Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:48, реферат
Работая над этой к.р. я старался наиболее полно раскрыть темы моего варианта,
но при поиске и обработке найденной литературы выяснилось что – невозможно
достаточно полно изложить конкретный вопрос не изучая сопутствующие темы .
Поэтому если в процессе поиска литературы мне попадались темы
перекликающиеся с вопросами из других вариантов я старался не оставлять их в
стороне . В первой части описываются процессы происходящие при дыхании живых
организмов, значение дыхания и химизм этого процесса т.е. в основном
справочные данные. Вторая часть развернута более глубоко т.к. проблема
загрязнения окружающей среды практически во всех странах мира стоит на первом
месте. При выборе темы к.р. у меня было 2 варианта на выбор - первый и
одиннадцатый поэтому в процессе работы над литературой и написания черновиков
я собирал данные по обоим вариантам .
1. Вступление..................................................................2
2. Дыхание живых организмов ...................................................3
2.1. Что такое дыхание........................................................4
2.2. Дыхание клетки............................................................5
2.3. Дыхание различных организмов..............................................6
3. Значение дыхания и химизм процесса .........................................8
3.1. Значение дыхания .........................................................9
3.2. Химизм процесса в клетке ................................................10
3.2. Химизм процесса в клетке ................................................10
4. Охрана воды воздуха и почв.................................................11
4.1. Что и от чего надо охранять .............................................2
4.2. Источники загрязнений.....................................................3
4.3. ..........................................................................4
4.4. Загрязнение природных вод.................................................5
4.5. Загрязнение мирового океана...............................................6
4.6. Загрязнение почвы.........................................................7
4.7. Радиация .................................................................8
5. Общие мероприятия по предотвращению загрязнений............................20
5.1. .........................................................................21
5.2.
.............................................................................
.............................................................................
...................................
6. Использование достижений биологических наук в практической
деятельности человека 3
6.1. Введение.................................................................21
6.2. Биология разных
направлений..................................................................
................................................
6. Заключение..................................................................4
7. Список литературы:..........................................................5
Содержание
1. Вступление....................
2. Дыхание живых организмов ..............................
2.1. Что такое дыхание.............
2.2. Дыхание клетки................
2.3. Дыхание различных организмов..
3. Значение дыхания и химизм
процесса ..............................
3.1. Значение дыхания .............
3.2. Химизм процесса в клетке
..............................
3.2. Химизм процесса в клетке
..............................
4. Охрана воды воздуха и почв....
4.1. Что и от чего надо охранять
..............................
4.2. Источники загрязнений.........
4.3. ..............................
4.4. Загрязнение природных вод.....
4.5. Загрязнение мирового океана...
4.6. Загрязнение почвы.............
4.7. Радиация ..............................
5. Общие мероприятия по
5.1. ..............................
5.2.
..............................
..............................
..............................
6. Использование достижений
деятельности человека 3
6.1. Введение......................
6.2. Биология разных
направлений...................
..............................
6. Заключение....................
7. Список литературы:............
1.Вступление
Работая над этой к.р. я старался наиболее полно раскрыть темы моего варианта,
но при поиске и обработке найденной литературы выяснилось что – невозможно
достаточно полно изложить конкретный вопрос не изучая сопутствующие темы .
Поэтому если в процессе поиска литературы мне попадались темы
перекликающиеся с вопросами из других вариантов я старался не оставлять их в
стороне . В первой части описываются процессы происходящие при дыхании живых
организмов, значение дыхания и химизм этого процесса т.е. в основном
справочные данные. Вторая часть развернута более глубоко т.к. проблема
загрязнения окружающей среды практически во всех странах мира стоит на первом
месте. При выборе темы к.р. у меня было 2 варианта на выбор - первый и
одиннадцатый поэтому в
я собирал данные по обоим вариантам . На первый вопрос первого варианта
набралось достаточно много материала, я включил его третьей частью моего
реферата .
2. Дыхание живых организмов .
Первоначально люди называли дыханием просто вдыхание и выдыхание воздуха.
Долгое время считали даже, что человек никак не изменяет состав воздуха при
дыхании, и вообще вдыхает воздух, только чтобы охладить «перегретые» лёгкие.
Чтобы опровергнуть эту точку зрения, английский натуралист Роберт Гук провёл
любопытный опыт : предлагал членам Королевского общества дышать воздухом из
герметичного пакета, снова и снова вдыхая использованный воздух. Несмотря
на свою убеждённость в исключительно «охлаждающей» роли дыхания, почтенные
академики вскоре прекращали опыт, жалуясь на «недостаток воздуха».
Позднее стало известно, что для дыхания живым организмам необходим
содержащийся в воздухе
Чтобы в организме шли процессы «медленного горения» (или, точнее, окисления)
и выделялась энергия, необходимая для жизни.
Дыхание происходит в клетках. Поэтому самый простой тип дыхания — клеточный.
Его мы встречаем у простейших водных организмов, например, у инфузории
туфельки и амёбы. Растворённый в воде кислород они впитывают прямо из воды, и
туда же выводится углекислый газ. Очень сходно, «напрямую» осуществляется
дыхание и у некоторых многоклеточных, например, у кишечнополостных (медуз,
гидры, полипов) и плоских червей.
У более сложных форм клетки, находящиеся далеко от воды, начинают
«задыхаться». Появляется непрямое дыхание — дыхание через особые органы.
Такие органы должны всегда оставаться влажными, чтобы впитывать кислород: у
разных животных это жабры, лёгкие, трахеи.
Водные и наземные животные столкнулись с различными проблемами при дыхании.
В воздухе кислорода довольно много — 21%. Зато необходимо постоянно
поддерживать влажной дыхательную поверхность.
В воде дыхательная поверхность пересохнуть не может, зато растворённого
кислорода здесь содержится примерно в 40 раз меньше, чем в воздухе.
Поэтому, чтобы не погибнуть от удушья, например, живущие на дне морские
черви должны непрерывно волнообразно покачиваться. Тогда их тела постоянно
омывает свежая вода. У акул жабры извлекают из воды в полтора раза меньше
кислорода, чем у костных рыб, и потому они тоже должны, чтобы не
задохнуться, постоянно быть в движении.
У сухопутных животных, избравших для себя кожный тип дыхания (например, у
безлёгочных саламандр, в значительной степени — у других земноводных и у
дождевых червей), кожа, постоянно выделяет слизь и влагу. «Иногда, когда
дождевой червь пытается переползти через каменистый участок или
асфальтированную дорожку в сухую солнечную погоду, — пишут биологи
К. Вилли и В. Детье, — его органы, выделяющие слизь, оказываются не в
состоянии восполнить потерю влаги в результате испарения; кожа становится
сухой, червь задыхается и погибает».
Кстати, и человек дышит не только лёгкими, но и кожей, хотя кожное дыхание
незначительно (1—2% общего объёма дыхания). У некоторых млекопитающих,
например, лошади, кожное дыхание имеет большее значение и его доля может
возрастать до 8%. Хотя перейти полностью на кожный тип дыхания, как это могут
делать земноводные, звери, конечно, неспособны. У насекомых тело покрыто
хитиновым панцирем, и кожное дыхание для них невозможно. Дышат они
совершенно особым способом — трахейным. Трахеи насекомых это сеть
тончайших разветвленных трубочек, пронизывающих всё их тело. Почти в каждом
сегменте тела у насекомых есть пара дыхалец — отверстий, ведущих в систему
трахей. Крупные насекомые, двигая мускулами брюшка активно вентилируют свои
трахеи. Всё-таки трахейный тип дыхания — не самый совершенный, и чем больше
насекомое, тем труднее воздуху поступать в глубину его тела. Это одна из
причин, почему размеры насекомых имеют жестко заданный «потолок». Большинство
водных животных избрали жаберный тип дыхания. Жабры — это особые разветвленные
выросты тела — наружные (как, скажем, у аксолотлей) или внутренние (как у
костных рыб или многих ракообразных). Чтобы не задохнуться, таким животным
приходится постоянно омывать их свежей водой. Рыбы делают это так: набирают
воду в рот, а затем, закрыв рот, выталкивают её через жаберные щели. Жабры
густо пронизаны кровеносными сосудами: кровь разносит кислород по всему телу.
Между прочим, человек тоже может дышать не только воздухом, но и жидкостью. В
опытах млекопитающие без вреда для себя часами дышали жидким
перфторуглеродом. Годится для дыхания и вода — было бы в ней достаточно
кислорода . Следует отметить, что
жабры рыб оказываются
органом дыхания на суше: они быстро слипаются и их общая площадь уменьшается
настолько, что рыбе, несмотря на избыток кислорода в атмосфере, начинает его
не хватать.
Наземные позвоночные
оригинально решили уже упомянутую проблему поддержания дыхательной
поверхности влажной. Просто разместили её внутри своего тела! В ряду от
двоякодышащих рыб и земноводных вплоть до млекопитающих внутренняя
поверхность лёгких непрерывно растет. Первоначальный простой «мешок»
дробится на тысячи обособленных мешочков (альвеол). В результате у человека
общая внутренняя поверхность лёгких возрастает до 100 кв. м.
Особого упоминания заслуживает дыхательная система птиц. Не удивительно ли,
что, часто взмахивая крыльями в полёте, птица не проявляет никаких признаков
«одышки», не задыхается? Оказывается, в её теле помимо лёгких есть ещё
особые воздушные мешки. Они не только облегчают общий вес птицы. В момент
выдоха воздух из этих мешков поступает в лёгкие. Таким образом птицы дышат и
на вдохе, и на выдохе.
3. Значение дыхания и химизм процесса
4. Что и от чего надо охранять .
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающей его
природой. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное
вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого
вмешательства, оно стало выражать разнообразные проявления и сейчас
грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невосполнимых
видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики,
так на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше
вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой
существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается
нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько
наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую
ситуацию на планете. Наиболее масштабным и значительным является
химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической
природы. Среди них - аэрозольные и газообразные загрязнители промышленно-
бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в
атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную
тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Все
загрязняющие атмосферный
оказывают отрицательное влияние на здоровье человека.
Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана
нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности. Нефтяное
загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо- и
водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение
химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность,
ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым
можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы,
происходящие в биосфере.
1. Источники загрязнений.
Сейчас есть колосальное количество источников загрязнений окружающей среды.
Рассмотрим некоторые из них :
1) Промышленность – загрязнение атмосферы и сточных вод .
Это - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух
сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной
металлургии, которые выбрасывают в воздух оксилы азота, сероводород,
хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и
мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в
результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы
транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.
Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно
в атмосферу, и вторичные, являющиеся
результатом превращения
Так, поступающий в атмосферу сернистый газ окисля-
ется до серного ангидрида,
который взаимодействует с
образует капельки серной кислоты. При взаимодействии серного ангидрида с
аммиаком образуются кристаллы сульфата аммония. Подобным образом, в
результате химических, фотохимических, физико-химических реакций между
загрязняющими вещест вами и компонентами атмосферы, образуются другие
вторичные признаки. Основным источником пирогенного загрязнения на пла-
нете являются тепловые электростанции, металлургические и химические
предприятия, котельные установки, потребляющие более 170% ежегодно
добываемого твердого и жидкого топлива. Основными вредными примесями
пирогенного происхождения являются следующие:
_ а) Оксид углерода . 0. Получается
при неполном сгорании
веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с
выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа
поступает в атмосферу не менее 1250 млн.т. Оксид углерода является
соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы и
способствует повышению
та.
_ б) Сернистый ангидрид. . Выделяется
в процессе сгорания
Информация о работе Использование достижений биологических наук в практической деятельности человека