Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:41, реферат
Архантроп – устаревшее название Homo erectus (от лат. «человек прямоходящий», дословно – «выпрямленный»). Архантропы – ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей. Они близки по уровню эволюционного развития и характеру культуры к человеку и представляют начальный этап процесса антропогенеза, их эволюция привела к возникновению палеоантропов. В их облике сохранялось много обезьяньих черт, но внешний вид уже представлял из себя продукт процесса эволюции. Форма социальной организации – "первобытное человеческое стадо".
До недавнего времени считалось, что Архантропы вымерли около 300 тысяч лет назад, уступив место неандертальцам.
После окончательного отделения от австралопитековых гоминины ещё долго внешне заметно отличались от современных людей, хотя биологическая эволюция с появлением рода людей отнюдь не прекратилась. Особенно быстро развивался головной мозг. Вслед за ним изменялась и форма черепа. Остальной скелет эволюционировал значительно медленнее, в основном потому, что комплексы прямохождения и трудовой кисти сложились уже гораздо раньше.
Архантропы
были людьми, практически современными
по строению скелета – рука и
нога имели уже полностью
В головном мозге прогрессивными темпами развивались лобная, теменная и височная доли, отвечающие за специфически-человеческие особенности поведения и психики. Стоит упомянуть бурное развитие зон Брока и Вернике, где у современного человека находятся центры речи. Лобная доля, отвечающая за социальность, общение, альтруистические проявления в поведении, увеличивалась у предков человека наиболее активно. Объём мозга колебался в пределах 700–1100 см3.
Первые архантропы изготовляли орудия олдувайского типа, среди которых постепенно появляются более совершенные формы. Примерно ко времени 1–1,5 млн. лет назад орудия совершенствуются настолько, что их уже относят к новой археологической культуре – ашельской. Типичным орудием ашельской культуры является ручное рубило – тяжёлое, с грубым режущим краем. Кроме каменных орудий, архантропы делали и деревянные копья, изредка находимые в торфяных болотах Европы.
Период существования
архантропов важен в том
Архантропы
умели строить примитивные
Потомки архантропов называются палеоантропами по стадиальной терминологии или "архаичными сапиенсами" по принятой в современной зарубежной антропологической литературе. В промежутке времени от 500 до 130 тысяч лет существовали промежуточные формы гоминид.
Архантропы изготовляли грубые сравнительно сложные каменные орудия типа орудий шелльской культуры, орудия поздних эректусов более совершенны и относятся к ашельской культуре. Постепенно орудия становились тоньше, изящней и симметричней, края – ровными и гладкими. Режущие края орудий несут следы разделки туш животных, обработки дерева, резания травы. Они использовали шкуры в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнём и практиковали каннибализм. Основными занятиями были охота и собирательство.
Другим проявлением культуры может оказаться одна явно неестественная особенность всех черепов Homo erectus из Чу-Ку-Тьена: основание каждого черепа продавлено, а мозг представляется сознательно изъятым. Обычно это интерпретируют как признак каннибализма, однако часть специалистов считает, что это может означать существование культа голов, т.е. некой формы религиозного поклонения, включая сохранение и почитание черепов.
По сравнению с ранними гоминидами охота у человека прямоходящего отличалась большей сложностью. Древнейшие люди охотились на животных среднего и даже крупного размера, были лучше вооружены. Охота всегда производилась группой. Стратегии охоты были разнообразными. Об этом свидетельствуют останки ископаемых животных (жертв охоты) и приемы охоты у современных племен-охотников. Некоторые исследователи проводят аналогию между охотой хищных животных и древнейших гоминид. Возможно, что в раннее ашельское время гоминиды в основном охотились на детенышей копытных, отделяя их от стада и захватывая, как это делают современные шимпанзе. Однако охота не была случайной в жизни древнейших гоминид. Они уже обладали достаточной памятью и наблюдательностью, чтобы познакомиться с повадками животных, изучить их тропы и места водопоя. Некоторые исследователи считают, что нижнепалеолитические гоминиды употребляли в пищу мясо павших животных, а также вступали в симбиоз с хищниками, поедая оставшуюся добычу. Однако они могли и отгонять хищников палками и криками.
Орудия раннего ашеля еще не были достаточно удобными для дистантной и безопасной охоты, хотя и пригодны для расчленения крупной добычи.
Антрополог Г. Кранц считал, что Архантропы применяли для поимки добычи прием "непрерывной погони". Именно так сомалийцы охотятся на антилоп. Охотник выгоняет антилоп из тенистых укрытий на солнце и гонит на протяжении часа, пока животное не упадет.
Мексиканские индейцы гонят оленей двое суток. Однако при таком способе охоты люди уходили далеко от места стоянок и не могли принести с собой много мяса.
В Африке, в Олдувайском ущелье были найдены кости ископаемых быков в окаменевшем слое ила. Возможно, использовали загонный прием охоты, при котором ловушкой служила трясина.
В холмах недалеко от Мадрида были найдены останки значительного числа слонов. Однако охота на таких крупных животных требовала совершенствования орудий, например, использования копий с наконечниками, а также большой согласованности действий и разделения ролей во время охоты.
Древнейшие гоминиды, вероятно, еще не стали специализированными охотниками, они еще оставались всеядными. Можно предположить, что собирательство так же имело место, как и половое разделение труда – мужчины охотились, женщины занимались собирательством.
Использование огня – огромное завоевание древнейшего человека. С помощью огня древнейшие люди могли защищать стоянки от холода, обрабатывать пищу. Все находки очагов со следами огня были сделаны в среднем плейстоцене . Так, у питекантропов следы огня не найдены, а синантропы уже умели сохранять и использовать огонь. Вполне возможно, что освоение огня происходило случайно в экстремальных ситуациях, например, когда молния ударяла в сухое дерево. Когда огонь угасал, люди еще не могли его сохранить и тем более добывать. Расселение Homo erectus на значительную территорию из тропической зоны было бы невозможным без использования огня. Огонь отпугивал хищников. Мясо, приготовленное на огне, легче усваивалось, уменьшало опасность кишечных инфекций, да и вкусовые его качества были лучше. Вполне возможно, что приготовление пищи на огне также стало следствием случая – кусок добытого мяса мог свалиться в огонь. Таким образом, огонь первоначально использовали для согревания, а уже вторично для приготовления пищи. В огне можно было и обуглить орудия, концы их становились прочнее и острее. В Чжоукоудяне найдены кончики обугленных рогов. Вероятно, уже много позже Архантропы научились высекать огонь обивкой камня о камень. В пещере Чжоу-Гоу-Тьен, где найдены останки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы огня: угли, пепел, обгоревшие камни. Очевидно, первые очаги горели более 500 тыс. лет назад. Жареную пищу легче жевать, а это не могло не отразиться на внешнем виде людей: исчезло давление отбора, направленное на поддержание мощного челюстного аппарата. Постепенно зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед, массивная костная структура, требовавшаяся для прикрепления мощных жевательных мышц, перестала быть необходимой. Лицо человека постепенно приобретало современные черты.
Огонь не только во много раз расширил источники питания, но и дал человечеству постоянную и надежную защиту от холода и от диких зверей. С появлением огня и очага возникло совершенно новое явление – пространство, строго предназначенное для людей. Собираясь у костра, несущего тепло и безопасность, люди могли изготовлять орудия труда, есть и спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение "дома", места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты. Огонь сделал человека независимым от климата, позволил расселиться по поверхности Земли, сыграл важнейшую роль в совершенствовании орудий труда. Несмотря на широкое использование огня, Архантропы очень долго не могли научиться добывать его, а может быть, до конца своего существования так и не постигли этого секрета. "Огненные камни", например кремний и железный колчедан, среди культурных останков человека прямоходящего не найдены.
На этом этапе эволюции человека под контролем естественного отбора продолжают еще находиться многие физические особенности древнейших людей, связанные в первую очередь с развитием мозга и совершенствованием прямохождения. Однако наряду с биологическими факторами эволюции начинают зарождаться новые, социальные закономерности, которые со временем станут главнейшими в существовании человеческого общества.
Существует
целый ряд
Следует отметить, что эти повреждения не были связаны с агрессией. Хотя и существовали версии о кровопролитных боях за самок между самцами древнейших гоминид. Такие предположения основывались на наблюдениях С. Цукермана за поведением обезьян ( павианов гамадрилов ) в зоопарках, причем состав групп был аномальным.
В небольших сообществах Homo erectus частые агрессивные столкновения были маловероятны. Уже у человекообразных обезьян в сообществах существует целый комплекс буферных механизмов агрессии. Вероятно, у гоминид эволюция шла по пути социализации, связанной с изготовлением орудий и совместной охотой.
В заключение можно добавить, что Архантропы сыграли немаловажную роль в истории эволюции гоминид. Именно они открыли пользу в применении огня, положили начало зарождению речи, усложнили процесс охоты, тем самым не дав умереть своему роду. Архантропы одомашнили места своих стоянок, и первые проявили чувства, положившие начало современной эмпатии и заботе. Являясь продуктом эволюции Homo habilis и взаимодействия их с природой, Homo erectus стали неотъемлемым звеном антропогенеза. В мире современной науки их останки являются уникальными объектами изучения.