Этапы становления биологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 02:51, реферат

Описание работы

Исходя из особого направления интересов биологической науки, ее обычно определяют, как науку о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Современная биология – результат длительного развития этой науки.
Интерес к познанию живого у человека возник очень давно. Этот интерес был связан не только с любознательностью, сколько с необходимостью удовлетворения самых простых человеческих потребностей в пище, лекарствах и вакцин.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………...3
1.1 Актуальность выбранной темы.
1.2 Цели и задачи.
2. Глава1 Традиционный этап. Идея эволюции живой природы …………………………………………………………………….5
3. Глава2 Эволюционный этап. Теория Ч. Дарвина и Ж. Ламарком ……………………………………………………………………6
4. Глава3 Молекулярно-генетический этап. Законы наследственности ……………………………………………………………………8
5. Заключение………………………………………………9
6. Список литературы………………………………………10

Файлы: 1 файл

REFERAT.docx

— 31.05 Кб (Скачать файл)

 

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

ИНСТИТУТ ЖИВЫХ СИСТЕМ

КАФЕДРА БОТАНИКИ ЗООЛОГИИ И ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ.

 

 

 

Реферат:

Тема:  «Этапы становления биологии как науки.»

 

 

Выполнила:

Студент 2 курса

 специальности «Биология» группы Б

очной формы обучения.

Пак Алена

 

 

 

 

Проверила: доц. каф. филол. наук

 Воробьева Ирина  Глебовна.

 

 

 

Ставрополь 2013

 

 

 

 

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………...3
    1. Актуальность выбранной темы.
    2. Цели и задачи.
  2. Глава1 Традиционный этап. Идея эволюции живой природы …………………………………………………………………….5
  3. Глава2 Эволюционный этап. Теория Ч. Дарвина и Ж. Ламарком  ……………………………………………………………………6
  4. Глава3 Молекулярно-генетический этап. Законы наследственности ……………………………………………………………………8
  5. Заключение………………………………………………9
  6. Список литературы………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

1.Актуальность выбранной  темы

Исходя из особого направления интересов биологической науки, ее обычно определяют, как науку о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Современная биология – результат длительного развития этой науки.

Интерес к познанию живого у человека возник очень давно. Этот интерес был связан не только с любознательностью, сколько с необходимостью удовлетворения самых простых человеческих потребностей в пище, лекарствах и вакцин.

Уже в первых древних цивилизованных обществах появились люди, которые попытались исследовать живые организмы, стали составлять перечни растений и животных, классифицировать их. И хотя эти перечни нередко были наивными, именно они положили начало научным биологическим исследованиям. Одним из зачинателей биологии в древнем мире был выдающийся греческий философ и ученый Аристотель, впервые подробно описавший многие виды животных и высказавший мысль, что существующие растения и животный есть результат развития от простых форм к более сложным и совершенным.

Но самостоятельной наукой биология стала лишь в 18-19 вв. В процессе ее становления обычно выделяют три основных этапа: традиционный (Линней), эволюционный (Ч. Дарвин), молекулярно-генетический (Г. Мендель).

Каждый из них связан не только с увеличением объема биологических знаний, но и с изменением общих представлений о мире живого, самих основ биологического мышления или со сменой биологических парадигм.

 

 

 

 

 В настоящее время  биология представляет собой  целый комплекс наук о живой  природе. По-моему мнению, каждый современный биолог должен знать этапы становления биологии. Именно поэтому выбранная мной тема формулируется как: «Этапы становления биологии  как науки». Я не проводила ни каких исследований на эту тему, а изучала много литературы, связанной с развитием биологии.

 

1.2 Цели и задачи.

1.Научиться формулировать этапы становления биологии как науки.

2. Выявить закономерности процесса обучения биологии в целях его дальнейшего овершенствовании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Глава1. Традиционный этап. Идея эволюции живой природы

Идея эволюции живой природы возникла в Новое время как противопоставление креационизму  учению о сотворении мира богом из ничего и неизменности созданного творцом мира. Креацианизм как мировоззрение сложился в эпоху поздней античности и в Средневековье и занял господствующие позиции в культуре.( «Аксиомы биологии» Борис Медников).

Я не могу не заметить, что в становлении идеи эволюции органического мира существенную роль сыграла систематика  – биологическая наука о разнообразии всех существующих и вымерших организмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными группами (таксонами). Основными задачами систематики являются определение путем сравнения специфических особенностей каждого вида и каждого таксона более высокого ранга, выяснение общих свойств у тех или иных таксонов. Основоположником систематики в биологии принято считать К. Линнея, он внёс не малый вклад в изучение биологии.. Именно этот, первый этап становления биологии и есть самый главный, ведь в этот период в биологии стали употребляться такие термины, как: Преформизм  – учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма (Александр Марков «Рождение сложности: Эволюционная биология сегодня»  ) ; Эпигенез  – это учение, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца (Александр Марков «Рождение сложности: Эволюционная биология сегодня»).Эпигенез как учение сложился в 17-18 веках в борьбе с преформизмом. 

Таким образом, в 17-18 веках возникала идея исторических изменений наследственных признаков организмов, необратимого исторического развития живой природы – идея эволюции органического мира.

 

3. Глава2 Эволюционный этап. Теория Ч. Дарвина и Ж. Ламарком.

Эволюция  – от лат. «Развертывание» – историческое развитие природы. В ходе эволюции, во-первых, возникают новые виды, т.е. увеличивается разнообразие форм организмов. Во-вторых, организмы адаптируются, т.е. приспосабливаются к изменениям условий внешней среды. В-третьих, в результате эволюции постепенно повышается общий уровень организации живых существ: они усложняются и совершенствуются. (Александр Марков «Рождение сложности: Эволюционная биология сегодня»)

 Когда раскрывала  Главу2 я говорила о том, что основным этапом развития является  Традиционный этап, но могу с точностью сказать, что самым плодотворным этапом является Эволюционный. Самые главные открытия произошли в этом этапе. Первые эволюционные теории были созданы двумя великими учеными 19 века – Ж. Ламарком  и Ч. Дарвином. Жан Батист Ламарк  и Чарльз Роберт Дарвин  создали эволюционные теории, которые противоположны по строю, характеру аргументации, основным выводам. Теория Ламарка не получила широкого признания современников, в то время как теория Дарвина стала основой эволюционного учения. Ламарк включил в свое учение качественно новое понимание роли среды в развитии органических форм, трактуя внешнюю среду как важный фактор, условие эволюции.

Ламарк полагал, что историческое развитие организмов имеет не случайный, а закономерный характер и происходит в направлении постепенного совершенствования. Ламарк назвал это повышение общего уровня организации – градацией.

Для направлений в эволюционном учении, которые рассматривают историческое развитие живой природы как прямое приспособление организмов к среде обитания, используется общее название – эктогенез.

 

 

       Учения, объясняющие эволюцию организмов действием только внутренних нематериальных факторов («принципом совершенствования», «силой роста» и др.), объединяются общим названием – автогенез. (Александр Марков «Рождение сложности: Эволюционная биология сегодня») .

В основе теории Дарвина – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом – свойство наследственности.

Наследственность вместе с изменчивостью обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы.

Одно из основных понятий своей теории эволюции – понятие «борьба за существование» – Дарвин употреблял для обозначения отношений между организмами, а также отношений между организмами и абиотическими условиями, приводящих к гибели менее приспособленных и выживанию более приспособленных особей.

В современной терминологии неопределенная изменчивость называется мутацией. Мутация  – неопределенная изменчивость в отличие от определенной носит наследственный характер. По Дарвину, незначительные изменения в первом поколении усиливаются в последующих. Дарвин подчеркивал, что решающую роль в эволюции играет именно неопределенная изменчивость. Она связана обычно с вредными и нейтральными мутациями, но возможны и такие мутации, которые оказываются перспективными.

Изучая тезисные теории этих двух выдающихся учёных я поняла, что именно на этом этапе и происходит развитие биологии.

 

 

 

 

 

 

Глава3 Молекулярно-генетический этап. Законы наследственности

Молекулярно-генетический этап- это последний этап который я хотела бы сегодня охарактеризовать. Очень  интересно было изучать историю именно на этом этапе. Этот этап начинается с 1895 года. В 1865 году были опубликованы результаты работ по гибридизации сортов гороха, где были открыты важнейшие законы наследственности. В 1900 году законы Менделя были заново открыты независимо сразу тремя учеными – Г. Де Фризом  в Голландии, К. Корренсом  в Германии и Э. Чермаком  в Австрии.

Дискретные наследственные задатки были открыты в 1865 году Менделем.

Хромосомы  – это структурные элементы ядра клетки, которые состоят из молекулы ДНК и белков, содержат набор генов с заключенной в них наследственной информацией.

Хромосомная теория наследственности, разработанная в 1910-1915 годах в трудах А. Вейсмана, Т. Моргана, А. Стертеванта, Г. Дж. Меллера  и др., утверждает, что передача признаков и свойств организма от поколения к поколению (наследственность) осуществляется в основном через хромосомы, в которых расположены гены.

В 1944 году американскими биохимиками (О. Эвери  и др.) было установлено, что носителем свойства наследственности является ДНК.

В 1953 году была расшифрована структура ДНК (Ф. Крик, Д. Уотсон). Расшифровка структуры ДНК показала, что молекула ДНК состоит из двух комплементарных полинуклеотидных цепей, каждая из которых выступает в качестве матрицы для синтеза новых аналогичных цепей. Свойство удвоения ДНК обеспечивает явление наследственности.

 

 

 

 

 

5. Заключение.

В заключении мне хотелось бы заметить, что изучению  развития и формирования биологии как науки можно посвятить очень много времени. Изучая историю мы познаем все живое. Именно благодаря биологии, благодаря ее развитию, в современном мире мы можем точно говорить о происхождении многих биологических процессов. Идя от этапа к этапу, развиваясь, человек пришел к совершенно новым, очень удивительным знаниям.

Целостный анализ изменений, происходящих в биологии, позволил многим ученым, философам говорить о революционных преобразованиях в этой сфере (Р.С. Карпинская, И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин и другие). Но, не смотря на чрезвычайную важность полученных практических и теоретических результатов, их новизну, принципиальной ломки, смены существующих представлений о живом пока не произошло. Следовательно, говорить об окончательном формировании новой биологической картины мира и завершении революционных преобразований в этой области познания преждевременно. Несомненно, впереди у биологии множество фундаментальных и интереснейших открытий, связанных с познанием феномена жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Список литературы.

  1. Карпенков С.Х. «Концепция современного естествознания» Москва «Издательство «Высшая школа» 2003г. 
  2. Павлова О.С. «Развитие биологических концепций» Республиканский институт высшей школы 2006г. 
  3. Мустафин А.Г., Лагкуев Ф.К., Быстренина Н.Г., Вахтель Н.М., Гринева Г.Г., Студитская О.А., «Биология для поступающих в ВУЗЫ» Москва «Издательство «Высшая школа» 2009г.
  4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., «Биология. Общая биология. 10 – 11 класс» Москва «Дрофа» 2005
  1. Б. Медников «Аксиомы биологии» , 2003г Москва.

  1. А. Д. Марков,  Ф. И. Переходов «Рождение сложности: Эволюционная биология сегодня»  2005г Санкт-Петербург.

 

Интернет ресурсы:

 

  1. http:/ru. wikipedia.org

2. http://dic.academic.ru

 

 


Информация о работе Этапы становления биологии как науки