Блочно-модульная технология обучения биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 23:23, лекция

Описание работы

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. По Т.И. Шамовой, модуль − это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Таким образом, модуль является средством модульного обучения, так как в него входят: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Чем модульное обучение отличается от других технологий обучения?

Файлы: 1 файл

2_modul.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Основная цель современного школьного образования состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо изменить отношение в системе «ученик – учитель» таким образом, чтобы у учащегося возникала потребность учиться самому, а учитель осуществлял бы управление его учением (мотивировал, организовывал, координировал, консультировал, контролировал и т.п.). Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой технологии обучения, которая обеспечивает учащимся развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение базируется на позициях деятельностного, активного, гибкого подхода к построению образовательного процесса.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. По Т.И. Шамовой, модуль − это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Таким образом, модуль является средством модульного обучения, так как в него входят: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Чем модульное обучение отличается от других технологий обучения?

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя рекомендации в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и учащихся. Оно осуществляется через личное паритетное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу.

В-третьих, ученик работает самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает ему возможность осознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

В-четвертых, наличие модулей на печатной основе позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

 

Блочно-модульная технология обучения биологии.

Дальнейшее развитие блочной методики, в которой используются идеи программирования, является блочно-модульное обучение.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с небольшой помощью) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.

Модуль – это функциональный узел, в котором объединены: целевой план действий, учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием (методическое руководство по достижению дидактических целей). Модуль – это программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.

Этапы по разработке блочно-модульной программы:

  1. Выделение основных идей курса.
  2. Структурирование учебного материала вокруг этих идей в определенные логически завершенные блоки. К каждому блоку формируется комплексная дидактическая цель.
  3. В каждом блоке формируется один или несколько модулей. Проработка каждого модуля может быть рассчитана на одиночные или сдвоенные уроки. Модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель.
  4. Внутри каждого модуля выделяют несколько учебных элементов (УЭ), которые могут соответствовать этапам урока. Каждому учебному элементу соответствует частная дидактическая цель. Каждый учебный элемент – это шаг к достижению интегрирующей цели урока.

В структуру модуля входит:

  • Познавательная задача (цель изучения модуля);
  • Биологическое содержание, отобранное в соответствии с целью;
  • Методические указания о деятельности, которую надо осуществить, чтобы добиться успеха;
  • Информация об имеющихся средствах обучения, которыми следует воспользоваться (параграф учебника, опыты, компьютерные программы, решение задач).
  • Можно включить в модуль обобщающий элемент, содержащий выводы;
  • Усиленный контроль в любой форме (часто тесты);
  • Домашнее задание зависит от набранных баллов учеником.

Учебные элементы в модуле делятся на:

УЭ – 0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения; УЭ – 1 – входной контроль по выявлению исходных знаний по теме; УЭ – предпоследний – выходной контроль знаний; УЭ – последний – подведение итогов занятия – резюме (оценка достижения цели, выбор уровня домашнего задания).

Для учеников модуль может быть представлен в виде таблицы:

 

Номер учебного элемента (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала


 

При переходе на блочно-модульное обучение надо учитывать как готовность учеников самостоятельно работать, так и готовность учителя подготовить соответствующий уровень заданий. Надо учитывать, что работа по модулям требует тиражирования их для каждого ученика класса.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно (обычно начинают с проведения отдельных модулей уроков).

Принципиально меняется положение учителя и его роль в учебном процессе: он осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью школьников и консультирование.

 

 


Информация о работе Блочно-модульная технология обучения биологии