Использование лабораторных и практических работ при изучении биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 22:11, доклад

Описание работы

Лабораторные и практические занятия – одно из эффективных форм организации учебного процесса, обеспечивающие наибольшую самостоятельность учащихся, позволяющая задействовать одновременно зрительное и кожно-мышечное восприятие.
Эффективность лабораторного занятия обусловлена также тем, что при его проведении ставятся опыты, ведутся наблюдения, выполняются различные операции с объектом исследования.

Файлы: 1 файл

Использование лабораторных и прак. работ-печатьc.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Использование лабораторных и практических работ 
при изучении общей биологии.

Е.Ю.Бондаренко

Учитель биологии высшей категории  МОУ СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных

предметов г.о. Самара имени сестер Харитоновых

 

Выступление на городской научно-практической конференции 2006г.

 

Лабораторные и практические занятия – одно из эффективных  форм организации учебного процесса, обеспечивающие наибольшую самостоятельность  учащихся, позволяющая задействовать  одновременно зрительное и кожно-мышечное восприятие.

 

Эффективность лабораторного  занятия обусловлена также тем, что при его проведении ставятся опыты, ведутся наблюдения, выполняются  различные операции с объектом исследования.

  • Исследовательское направление можно придать обучению, если проводить занятия до изложения учителем нового материала с целью накопления в памяти учащихся представлений, фактов, необходимых для подведения школьников к самостоятельному обобщению.

 

  • В ходе выполнения лабораторной работы большое внимание уделяется их оформлению. Для этой цели учащиеся медико-биологических классов, кроме рабочей тетради, должны иметь альбомы.
  • Особенно важно проведение лабораторных работ при изучении цитологии. Так как данный раздел биологии достаточно сложно усваивается учащимися.

 

 

Для этого  учителем были составлены «Лабораторные и практические работы по общей биологии» в соответствии с программой по курсу биологии.

Данное пособие включает следующие разделы:

 Введение  в практикум

В этом разделе учащиеся более подробно знакомятся со строением  световых микроскопов, знакомятся с правилами работы с микроскопами и техникой приготовления временного препарата и правилами оформления лабораторных работ.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ТЕМА: МЕТОДИКА. ПРИГОТОВЛЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРЕПАРАТА

ЦЕЛЬ" НАУЧИТЬСЯ   ГОТОВИТЪ ВРЕМЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ОБОРУДОВАНИЕ; МИКРОСКОПЫ, ПРЕПАРОВАНИЕ ИГЛЫ. ПРЕДМЕТНЫЕ ПИПЕТКИ ПОКРОВНЫЕ СТЕКЛА, ЛАБОРАТОРНЫЕ СТАКАНЫ С ВОДОЙ

АЛГОРИТМ РАБОТЫ.

          1. Возьмите предметное стекло, держа его за боковые грани, и положите на стол

  • Поместите в центр стекла объект
  • Затем пипеткой нанесите на объект одну кашпо воды
  • После этого возьмите покровное стекло обязательно за боковые грани, 
    иначе оставите отпечатки пальцев на поверхности и положите его сверху на 
    предметное стекло
  • Рассмотрите готовый препарат под микроскопом
  • Сделайте четкий рисунок препарата     

РАБОТА № 1

ПЕРЕКРЕСТ ВОЛОС ПОД МИКРОСКОПОМ

АЛГОРИТМ РАБОТЫ № 1

  • 1.Отрежьте ножницами часть волоса длиной примерно 3 см., разрежьте 
    пополам и положите на предметное стекло, сделав перекрест.
  • 2. Капните пипеткой одну каплю воды. 
    3 Накройте покровным стеклом.
  • 4. Рассмотрите временный препарат.

II. Биология клетки

Здесь представлены лабораторные и практические работы по изучению особенностей строения эукариотической  и прокариотической клетки. Изучаются  органоиды и основные процессы жизнедеятельности.

Практическая  работа № 1

Тема: Эукариотическая  клетка.

Цель: 1. изучить строение основных структурных компонентов  эукариотической клетки (плазматическая мембрана и ядро).

          2. изучить строение основных органоидов (митохондрии, хлоропласты, рибосомы, клеточный центр, комплекс Гольджи, ЭПС).

Алгоритм работы.

Работа №1.

  • Наружная клеточная мембрана.
  • Рассмотреть рис. 1

«Строение клеточной мембраны».

  • Зарисовать «Строение

клеточной мембраны»  в альбом

и обозначить все составляющие ее части.

III. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Рассматриваются различные  формы размножения организмов:

  • Почкование дрожжевых грибов
  • Спорообразование плесневого гриба
  • Половые железы: семенники и яичники
  • Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки

 

Лабораторная  работа № 6

ТЕМА: ПОЛОВЫЕ  ЖЕЛЕЗЫ И ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты: «сперматозоиды млекопитающего», яйцеклетка млекопитающего, таблицы «строение извитого семенного канальца млекопитающего», «строение яичника млекопитающего».

Работа    №1.    Половые    железы    млекопитающего.    Строение

сперматозоидов

Алгоритм  работы.

  • Рассмотрите таблицу «строение семенника».
  • Зарисуйте отдельно семенной каналец.
  • Найдите несколько рядов клеток, имеющих

     неодинаковое строение.

  • Обозначьте   четыре   зоны,   соответствующие   последовательным   этапам 
    сперматогенеза;  зона  размножения,   зона   роста,   зона   созревания,   зона 
    формирования.
  • Рассмотрите микропрепарат «сперматозоиды млекопитающего».
  • Зарисуйте микропрепарат.
  • Зарисуйте строение сперматозоида. Обозначьте все его части.

 

Рассматриваются различные  формы размножения организмов:

  • Эмбриональное развитие: процессы дробления, гаструляции;
  • Типы дроблений

Рассматриваются различные  формы размножения организмов:

  • Типы гаструляций

 

 

 

  • Строение бластулы.                         Строение гаструлы.

 

          • Строение нейрулы

 

 

 

IV. Изменчивость

Тема. Модификационная изменчивость.

Цель. Овладеть биометрическими методами оценки степени и характера изменчивости.

Оборудование. Миллиметровая бумага; цифровые показатель изменчивости признака; сантиметр; линейка; гербарий листьев с одного дерева.

Работа № 1. Построение вариационного ряда

Работа выполняется группой учащихся (4–5 человек). Каждая группа использует в качестве учебного материала разные показатели: объем грудной клетки; масса тела; длина початков кукурузы (таблица 4).

Алгоритм работы

  1. Выпишите цифровые показатели (варианты). В порядке убывания или нарастания величин. Совокупность вариантов, расположенных в определенной последовательности, составит вариационный ряд.
  2. Определите крайние варианты или лимиты изменчивости, т.е. наименьшую или наибольшую массу тела (42, и 70,0). Крайние варианты или лимиты показывают, в каких пределах изменяется признак.

 

Таблица 4

Цифровые показатели модификационной изменчивости.

Масса тела, в кг

Объем груди, в см

Длина початков кукурузы, см

     

54

70

66

48

90,0

97,5

87,5

90,0

14

10

13

13

62

56

54

47

82,5

92,5

100,0

90,0

9

11

10

12

65

53

64

52

97,5

90,0

97,5

90,0

10

12

17

10

51

50

51

58

87,5

100,0

85,0

90,0

13

15

12

11

50

56

52

54

92,5

82,5

85,0

92,5

16

9

12

14

     

56

54

62

63

90,0

82,5

90,0

90,0

18

17

9

18

62

50

57

61

95,0

82,5

92,5

90,0

9

10

16

8

60

59

52

52

82,0

82,5

95,0

97,5

12

13

14

15

62

55

69

49

70,0

80,0

87,5

87,5

8

8

13

12

57

49

54

60

82,5

80,0

85,0

82,5

8

13

11

13

     

62

60

48

52

97,5

92,5

87,5

97,5

13

12

12

10

64

64

51

51

87,5

87,5

82,5

95,0

15

12

14

11

58

56

64

62

92,5

95,0

87,5

95,0

17

19

18

18

49

53

56

53

90,0

80,0

92,5

97,5

20

10

11

9

46

61

66

44

95,0

100,0

80,0

85,0

12

11

13

11

     

58

54

56

68

82,5

87,5

87,5

87,5

9

12

12

14

50

56

48

54

85,0

90,0

90,0

92,5

21

18

15

12

58

50

60

56

87,5

85,0

85,0

87,5

10

12

7

15

52

57

42

58

85,0

102,5

90,0

92,5

15

14

11

10

50

58

51

48

92,5

87,5

87,5

82,5

17

20

14

12

     

54

49

56

49

97,5

90,0

95,0

97,5

12

17

10

13

52

56

53

48

80,0

85,0

87,5

92,5

14

11

15

16

69

53

65

56

92,5

95,0

95,0

87,5

9

12

10

10

52

64

64

56

92,5

87,5

92,5

85,0

14

10

11

11

50

53

51

54

95,0

85,0

92,5

85,0

13

16

13

14




(100 единиц  наблюдения)

  1. Для большей наглядности разбейте все варианты на группы. Количество групп выберите произвольно (8–10). Затем определите величину интервала между группами. С этой целью разделите разницу между наибольшей и наименьшей величиной признака на число групп. Например: величины равны 42 и 70, а число групп 7, то величина интервала равняется: 70–42=28:7=4(кг). Отсюда границы 1-ой группы – 42 – 45, 2-ой – 46 – 49, 3-ей – 50 – 53… и т.д.
  2. После того как определили границы группы, распределите среднее значение каждой группы; среднее значение равно сумме ее кратных вариантов, деленной на 2.
  3. Расположив средние значение групп в порядке нарастания или убывания, получите сгруппированный вариационный ряд, где роль отдельных вариантов выполняют средние значение групп.
  4. Затем определите частоту каждой группы, т.е. распределение вариантов по группам.
  5. Изобразите вариационный ряд графически. Для этого на оси абсцисс расположите средние значение групп, а по оси ординат – частоту каждой группы. Соединив, все точки линиями, получите вариационную кривую
  6. Ответить на вопросы и задания итогового теста.

 

Тест

Вариант I

1. Какие виды изменчивости существует в природе:

а) модификационная;

б) комбинативная;

в) мутационная;

г) фенотипическая?

2. Что  называется вариационным рядом:

а) совокупность величин, расположенных в порядке нарастания;

б) совокупность величин, расположенных в порядке убывания;

в) совокупность бессистемно  расположенных величин;

г) совокупность величин, расположенных сначала в порядке возрастания?

3. Что  определяет пределы кодификационной  изменчивости:

а) влияние среды;

б) влияние генотипа;

в) влияние генотипа и  среды одновременно;

г) влияние исторического развития (фиалогинеза) вида?

4. Какой  вид изменчивости является наследственным:

а) модификационная;

б) комбинативная;

в) мутационная;

г) фенотипическая?

5. Что  такое фенотип:

а) совокупность генов  организма;

б) совокупность признаков;

в) совокупность хромосом

г) совокупность кодонов?

 

Вариант II

1. Что  такое генотип:

а) совокупность генов  организма;

б) совокупность признаков;

в) совокупность хромосом;

г) совокупность кодонов?

2. Что  такое норма реакции:

а) пределы модфикационной изменчивости данного признака у данного индивидуума;

б) степень экспрессивности  гена;

в) вариабельность признака;

г) диапазон изменчивости признака?

3. Что  определяет норму реакции:

а) влияние среды;

б) влияние генотипа;

в) влияние генотипа и среды одновременно;

г) влияние исторического развития (филогенеза) вида?

4. Что  такое вариабельность признака:

а) неодинаковая степень  проявления признака у разных особей одного вида;

б) изменения признака в процессе онтогенеза данного индивидуума;

в) разная степень проявления разных признаков;

г) степень проявления разных признаков?

5. Какое  значение имеет изменчивость  для процесса эволюции:

а) увеличивает многообразие живых форм;

б) создает материал для естественного  отбора;

в) обеспечивает приспособленность организма;

г) обеспечивает смену форм?

 

 

  • Большое внимание уделено контролю знаний учащихся. После изучения каждой из тем учащимся предлагается выполнить тестовую работу, что требует от них активного владения учебным материалом.
  • Контроль проводится за 10 – 15 минут до окончания занятия. Проверка работ учителем осуществляется после занятия. Наиболее существенные ошибки обсуждаются на следующем занятии.

Информация о работе Использование лабораторных и практических работ при изучении биологии