Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 22:11, доклад
Лабораторные и практические занятия – одно из эффективных форм организации учебного процесса, обеспечивающие наибольшую самостоятельность учащихся, позволяющая задействовать одновременно зрительное и кожно-мышечное восприятие.
Эффективность лабораторного занятия обусловлена также тем, что при его проведении ставятся опыты, ведутся наблюдения, выполняются различные операции с объектом исследования.
Использование 
лабораторных и практических работ 
при изучении общей биологии. 
Е.Ю.Бондаренко
Учитель биологии высшей категории МОУ СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных
предметов г.о. Самара имени сестер Харитоновых
Выступление на городской научно-практической конференции 2006г.
Лабораторные и практические занятия – одно из эффективных форм организации учебного процесса, обеспечивающие наибольшую самостоятельность учащихся, позволяющая задействовать одновременно зрительное и кожно-мышечное восприятие.
Эффективность лабораторного занятия обусловлена также тем, что при его проведении ставятся опыты, ведутся наблюдения, выполняются различные операции с объектом исследования.
Для этого учителем были составлены «Лабораторные и практические работы по общей биологии» в соответствии с программой по курсу биологии.
Данное пособие включает следующие разделы:
Введение в практикум
В этом разделе учащиеся более подробно знакомятся со строением световых микроскопов, знакомятся с правилами работы с микроскопами и техникой приготовления временного препарата и правилами оформления лабораторных работ.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ТЕМА: МЕТОДИКА. ПРИГОТОВЛЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРЕПАРАТА
ЦЕЛЬ" НАУЧИТЬСЯ ГОТОВИТЪ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ОБОРУДОВАНИЕ; МИКРОСКОПЫ, ПРЕПАРОВАНИЕ ИГЛЫ. ПРЕДМЕТНЫЕ ПИПЕТКИ ПОКРОВНЫЕ СТЕКЛА, ЛАБОРАТОРНЫЕ СТАКАНЫ С ВОДОЙ
АЛГОРИТМ РАБОТЫ.
1. Возьмите предметное стекло, держа его за боковые грани, и положите на стол
РАБОТА № 1
ПЕРЕКРЕСТ ВОЛОС ПОД МИКРОСКОПОМ
АЛГОРИТМ РАБОТЫ № 1
II. Биология клетки
Здесь представлены лабораторные и практические работы по изучению особенностей строения эукариотической и прокариотической клетки. Изучаются органоиды и основные процессы жизнедеятельности.
Практическая работа № 1
Тема: Эукариотическая клетка.
Цель: 1. изучить строение основных структурных компонентов эукариотической клетки (плазматическая мембрана и ядро).
          
2. изучить строение основных 
Алгоритм работы.
Работа №1.
«Строение клеточной мембраны».
клеточной мембраны» в альбом
и обозначить все составляющие ее части.
III. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Рассматриваются различные формы размножения организмов:
Лабораторная работа № 6
ТЕМА: ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты: «сперматозоиды млекопитающего», яйцеклетка млекопитающего, таблицы «строение извитого семенного канальца млекопитающего», «строение яичника млекопитающего».
Работа №1. Половые железы млекопитающего. Строение
сперматозоидов
Алгоритм работы.
неодинаковое строение.
Рассматриваются различные формы размножения организмов:
Рассматриваются различные формы размножения организмов:
IV. Изменчивость
Тема. Модификационная изменчивость.
Цель. Овладеть биометрическими методами оценки степени и характера изменчивости.
Оборудование. Миллиметровая бумага; цифровые показатель изменчивости признака; сантиметр; линейка; гербарий листьев с одного дерева.
Работа № 1. Построение вариационного ряда
Работа выполняется группой учащихся (4–5 человек). Каждая группа использует в качестве учебного материала разные показатели: объем грудной клетки; масса тела; длина початков кукурузы (таблица 4).
Алгоритм работы
 
Таблица 4
Цифровые показатели модификационной изменчивости.
| Масса тела, в кг | Объем груди, в см | Длина початков кукурузы, см | |||||||||||
| 54 | 70 | 66 | 48 | 90,0 | 97,5 | 87,5 | 90,0 | 14 | 10 | 13 | 13 | ||
| 62 | 56 | 54 | 47 | 82,5 | 92,5 | 100,0 | 90,0 | 9 | 11 | 10 | 12 | ||
| 65 | 53 | 64 | 52 | 97,5 | 90,0 | 97,5 | 90,0 | 10 | 12 | 17 | 10 | ||
| 51 | 50 | 51 | 58 | 87,5 | 100,0 | 85,0 | 90,0 | 13 | 15 | 12 | 11 | ||
| 50 | 56 | 52 | 54 | 92,5 | 82,5 | 85,0 | 92,5 | 16 | 9 | 12 | 14 | ||
| 56 | 54 | 62 | 63 | 90,0 | 82,5 | 90,0 | 90,0 | 18 | 17 | 9 | 18 | ||
| 62 | 50 | 57 | 61 | 95,0 | 82,5 | 92,5 | 90,0 | 9 | 10 | 16 | 8 | ||
| 60 | 59 | 52 | 52 | 82,0 | 82,5 | 95,0 | 97,5 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
| 62 | 55 | 69 | 49 | 70,0 | 80,0 | 87,5 | 87,5 | 8 | 8 | 13 | 12 | ||
| 57 | 49 | 54 | 60 | 82,5 | 80,0 | 85,0 | 82,5 | 8 | 13 | 11 | 13 | ||
| 62 | 60 | 48 | 52 | 97,5 | 92,5 | 87,5 | 97,5 | 13 | 12 | 12 | 10 | ||
| 64 | 64 | 51 | 51 | 87,5 | 87,5 | 82,5 | 95,0 | 15 | 12 | 14 | 11 | ||
| 58 | 56 | 64 | 62 | 92,5 | 95,0 | 87,5 | 95,0 | 17 | 19 | 18 | 18 | ||
| 49 | 53 | 56 | 53 | 90,0 | 80,0 | 92,5 | 97,5 | 20 | 10 | 11 | 9 | ||
| 46 | 61 | 66 | 44 | 95,0 | 100,0 | 80,0 | 85,0 | 12 | 11 | 13 | 11 | ||
| 58 | 54 | 56 | 68 | 82,5 | 87,5 | 87,5 | 87,5 | 9 | 12 | 12 | 14 | ||
| 50 | 56 | 48 | 54 | 85,0 | 90,0 | 90,0 | 92,5 | 21 | 18 | 15 | 12 | ||
| 58 | 50 | 60 | 56 | 87,5 | 85,0 | 85,0 | 87,5 | 10 | 12 | 7 | 15 | ||
| 52 | 57 | 42 | 58 | 85,0 | 102,5 | 90,0 | 92,5 | 15 | 14 | 11 | 10 | ||
| 50 | 58 | 51 | 48 | 92,5 | 87,5 | 87,5 | 82,5 | 17 | 20 | 14 | 12 | ||
| 54 | 49 | 56 | 49 | 97,5 | 90,0 | 95,0 | 97,5 | 12 | 17 | 10 | 13 | ||
| 52 | 56 | 53 | 48 | 80,0 | 85,0 | 87,5 | 92,5 | 14 | 11 | 15 | 16 | ||
| 69 | 53 | 65 | 56 | 92,5 | 95,0 | 95,0 | 87,5 | 9 | 12 | 10 | 10 | ||
| 52 | 64 | 64 | 56 | 92,5 | 87,5 | 92,5 | 85,0 | 14 | 10 | 11 | 11 | ||
| 50 | 53 | 51 | 54 | 95,0 | 85,0 | 92,5 | 85,0 | 13 | 16 | 13 | 14 | ||
(100 единиц наблюдения)
Тест
Вариант I
1. Какие виды изменчивости существует в природе:
а) модификационная;
б) комбинативная;
в) мутационная;
г) фенотипическая?
2. Что называется вариационным рядом:
а) совокупность величин, 
расположенных в порядке нараст
б) совокупность величин, расположенных в порядке убывания;
в) совокупность бессистемно расположенных величин;
г) совокупность величин, 
расположенных сначала в порядк
3. Что 
определяет пределы 
а) влияние среды;
б) влияние генотипа;
в) влияние генотипа и среды одновременно;
г) влияние исторического развития (фиалогинеза) вида?
4. Какой 
вид изменчивости является 
а) модификационная;
б) комбинативная;
в) мутационная;
г) фенотипическая?
5. Что такое фенотип:
а) совокупность генов организма;
б) совокупность признаков;
в) совокупность хромосом
г) совокупность кодонов?
Вариант II
1. Что такое генотип:
а) совокупность генов организма;
б) совокупность признаков;
в) совокупность хромосом;
г) совокупность кодонов?
2. Что такое норма реакции:
а) пределы модфикационной изменчивости данного признака у данного индивидуума;
б) степень экспрессивности гена;
в) вариабельность признака;
г) диапазон изменчивости признака?
3. Что определяет норму реакции:
а) влияние среды;
б) влияние генотипа;
в) влияние генотипа и среды одновременно;
г) влияние исторического развития (филогенеза) вида?
4. Что такое вариабельность признака:
а) неодинаковая степень проявления признака у разных особей одного вида;
б) изменения признака в процессе онтогенеза данного индивидуума;
в) разная степень проявления разных признаков;
г) степень проявления разных признаков?
5. Какое значение имеет изменчивость для процесса эволюции:
а) увеличивает многообразие живых форм;
б) создает материал для естественного отбора;
в) обеспечивает приспособленность организма;
г) обеспечивает смену форм?
Информация о работе Использование лабораторных и практических работ при изучении биологии