Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:00, реферат
Социальное пространство – не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Это объясняет то, что нам так трудно осмысливать его именно как физическое. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство не может мыслиться в таком своем качестве иначе, как через абстракцию (физическая география), т. е. игнорируя решительным образом все, чему оно обязано, являясь обитаемым и присвоенным.
Таким образом, нужно начинать
с определения четкого различия
между физическим и социальным пространствами,
чтобы затем задаться вопросом, как
и в чем локализация в
Социальное пространство – не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Это объясняет то, что нам так трудно осмысливать его именно как физическое. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным. Физическое пространство не может мыслиться в таком своем качестве иначе, как через абстракцию (физическая география), т. е. игнорируя решительным образом все, чему оно обязано, являясь обитаемым и присвоенным. Иначе говоря, физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии (как например, кабильский дом или план города), объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений.
Социальное пространство – абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала, и может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях (то что в «Различении»2 обозначалось как общий объем и структура капитала). Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически (как тела, привязанные к по стоянному месту: закрепленное место жительства или главное место обитания) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг (в зависимости от имеющегося у них капитала а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ, которая сама в свою очередь зависит от их капитала). Такое двойное распределение в пространстве агентов как биологических индивидов и благ определяет дифференцированную ценность различных областей реализованного социального пространства.
Распределения в физическом
пространстве благ и услуг, соответствующих
различным полям, или, если угодно, различным
объективированным физически
Пространство, точнее, места
и площади овеществленного
Способность господствовать
в присвоенном пространстве, главным
образом за счет присвоения (материально
или символически) дефицитных благ,
которые в нем распределяются,
зависит от наличного капитала. Капитал
позволяет держать на расстоянии
нежелательных людей и предметы
и в то же время сближаться с
желательными людьми и предметами,
минимизируя таким образом
Возможности доступа или
присвоения, как мы уже видели, определяются
через отношение между
Эта борьба может принимать индивидуальные формы: пространственная мобильность, внутри- и межпоколенная – перемещения в обоих направления например, между центром (столицей) и провинции или между последовательными адресами внутри иерархизированного пространства столицы – являет собой хороший показатель успеха или поражения, полученного в этой борьбе, и более широко, всей социальной траектории (при условии понимания, что агенты разного возраста и с разной социальной траекторией, так же как, например, молодые управляющие кадры высшего звена и пожилые кадры среднего звена могу временно сосуществовать на одних и тех же постах, равным образом они могут оказаться, тоже совершенно временно, соседями по месту жительства).
Борьба за пространство может
осуществляться на коллективном уровне,
в частности, через политическую
борьбу, которая разворачивается, начиная
с государственного уровня – политика
жилья, и до муниципального уровня,
а именно посредством строительств;
и предоставления общественного
жилья или через вы бор коммунального
оснащения. Борьба может идти исходя
из целей конструирования
Пространственные прибыли могут принимать форму прибылей локализации, которые в свою очередь могут быть подвергнуты рассмотрению в двух классах. Во-первых, рента от ситуации, которая связывается с фактом нахождения рядом с дефицитными или желательными вещами (благами или услугами, такими как образовательное, культурное или санитарное оснащение) и с агентами (определенное соседство, приносящее выгоды от спокойной обстановки, безопасности и др.) или вдали от нежелательных вещей или агентов. Во-вторых, прибыли позиции или ранга (как те, что обеспечиваются престижным адресом) – частный случай символических прибылей от отличия, которые связываются с монопольным владением отличающей собственностью. (Физические расстояния, которые можно измерить пространственными мерками или, лучше, временными мерками, по длительности времени, необходимого для перемещения в зависимости от доступности средств общественного или частного транспорта, иначе говоря, власть, которую капитал в его различных видах дает над пространством, есть также власть над временем.) Они могут затем принимать форму прибылей от оккупации пространства (или от габаритов), т. е. от обладания физическим пространством (обширные парки, большие квартиры и т. п.), которые могут стать способом сохранения разного рода дистанции от нежелательного вторжения (это «радующие взор виды» английской усадьбы, которые, как отмечал Раймонд Вильямс в «Town and Country», превращают сельскую местность и ее крестьян в пейзаж для ублажения владельца, а «нефотогеничные ракурсы» – в рекламу по недвижимости). Одно из преимуществ, которое дает власть над пространством – возможность установить дистанцию (физическую) от вещей и людей, стесняющих или дискредитирующих, в частности, через навязывание столкновений, переживаемых как скученность, как социально неприемлемая манера жить или быть, или даже через захват воспринимаемого пространства – визуального или аудио – представления ми или шумами, которые, в силу их социальной обозначенности и негативного оценивания, неизбежно воспринимаются как вмешательство или даже агрессия.
Место обитания, как социально
квалифицированное физическое место,
предоставляет усредненные
Короче говоря, габитус (habitus) формирует место обитания (habitat) посредством более или менее адекватного социального употребления этого места обитания, которое он [габитус] побуждает из него делать. Мы подходим, таким образом, к тому, чтобы поставить под сомнение веру в то, что пространственное сближение или, более точно, сожительство сильно удаленных в социальном пространстве агентов, может само по себе иметь результатом социальное сближение, или если угодно – распад: в самом деле, ничто так не далеко друг от друга и так не невыносимо, как социально далекие друг другу люди, которые оказались рядом в физическом пространстве. И нужно еще задаться вопросом об игнорировании (активном или пассивном) социальной структуры пространства обитания и ментальных структур его предполагаемых обитателей, которое направляет стольких архитекторов поступать так, как если бы они были в силах навязать социальное употребление здания и оснащения, на которые они проецируют собственные ментальные структуры, иначе говоря, те социальные структуры, продуктом которых являются их ментальные структуры.
Можно привести частный пример
семей, которые ощущают себя или
являются на самом деле «не на месте»
в предоставленном им пространстве
согласно парадигме, по которой подвергаешься
опасности всякий раз, когда проникаешь
в пространство, не выполняя всех условий,
которые пространство негласно предъявляет
своим обитателям. Этим условием может
быть обладание определенным культурным
капиталом – истинной платой за
вход, которая может
Помимо экономического и
культурного капиталов, некоторые
пространства, в частности, наиболее
замкнутые, наиболее «избранные», требуют
также и социального капитала.
Они могут обеспечить себе социальный
и символический капиталы лишь с
помощью «эффекта клуба», который
вытекает из устойчивого объединения
в недрах одного и того же пространства
(шикарные кварталы или великолепные
особняки) людей и вещей, похожих
друг на друга тем, что их отличает
от огромного множества других, что
у них есть общего, не являющегося
общим. Эффект клуба действует в
той мере, в какой эти люди исключают
по праву (с помощью более или
менее афишированной формы nume
Эффект гетто есть полная
противоположность эффекту
Среди всех свойств, которые предполагает легитимное занятие определенного места, имеются такие, и они не являются наименее определяющими, которые приобретаются лишь при длительном занятии этого места и при продолжительном посещении его законных обитателей: очевидно, это случай социального капитала связей (в особенности, таких привилегированных, как дружба с детства или с юношеских лет) или всех тех наиболее тонких аспектов культурного и лингвистического капитала, как манера держаться, акцент и т. п. Существует масса черт, которые придают особую весомость месту рождения.
Чтобы показать, каким образом
власть и, в частности, власть над
пространством, которую дает обладание
различными видами капитала, обратно
переводится в присвоенное
Информация о работе Физическое пространство и социальное пространство