Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:02, контрольная работа
Термин «антропология» имеет греческое происхож¬дение и означает дословно «наука о человеке» (антропос — человек; логос — наука). В отечественной науке принято строгое разделение терминов «антропология», «этнография», «археология». Под археологией понимают науку, изу¬чающую историческое прошлое человека по вещественным источникам, под этнографией — отрасль истории, иссле-дующую все стороны культуры и быта ныне живущих на¬родов, происхождение этих народов, историю их расселе¬ния, передвижения и культурно-исторических взаимоот¬ношений.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет __Психология _социальной работы_____________________
Кафедра Теория
и технология социальной
работы __________________
Самостоятельная
работа
По дисциплине:
Антропология
На тему:
Антропология как наука,
ее предмет, структура
и основные проблемы.
Санкт-Петербург
2011г.
Термин «антропология» имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (антропос — человек; логос — наука). В отечественной науке принято строгое разделение терминов «антропология», «этнография», «археология». Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человека по вещественным источникам, под этнографией — отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений. Антропология — отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Но так как человек представляет собой существо качественно своеобразное, жизнь которого может протекать только в условиях общества и коллективно осуществляемого производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии. Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических наук особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов и вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряде наук и вытекает ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем тесным образом соприкасается с науками общественными.
Антропология включает в себя три основных раздела:
1) морфологию;
2) антропогенез;
3) расоведение, или этническую антропологию. Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные:
а) с индивидуальной изменчивостью физического типа;
б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно;
в) с явлениями полового диморфизма;
г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
Раздел морфологии состоит из:
1) мерологии (от греческого «мерос» — часть) изучает вариации отдельных органов человека, разных тканей, а также их взаимную связь;
2) соматологии (от греческого «сома» — тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т.е.закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т.д.
Важным
подразделом соматологии
Наиболее важными вспомогательными дисциплинами для раздела морфологии являются нормальная анатомия, эмбриология и гистология человека. Необходимо отметить различия между нормальной анатомией и морфологией. Нормальная анатомия изучает человека как некоторый обобщенный тип и дает суммарную характеристику «среднего» человека. Морфология сосредотачивает свое внимание на вариациях типа и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих отклонений.
Раздел
антропогенеза концентрирует
Раздел антропогенеза включает:
Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: из наук естественно-исторических — геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических — археология палеолита; из наук философских — психология. Расоведение, или этническая антропология, изучает классификацию рас, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли, причины расообразования. В числе смежных дисциплин, с которыми особенно тесно соприкасается расоведение, следует назвать из круга биологических наук — генетику и биометрию, а из наук социально-исторических — археологию позднего палеолита и последующих эпох, этнографию, языковедение и историю.
Широкое толкование антропологии как универсальной науки о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, физической организации, материальной и духовной культуре, психологии, языке и т. д., восходит к взглядам французских просветителей XVIII в. Посуществу речь в этом случае должна идти о целой системе наук о человеке, включающей и такие сферы его изучения, которые впоследствии выделились в самостоятельные научные дисциплины. До некоторой степени такая расширительная тенденция сохраняется и доныне в некоторых антропологических школах, прежде всего в США. На наш взгляд, принимая во внимание многообразие и разветвленность различных сфер исследования человека в современной науке, подобный подход правомернее рассматривать скорее как перспективу и стимул к интеграции различных сторон изучения человека и общества.
Более конкретизированное понимание антропологии как науки по преимуществу о физической организации человека, ее изменчивости во времени и пространстве (антропоморфология, антропогенез, этническая антропология) существовало на протяжении большей части истории ее развития во многих странах, в том числе в России.
Во второй половине XX в. широкое распространение в зарубежной и отечественной антропологии получили новые направления в изучении биологического статуса человека: функциональная, молекулярная, популяционная антропология; стали интенсивно развиваться ее генетические, медицинские, экологические аспекты. Это потребовало внедрения соответствующих методов исследования, существенно пополнивших методический арсенал антропологии, ранее ограничивавшийся главным образом антропометрией и биометрией. Такое расширение области интересов антропологов в значительной мере связано с достижениями в смежных естественных (в том числе биологических) и гуманитарных науках.
Как
и для биологии в целом, для
антропологии характерно взаимопроникновение
идей и методов различных
Современная
антропология — это наука о
человеке как биологическом виде:
его происхождении и
История антропологии знает немало ярких имен. Среди них крупнейшие палеоантропологии, исследователи ранних этапов становления человечества, как, например, Р. Дарт, Л. Лики, Д. Джохансон, Е. Дюбуа, Ф. Вейденрейх, Д. Блэк, Пей Вэнь-Чжун, Г. А. Бонч-Осмоловский и др.; основоположники физической антропологии — П. Брока и Р. Мартин; антрополог и философ Тейяр де Шарден; антрополог и археолог М. М. Герасимов, создавший галерею уникальных скульптурных портретов предков человека, и др. Становление антропологии в России тесно связано с деятельностью профессора Московского университета А. П. Богданова, начавшего в 60-х годах XIX в. проводить антропологические исследования, а также антрополога и географа Д. Н. Анучина — основоположника университетской антропологии. Большой вклад в развитие различных сторон отечественной антропологии внесли профессора В. В. Бунак, М. А. Гремяцкий, Г. Ф. Дебец, М. Ф. Нестурх, Я. Я. Рогинский, В. П. Алексеев и многие другие исследователи.
Естественная история человеческого рода синтезирует данные палеонтологии приматов и палеоантропологии, геологии, геотектоники и стратиграфии, палеоэкологии, первобытной археологии и этнологии, биохимии, молекулярной биологии, генетики и теории эволюции. Центральной проблемой эволюционной антропологии является антропогенез (греч. «anthropos» — человек, «genesis» — возникновение, рождение), т. е. происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества — социогенеза. В XIX в. Основополагающее значение в разработке теории антропогенеза имели общая теория эволюции, к крупнейшим достижениям которой относится симиальная (от лат. «simia»— обезьяна) гипотеза происхождения человека, подробно аргументированная и разработанная Ч. Дарвином, и концепция Ф. Энгельса о ведущей роли труда в процессе формирования человека.
Современный
этап антропогенеза характеризуется
резким увеличением объема фактической
информации, особенно касающейся его
начального периода; широким распространением
комплексных полевых исследований важнейших
местонахождений гоминоидов в Афроевразии;
внедрением объективных количественных
методов датирования находок и биомолекулярных
подходов к реконструкции филогении; установлением
сложного непрямолинейного пути эволюционного
развития, исключительно высокой изменчивости
природных популяций; разработкой предпосылок
для перехода к более прогрессивному таксономическому
мышлению. Несмотря на существующий ныне
огромный материал по эволюции человека
и его предшественников, многие ее актуальные
стороны нуждаются в дальнейшем изучении,
а некоторые важные вопросы все еще ждут
решения
Список литературы:
1.Хомутов А. Е. Антропология. Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 2004.
2. Хрисанфова Е.Н. , Перевозчиков И.В. Антропология . М., 2002.
Информация о работе Антропология как наука, ее предмет, структура и основные проблемы