Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:24, реферат
В зарубежной практике это понятие чаще всего означает страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Его расширительная трактовка включает всеобъемлющую общую ответственность, предусматривающую защиту страхователя в случае любого возбужденного против него иска, требующего возмещения потерь в результате ущерба собственности. Страхуется предусмотренная законом об уголовной ответственности обязанность (частноправового характера) страхователя возместить ущерб, причиняемый юридическим и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух, воду (и водоемы).
Введение
Теоретические основы экологического страхования
Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде
Законодательство по экологическому страхованию
Список используемой литературы:
Возможны случаи, когда
загрязнение может проявиться через
много лет. Через столько же значительный
промежуток времени выявятся новые
обстоятельства, существенно увеличивающие
первоначально рассчитанные суммы
убытков. В связи с этим возникает
вопрос о том, на какой срок после
наступления страхового события
распространяется ответственность
страховщика. Страховые компании стремятся
сократить его, так как это
облегчает и им расчет необходимы
размеров и тарифных ставок. Но тогда
страхование вступает в противоречие
с интересами потерпевших и общества,
которые заинтересованы в покрытии
убытков в независимости от сроков
их возникновения. При проведении экологического
страхования целесообразно
Принципиальным является вопрос о форме проявления страхования ответственности на случай нанесения ущерба или несчастного случая. Наибольшая эффективность достигается при обязательном страховании. Обусловлено это тем, здесь выступает потерпевший, которому в этом случае гарантировано возмещение ущерба. С другой стороны, использование, наряду с обязательным, добровольного страхования в значительной степени расширяет права хозяйствующих субъектов: они вправе решать, каким образом оградить себя от возможных финансовых затруднений.
Можно было бы заимствовать
зарубежный опыт, в соответствии, с
которым хозяйствующий субъект
для получения лицензии на этот или
иной вид деятельности, сопряженной
с потенциальной опасностью для
здоровья и имущества третьих
лиц (например, при эксплуатации атомных
реакторов), обязан предоставить финансовую
гарантию возможного ущерба третьим
лицам в пределах заранее обусловленной
суммы. Формы такой гарантии могут
быть различны: сумма на депозитном
счете, обязательства банка
В западных странах собственники потенциально опасных объектов отчисляют обычно 80…85% средств, составляющих взносы в экологическое страхование, остальная доля формируется за счет государственного бюджета. Часть средств от прибыли страховщика используется на производство природоохранной продукции и на проведение работ по защите окружающей природной среды. Это привлекательно для рынка, поскольку прибыль экологического страховщика зависит от качества природной среды, а оно в свою очередь зависти от превентивных природоохранных мероприятий.
В настоящее время бюджет
Российской Федерации не позволяет
в полной мере обеспечить фонды и
резервы финансовыми ресурсами.
Система внебюджетных экологических
фондов в России начала создаваться
в 1991-1995 гг. Внебюджетные фонды дополняют
бюджетные средства и средства предприятий-
Определенные трудности в проведении экологического страхования создает отсутствие необходимого опыта и квалифицированных кадров. Оценка рисков и ущербов, урегулирование убытков требуют большого количества специалистов-страховщиков, экологов, юристов и др. Для работы по экологическим рискам необходимы данные страховой статистики за длительное время. Далеко не все статистические данные являются общедоступными, в советский период большая часть данных по авариям и катастрофам вообще была засекречена. Использование западных методик тарифных расчетов также не является выходом из положения, так как в России уровень экологической безопасности ниже, чем в развитых странах, а возможные экологические катастрофы могут носить глобальный характер (достаточно вспомнить Чернобыль).
Обязательное страхование
предусмотрено законом, согласно которому
устанавливается круг подлежащих страхованию
событий. При этом страховщик обязан
страховать соответствующие объекты,
а страхователи – вносить причитающиеся
страховые платежи. Для введения
обязательного государственного экологического
страхования требуется
Действующий механизм возмещения экологического ущерба в современной России не обеспечивает полной компенсации причиненного ущерба и не гарантирует использование даже взысканных с причинителей вреда сумм на реальное воспроизводство и оздоровление пострадавшего объекта природы. Гражданско-правовая ответственность предполагает возмещение причиненного вреда (восстановление плодородного слоя почвы, воспроизводство растительности, зверей, птиц и др.).
Очень часто в гражданско-правовом
механизме превалирует
Такое положение противоречит
гражданскому законодательству: в статье
1064 ГК РФ указано, что вред, причиняемый
имуществу юридического лица, подлежит
возмещению в полном объеме лицом, причинившим
вред.
При низком правосознании и при низкой
экономической ответственности руководителей
предприятий очень сложно убедить их заключить
договор страхования. Каждый из них видит
в страховании только первую часть - затратную.
А вторая часть - возможность получения
возмещения третьим лицом, понесшим убыток,
их не интересует.
Убедить предприятие застраховать свою гражданскую ответственность может неотвратимость наступления экономических и правовых санкций при загрязнении окружающей среды. Каждый руководитель, сопоставив стоимость затрат по страхованию с объемом своей ответственности, которая будет переложена на страховщика, должен решить, что выгоднее. Вопрос будет решаться в пользу страхования, если потери и отрицательные последствия для потенциального загрязнителя природы будут существенными.
Необходимо четко и
подробно определить объем страховой
ответственности и выделить экологические
риски в особый вид страхования.
Общие черты в практике зарубежных стран
при страховании ответственности за загрязнение
окружающей среды: - исключение ответственности
страховщика за убытки, причиняемые постоянными
или повторными выбросами загрязняющих
веществ (включая такие выбросы, которые
соответствуют нормам, разрешенным законом);
исключение ответственности за расходы
на превентивную очистку; установление
лимита страховой ответственности.
В 1992 году принят закон РФ «Об охране окружающей природной среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, сохранения природных ресурсов и естественной среды обитания человека.
Основные принципы охраны
окружающей среды, которыми должны руководствоваться
все граждане и юридические лица:
приоритет охраны жизни и здоровья,
обеспечение благоприятных
обеспечивающее реальные гарантии прав
человека на здоровую для жизни окружающую
среду; соблюдение требований природоохранного
законодательства, неотвратимость наступления
ответственности за их нарушения.
В соответствии с указанным
Законом охране от загрязнения, порчи,
повреждения, истощения, разрушения подлежат
следующие объекты окружающей среды:
- естественные экологические системы,
климат,
озоновый слой атмосферы; земля, ее недра,
поверхностные и подземные воды, атмосферный
воздух, животный мир, микроорганизмы,
леса и иная растительность, генофонд,
природные ландшафты.
К категории особых объектов
охраны природной среды отнесены
государственные природные
Законом определен экономический
механизм охраны окружающей среды, в который
входят в качестве основного источника
финансирования экологических программ
фонды экологического страхования.
Закон «Об охране окружающей природной
среды», помимо административной и уголовной
ответственности, предусматривает возмещение
вреда, причиненного природной среде,
здоровью и имуществу граждан, народному
хозяйству, в полном объеме.
Вред, причиненный нарушением
природоохранительного
При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда.
Достаточными средствами
для указанных целей не обладает
практически ни одно предприятие. Так,
закон предусматривает
Проведение страховой
ответственности на случай загрязнения
окружающей среды требует соблюдения
ряда условий: убытки должны быть точно
определены по месту и времени
и исчислены в денежном выражении.
Договор страхования
Многие промышленные предприятия не испытывают потребности в страховании ответственности и страхуют только убытки, причиненные в результате загрязнения имущества, не думая о том, что им могут быть предъявлены иски с третьей стороны.
Министерством охраны окружающей
среды и природных ресурсов РФ
в декабре 1992 года разработано и
утверждено «Типовое положение о
порядке добровольного
Согласно этому положению объектом страхования является «риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования».
Страховщик несет
Страховая сумма устанавливается
в объеме годового оборота предприятия.
Под годовым оборотом понимается
выручка от реализации продукции
и оказания услуг, а также проведения
каких, либо побочных операций (без
налога на добавленную стоимость). Причем
страховые платежи
Из ответственности