Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 02:51, реферат
Исходя из особого направления интересов биологической науки, ее обычно определяют, как науку о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Современная биология – результат длительного развития этой науки.
Интерес к познанию живого у человека возник очень давно. Этот интерес был связан не только с любознательностью, сколько с необходимостью удовлетворения самых простых человеческих потребностей в пище, лекарствах и вакцин.
1. Введение…………………………………………………...3
1.1 Актуальность выбранной темы.
1.2 Цели и задачи.
2. Глава1 Традиционный этап. Идея эволюции живой природы …………………………………………………………………….5
3. Глава2 Эволюционный этап. Теория Ч. Дарвина и Ж. Ламарком ……………………………………………………………………6
4. Глава3 Молекулярно-генетический этап. Законы наследственности ……………………………………………………………………8
5. Заключение………………………………………………9
6. Список литературы………………………………………10
Исходя из особого направления интересов биологической науки, ее обычно определяют, как науку о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Современная биология – результат длительного развития этой науки.
Интерес к познанию живого у человека возник очень давно. Этот интерес был связан не только с любознательностью, сколько с необходимостью удовлетворения самых простых человеческих потребностей в пище, лекарствах и вакцин.
Уже в первых древних цивилизованных обществах появились люди, которые попытались исследовать живые организмы, стали составлять перечни растений и животных, классифицировать их. И хотя эти перечни нередко были наивными, именно они положили начало научным биологическим исследованиям. Одним из зачинателей биологии в древнем мире был выдающийся греческий философ и ученый Аристотель, впервые подробно описавший многие виды животных и высказавший мысль, что существующие растения и животный есть результат развития от простых форм к более сложным и совершенным.
Но самостоятельной наукой биология стала лишь в 18-19 вв. В процессе ее становления обычно выделяют три основных этапа: традиционный (Линней), эволюционный (Ч. Дарвин), молекулярно-генетический (Г. Мендель).
Каждый из них связан не только с увеличением объема биологических знаний, но и с изменением общих представлений о мире живого, самих основ биологического мышления или со сменой биологических парадигм.
В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе. По-моему мнению, каждый современный биолог должен знать этапы становления биологии. Именно поэтому выбранная мной тема формулируется как: «Этапы становления биологии как науки». Я не проводила ни каких исследований на эту тему, а изучала много литературы, связанной с развитием биологии.
1.2 Цели и задачи.
1.Научиться формулировать этапы становления биологии как науки.
2. Выявить закономерности процесса обучения биологии в целях его дальнейшего овершенствовании
Когда раскрывала Главу2 я говорила о том, что основным этапом развития является Традиционный этап, но могу с точностью сказать, что самым плодотворным этапом является Эволюционный. Самые главные открытия произошли в этом этапе. Первые эволюционные теории были созданы двумя великими учеными 19 века – Ж. Ламарком и Ч. Дарвином. Жан Батист Ламарк и Чарльз Роберт Дарвин создали эволюционные теории, которые противоположны по строю, характеру аргументации, основным выводам. Теория Ламарка не получила широкого признания современников, в то время как теория Дарвина стала основой эволюционного учения. Ламарк включил в свое учение качественно новое понимание роли среды в развитии органических форм, трактуя внешнюю среду как важный фактор, условие эволюции.
Ламарк полагал, что историческое развитие организмов имеет не случайный, а закономерный характер и происходит в направлении постепенного совершенствования. Ламарк назвал это повышение общего уровня организации – градацией.
Для направлений в эволюционном учении, которые рассматривают историческое развитие живой природы как прямое приспособление организмов к среде обитания, используется общее название – эктогенез.
В основе теории Дарвина – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом – свойство наследственности.
Наследственность вместе с изменчивостью обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы.
Одно из основных понятий своей теории эволюции – понятие «борьба за существование» – Дарвин употреблял для обозначения отношений между организмами, а также отношений между организмами и абиотическими условиями, приводящих к гибели менее приспособленных и выживанию более приспособленных особей.
В современной терминологии неопределенная изменчивость называется мутацией. Мутация – неопределенная изменчивость в отличие от определенной носит наследственный характер. По Дарвину, незначительные изменения в первом поколении усиливаются в последующих. Дарвин подчеркивал, что решающую роль в эволюции играет именно неопределенная изменчивость. Она связана обычно с вредными и нейтральными мутациями, но возможны и такие мутации, которые оказываются перспективными.
Изучая тезисные теории этих двух выдающихся учёных я поняла, что именно на этом этапе и происходит развитие биологии.
Молекулярно-генетический этап- это последний этап который я хотела бы сегодня охарактеризовать. Очень интересно было изучать историю именно на этом этапе. Этот этап начинается с 1895 года. В 1865 году были опубликованы результаты работ по гибридизации сортов гороха, где были открыты важнейшие законы наследственности. В 1900 году законы Менделя были заново открыты независимо сразу тремя учеными – Г. Де Фризом в Голландии, К. Корренсом в Германии и Э. Чермаком в Австрии.
Дискретные наследственные задатки были открыты в 1865 году Менделем.
Хромосомы – это структурные элементы ядра клетки, которые состоят из молекулы ДНК и белков, содержат набор генов с заключенной в них наследственной информацией.
Хромосомная теория наследственности, разработанная в 1910-1915 годах в трудах А. Вейсмана, Т. Моргана, А. Стертеванта, Г. Дж. Меллера и др., утверждает, что передача признаков и свойств организма от поколения к поколению (наследственность) осуществляется в основном через хромосомы, в которых расположены гены.
В 1944 году американскими биохимиками (О. Эвери и др.) было установлено, что носителем свойства наследственности является ДНК.
В 1953 году была расшифрована структура ДНК (Ф. Крик, Д. Уотсон). Расшифровка структуры ДНК показала, что молекула ДНК состоит из двух комплементарных полинуклеотидных цепей, каждая из которых выступает в качестве матрицы для синтеза новых аналогичных цепей. Свойство удвоения ДНК обеспечивает явление наследственности.
В заключении мне хотелось бы заметить, что изучению развития и формирования биологии как науки можно посвятить очень много времени. Изучая историю мы познаем все живое. Именно благодаря биологии, благодаря ее развитию, в современном мире мы можем точно говорить о происхождении многих биологических процессов. Идя от этапа к этапу, развиваясь, человек пришел к совершенно новым, очень удивительным знаниям.
Целостный анализ изменений, происходящих в биологии, позволил многим ученым, философам говорить о революционных преобразованиях в этой сфере (Р.С. Карпинская, И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин и другие). Но, не смотря на чрезвычайную важность полученных практических и теоретических результатов, их новизну, принципиальной ломки, смены существующих представлений о живом пока не произошло. Следовательно, говорить об окончательном формировании новой биологической картины мира и завершении революционных преобразований в этой области познания преждевременно. Несомненно, впереди у биологии множество фундаментальных и интереснейших открытий, связанных с познанием феномена жизни.