Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:32, курсовая работа
Транспортная задача линейного программирования получила в настоящее время широкое распространение в теоретических обработках и практическом применении на транспорте и в промышленности. Особенно важное значение она имеет в деле рационализации постановок важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также оптимального планирования грузопотоков и работы различных видов транспорта.
Введение………………………………………………………………………….3
Транспортная задача…………………………………………………………….4
Пример решения транспортной задачи………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………....16
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Транспортная
задача…………………………………………………………….
Пример решения транспортной задачи………………………………………10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Транспортная
задача линейного программирования
получила в настоящее время широкое
распространение в
Кроме того, к задачам транспортного типа сводятся многие другие задачи линейного программирования - задачи о назначениях, сетевые, календарного планирования.
Формальным признаком транспортной задачи является то, что каждая переменная входит лишь в два ограничения, причем с коэффициентами, равными единице. Если при этом критерий оптимальности (сумма расходов) прямо пропорционален значениям переменных (транспортных потоков), возникает линейная транспортная задача. В других случаях рассматривается нелинейная транспортная задача, решаемая другими методами.
Классическая
транспортная задача является одной
из типичных задач линейного
Пусть имеется m пунктов отправления (ПО): , в которых сосредоточены запасы каких-то однородных грузов в количестве соответственно единиц. Также имеется n пунктов назначения (ПН): , подавших заявки соответственно на единиц груза. Считаем, что сумма всех заявок равна сумме всех запасов (сбалансированная транспортная задача):
Известны стоимости перевозки единицы груза от каждого пункта отправления до каждого пункта назначения . Считается, что стоимость перевозки нескольких единиц груза пропорциональна их числу. Требуется составить такой план перевозок, чтобы все заявки были выполнены, а общая стоимость всех перевозок минимальна.
Экономико-математическая модель задачи имеет вид задачи линейного программирования. Обозначим – количество единиц груза, отправляемого из i-го ПО в j-й ПН . Совокупность чисел () будем называть планом перевозок, а сами величины – перевозками.
Необходимо найти такой план перевозок (), при котором целевая функция (суммарная стоимость перевозок) будет минимальной:
и который
удовлетворяет следующим
1)
Суммарное количество груза,
2) Суммарное количество груза, доставляемого в каждый ПН из всех ПО, должно быть равно заявке, поданной данным пунктом:
3) Условие неотрицательности:
Решение транспортной задачи разбивается на два этапа:
Обычно, для решения транспортной задачи используют ее табличную модель, в которой ячейкам поставлены в соответствие перевозки – переменные , при заполнении таблицы задаются значения неизвестных:
ПН |
… |
|||||||
ПО |
… |
|||||||
… |
||||||||
… |
||||||||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
|||
… |
||||||||
Определение исходного опорного решения.
Существует несколько способов, наиболее популярными являются:
- метод северо-западного угла,
- метод минимального элемента,
- метод аппроксимации Фогеля.
Они
перечислены в порядке
В каждом методе на любом шаге в выбранную ячейку () таблицы помещается максимальная допустимая перевозка – минимальное из того, что есть у соответствующего поставщика (ПО) и требуется соответствующему потребителю (ПН) . При этом каждый раз «закрывается» строка таблицы, если у соответствующего поставщика (ПО) больше нет груза, или «закрывается» столбец, если соответствующему потребителю (ПН) больше не надо груза. Методы отличаются лишь способом построения последовательности заполнения ячеек таблицы.
В методе северо-западного угла первой заполняется ячейка (северо-западный угол таблицы), а затем последовательно двигаются вправо и вниз без учета стоимости перевозок. Заполнив ячейку , переходят к заполнению ячейки (вправо), если же в нее нельзя помещать ненулевую перевозку, то переходят к ячейке (вниз) и т.д.
В методе минимального элемента заполнение начинается с ячейки с минимальной стоимостью. Каждый раз переходят к следующей свободной ячейке (расположенной в «незакрытых» сроках и столбцах) с минимальной стоимостью.
Пример. Метод северо-западного угла.
Последовательность заполнения таблицы:
Стоимость перевозок:
ПН |
|||||||
ПО |
10 |
65 |
25 | ||||
30 |
6 |
3 |
2 | ||||
10 |
20 |
||||||
20 |
2 |
1 |
5 | ||||
20 |
|||||||
50 |
3 |
4 |
1 | ||||
25 |
25 |
Пример. Метод минимального элемента
Последовательность заполнения таблицы:
Стоимость перевозок:
ПН |
|||||||
ПО |
10 |
65 |
25 | ||||
30 |
6 |
3 |
2 | ||||
30 |
|||||||
20 |
2 |
1 |
5 | ||||
20 |
|||||||
50 |
3 |
4 |
1 | ||||
10 |
15 |
25 |
Как видно, методом минимального элемента получена стоимость перевозок меньше, чем методом северо-западного угла, но первый метод проще в реализации. Метод аппроксимации Фогеля дает, как правило, еще более близкое к оптимальному опорное решение.
Метод
потенциалов получения
Получив первый опорный план перевозок, следует проверить его на оптимальность и, если требуется, перейти к новому опорному плану с меньшей стоимостью перевозок. Для этого можно использовать метод потенциалов.
После построения исходного опорного решения все переменные разбиты на две группы: базисные (заполненные ячейки таблицы) и свободные (пустые, нулевые ячейки таблицы). Сопоставим каждому ПО некоторую величину , которую назовем потенциалом поставщика , а каждому ПН поставим в соответствие число – потенциал потребителя . Совокупность уравнений (где стоимость перевозки из в ), составленных для всех базисных переменных, т.е. для заполненных клеток, содержит неизвестных потенциалов и уравнение. Поэтому одну переменную или можно выбрать произвольно, например, . Значения остальных потенциалов находят из системы однозначно.
Для каждой свободной клетки вычисляется числовая характеристика – косвенная стоимость: .
Критерий оптимальности плана перевозок:
Для того, чтобы некоторый опорный план транспортной задачи был оптимальным, необходимо и достаточно, чтобы ему соответствовала система из чисел и , удовлетворяющих условиям:
1) , если (для заполненных клеток),
2) (для свободных клеток).
Т.е. если все косвенные стоимости неотрицательные, то решение оптимальное, в противном случае его можно улучшить.
Перераспределение поставок.
Если данный план перевозок не оптимальный, то в свободную ячейку, которой соответствует наименьшая отрицательная косвенная стоимость , помещают перевозку l и составляют цикл пересчета (замкнутая ломанная линия, состоящая из горизонтальных и вертикальных отрезков прямых, первая вершина которой находится в свободной ячейке с перевозкой l, а остальные в базисных (заполненных) ячейках). Заметим, что в новом плане суммы элементов по строкам и столбцам должны остаться прежними, поэтому изменение значения в одной клетке цикла повлечет за собой соответствующие изменения значений во всех остальных клетках этого цикла. Так как в свободной клетке значение будет увеличено, то проставим знак «плюс». Теперь пройдем по всей ломаной цикла, проставляя поочередно знаки «плюс» и «минус». По циклу пересчета восстанавливается баланс, нарушенный ненулевой перевозкой l (см. рис. 1)
|
Значение l определяется как максимально возможное, сохраняющее неотрицательность всех перевозок, т.е. по соотношениям вида l. На рис. 1: l. В результате определения l и пересчета перевозок получаем новый опорный план, которые необходимо проверить на оптимальность. |
Рис. 1 |
Перераспределение груза
Алгоритм применения метода потенциалов:
1)
Определить начальный опорный
план, рассчитать стоимость
2) Составить систему уравнений для заполненных клеток. При найти потенциалы всех поставщиков и потребителей .
3) Определить
косвенные стоимости свободных
ячеек по формуле:
4) Если все косвенные стоимости неотрицательны, то план перевозок оптимальный.
5)
Если есть отрицательные
6) Найти максимальное значение l при условии сохранения неотрицательности всех перевозок, составить новый опорный план, рассчитать стоимость перевозок.
7) Перейти к п.2.
Пример. Провести одно улучшение опорного плана методом потенциалов:
ПН |
|||||||
ПО |
10 |
65 |
25 | ||||
30 |
-l |
6 |
+l |
3 |
2 | ||
10 |
20 |
||||||
20 |
2 |
1 |
5 | ||||
20 |
|||||||
50 |
l |
3 |
-l |
4 |
1 | ||
25 |
25 |