как и врачи, занимающиеся непосредственно применением этих методов на практике. Ученые не должны забывать об этой ответственности ни на минуту и делать все, что могло бы хоть в какой-то мере помочь больным людям… Современные математические методы широко используются в различных сферах интеллектуальной деятельности человека, но читать удивительную книгу природы может лишь тот, кто знает ее язык и знаки, которыми она написано. Математическое моделирование, универсальность математических методов обусловливают огромную роль математики в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в медицине.
Введение……………………………………………………………… …….1
1. История математики………………………………………………… …..2
1.2 Леонардо Да Винчи – математик и анатом……………………… ……3
2. Математика в медицине ……………………………………………… …7
2.1 Моделирование……………………………………………………… .…8
2.2 Статистика…………………………………………………………… ….9
2.3 Биометрия ..…………………………………………………………… .10
3 История развития понятия «деонтология»……………………………...11
Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………15
Красноуфимский филиал ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»
Роль математики в медицине
Реферат
Выполнил: Прохоров Александр Александрович
Обучающийся 101 группы «Ф»
Специальность 060101 «Лечебное дело»
Проверила: Серебренникова Алла Николаевна
Красноуфимск
Введение…………………………………………………………
1. История математики………………………………………………… …..2
1.2 Леонардо Да Винчи – математик и анатом……………………… ……3
2. Математика в медицине ……………………………………………… …7
2.1 Моделирование……………………………………………
2.2 Статистика……………………………………………………
2.3 Биометрия ..…………………………………………………………… .10
3 История развития понятия
«деонтология»……………………………...11
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
«Никакой достоверности нет в науках там,
где нельзя приложить ни одной
из математических наук, и в том,
что не имеет связи с математикой»
Леонардо да Винчи.
Выдающийся итальянский физик и астроном, один из основателей точного естествознания, Галилео Галилей (1564-1642) говорил, что "Книга природы написана на языке математики". Почти через двести лет родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1742-1804) утверждал, что "Во всякой науке столько истины, сколько в ней математики". Наконец, ещё через почти сто пятьдесят лет, практически уже в наше время, немецкий математик и логик Давид Гильберт (1862-1943) констатировал: "Математика - основа всего точного естествознания". Приведенные высказывания великих ученых дают полное представление о роли и значении математики во всех областях жизни людей. Математика имеет почти такое же значение для остальных наук, как и логика. Роль математики заключается в построении и анализе количественных математических моделей, а также в исследовании структур, подчинённых формальным законам. Обработка и анализ экспериментальных результатов, построение гипотез и применение научных теорий в практической деятельности требует использования математики. Математика традиционно рассматривается как отдельная естественнонаучная дисциплина. Фундаментальная математика не занимается изучением природных или общественных процессов, что является предметом математики прикладной. С появлением компьютеров в математике стал применяться математический эксперимент, заменяющий исследование сложных структур рутинным перебором возможных простых ситуаций.
1
1. История математики
История развития математики
– это не только история развития математических
идей, понятий и направлений, но это и история
взаимосвязи математики с человеческой
деятельностью, социально-экономическими
условиями различных эпох. Период элементарной
математики (2000 г. до н.э. – начало XVII в.
н.э.) начинается с первоначальных представлений
о числе и форме и заканчивается зарождением
математики переменных величин. Основными
чертами периода являются неподвижность
объектов, неиспользование бесконечности,
отсутствие общих методов. На две тысячи
лет энциклопедией стали «Начала» Евклида
(III в. до н.э.), место которого определяется
не столько собственными его научными
исследованиями, сколько педагогическими
заслугами. Величайшая заслуга Евклида
состоит в том, что он подвёл итог построению
геометрии и придал изложению совершенную
форму. В XVII веке начинается новый период
истории математики – период математики
переменных величин: это геометрия Декарта,
теория флюксий Ньютона, методы вычисления
площадей (Лейбниц, Кеплер). XVIII век - анализ
бесконечно малых величин, функциональные
зависимости и степенные ряды (Эйлер, Лагранж,
Лаплас). Возникновение этого периода
связано с успехами астрономии и механики. К
концу XIX века были выявлены существенные
проблемы в аксиоматике «Начал» Евклида,
что привело к созданию неевклидовых геометрий.
Геометрия Лобачевского (1826): замена V постулата
геометрии Евклида новым – через точку,
лежащую вне прямой можно провести сколько
угодно прямых, не пересекающих данную.
Геометрия Евклида - частный случай геометрии
Лобачевского. Геометрия Римана, или эллиптическая
геометрия (1854) - существует взаимодействие
между пространством и погружёнными в
него телами, что подтверждается теорией
относительности. Пространство Лобачевского
– частный случай Риманова пространства. В
XIX веке начинается новый период в развитии
математики - современный. Новые теории
возникают не только в результате непосредственных
запросов естествознания или техники,
а также из внутренних потребностей самой
математики: теория функций комплексной
переменной; теория групп; теория дифференциальных
уравнений в частных производных; вариационное
исчисление;
дифференциальная геометрия; математическая логика; теория вероятностей; численные методы; кибернетика. Условно современную математику можно разделить на чистую, прикладную и вычислительную.
1.2 Леонардо Да Винчи – математик и анатом
Леонардо Да Винчи говорил:
«Пусть не читает меня в основах моих тот,
кто не математик». Пытаясь найти математическое
обоснование законов природы, считая математику
могучим средством познания, он применяет
ее даже в такой науке, как анатомия. Гениальный
живописец, скульптор и архитектор Леонардо
был и величайшим ученым своего времени.
Основа познания мира, по Леонардо, - опыт,
систематическое наблюдение явлений или
процессов природы. С равным успехом занимается
Леонардо анатомией и физиологией, зоологией,
ботаникой, палеонтологией, геологией,
географией, механикой, физикой, химией,
астрономией, гидравликой, акустикой,
оптикой, математикой. Причем математика
у Леонардо в центре научных построений
в любой отрасли знания. Годы жизни и творчества
Леонардо да Винчи относятся к тому времени,
которое получило впоследствии название
эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи
был одним из титанов этой эпохи. Леонардо
да Винчи родился в 1452 г. в маленьком городке
Винчи, близ Флоренции. Еще в детстве Леонардо
обнаруживает разносторонние способности
и особенный интерес к математике и живописи.
Около 1466 г. отец отдает его для обучения
к известному художнику и скульптору Андреа
Вероккио, разносторонне образованному
человеку, оказавшему большое влияние
на Леонардо. Одновременно изучая математику,
астрономию, физику и географию, Леонардо
общается с целым рядом известных ученых
своего времени. Скитаясь впоследствии
по стране, Леонардо неустанно работает,
стремясь теснее связать искусство с наукой,
глубже познать мир. И в живописи, и в науке
Леонардо неизменно стремился отойти
от канонов и подражания авторитетам.
Он призывал изучать реальный мир, учиться
у природы - «учительницы учителей». Пытаясь
найти математическое обоснование законов
природы, считая математику могучим средством
познания, он применяет ее даже в такой
науке, как анатомия. Он изучал труды врачей
Авиценны (Ибн-Сины), Витрувия, Клавдия
Галена и многих др.
Все анатомические
изображения, сделанные до Леонардо,
были условны, да и позднейшие
художники не смогли превзойти
Леонардо в этом искусстве. Все
совершенное Леонардо в
5
На нем изображена
фигура обнаженного мужчины в
двух наложенных одна на
Текст на рисунке:
"Vetruvio architetto mette nelle sue opera d’architettura che le misure dell’omo…”
"Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека..."
Далее идет
описание соотношений между
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом
Математика всем нужна. Наборы
чисел, как ноты, могут быть мертвыми значками,
а могут звучать музыкой, симфоническим
оркестром... И медикам тоже. Хотя бы для
того, чтобы грамотно прочитать обычную
кардиограмму. Без знания азов математики
нельзя быть докой в компьютерной технике,
использовать возможности компьютерной
томографии... Ведь современная медицина
не может обходиться без сложнейшей техники.
Когда-то математики пришли в медицину
с наивным представлением, что они легко
вникнут в наши симптомы и помогут улучшить
диагностику.
Моделирование – один из главных методов, позволяющих ускорить технический процесс, сократить сроки освоения новых процессов. В настоящее время математику все чаще называют наукой о математических моделях. Модели создаются с разными целями – предсказать поведение объекта в зависимости от времени; действия над моделью, которые над самим объектом производить нельзя; представление объекта в удобном для обозрения виде и другие. Моделью называется материальный или идеальный объект, который строится для изучения исходного объекта и который отражает наиболее важные качества и параметры оригинала. Процесс создания моделей называется моделированием. Модели подразделяют на материальные и идеальные. Материальными моделями, например, могут служить фотографии, макеты застройки районов и т.д. идеальные модели часто имеют знаковую форму. Математическое моделирование относится к классу знакового моделирования. Реальные понятия могут заменяться любыми математическими объектами: числами, уравнениями, графиками и т.д., которые фиксируются на бумаге, в памяти компьютера. Модели бывают динамические и статические. В динамических моделях участвует фактор времени. В статических моделях поведение моделируемого объекта в зависимости от времени не учитывается. Итак, моделирование – это метод изучения объектов, при котором вместо оригинала (интересующий нас объект) эксперимент проводят на модели (другой объект), а результаты количественно распространяют на оригинал.