Лекции по "Биологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:01, курс лекций

Описание работы

Биология – наука о жизни, о формах живого, о закономерностях существования и развития органического мира. Объект исследования биологии – живые организмы. Изучаются строение, функции, связи с другими организмами и окружающей средой (в т. ч. неживой природой). Открытия в биологии конца ХХ века сравнимы с открытиями космоса.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ- Биология.doc

— 1,014.00 Кб (Скачать файл)

Где произошел переход от австралопитека к человеку прямоходящему, а затем  и к человеку разумному? Большинство считают, что на африканском континенте, но единого мнения нет.

В 2000 году – Уотсон (США) провел конференцию  по антропологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №22

Закономерности  антропогенеза

 

  1. Биологические предпосылки.
  2. Биосоциальная природа человека и процесс антропогенеза.
  3. Генетическая программа и программа социальная наследование в развитии современного человека.
  4. Расы современного человека.

 

В человеке 2 компонента: биологический (соответствует биологическому прошлому) и социальный (соответствует настоящему). Для того чтобы человек стал социальным существом нужны предпосылки, в первую очередь, морфологические. Предшественники человека – древесные формы. Млекопитающие, живущие на деревьях, точно определяют расстояние до предмета, удерживаются на ветках, фокусируют взгляд на предмете, кроме того, обладают способностью хватать предметы, перелетая с ветки на ветку. Приматы имеют хорошее зрение. Глаза хорошо развиты, направлены вперед, происходит фокусировка глаз на одном предмете  и определение расстояния. Наличие желтого пятна еще лучше делает зрение, цветное зрение, улучшает объемное видение. Зрение – значительный компонент ВНД. От сочетания глаз/рука зависит развитие мозга. Концентрирование на одном предмете осуществляется именно сочетанием глаз/рука. Эта способность легла в основу экспериментирования, изготовления орудий и решений задач. Передвижение на 2 ногах освободило руки, которые стали использовать орудия и их изготавливать.

Труд – решающий шаг в выделении  человека из животного мира. Маркс  и Энгельс писали: «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы можем сказать в известной степени, что труд создал человека».

Свободная рука была вначале подходящая для простых действий, она долго  развивалась. Труд оказывал прямое влияние на строение и функции руки, изменения передавались по наследству. Под влиянием труда кисть формируется и изменяется в определенном направлении. В строении и функции руки отражена трудовая деятельность в целом. Рука – часть тела, которая, изменяясь, оказывала влияние на организм, причем организм в свою очередь влиял и на развитие руки.

Трудовая деятельность повлекла улучшение  не только физической, но и умственной организации, происходила цефализация. Развитие головного мозга имело  огромную приспособительную ценность. Масса головного мозга еще ни о чем не говорит. Необходимо улучшить строение мозга, увеличиваются лобная, теменная, височная доли.

После развития мозга никаких значительных морфологических изменений не было, за исключением удлинения ног. Морфологически человек не изменился. «Древние люди – готовые люди» - Энгельс. Морфологический прогресс человека завершился на самых ранних этапах развития. Но биологический процесс не завершился. С появлением древнейших людей появляются зачатки трудовой деятельности, общество. Труд требовал передачи опыта и объединений усилий.

В процессе общественного труда  возник звуковой язык, а затем –  членораздельная речь. Речь могла  возникнуть только тогда, когда мозг был достаточно хорошо развит. 750 г  – критическая масса мозга, начиная с которой человек обладает предпосылками для овладения речью и языком. Необходимы специализированные нервные окончания, механизмы, управляющие дыханием, колебанием голосовых связок с определенной частотой.

Человек отличается от млекопитающих т.к. они приспособлены к модулированию звуков. У приматов имеется надгортанник и мягкое небо, поэтому они не задыхаются. Младенцы способны есть и дышать одновременно. Язык не имеет достаточного места для движения и артикуляции звуков речи – это у младенцев. У взрослых гортань не входит в носовую полость, пища с питьем проходят мимо гортани, вход в которую плотно закрывается мышцами – защитные движения. Человек может задохнуться, языку места достаточно. 2000 людей в США ежегодно умирают от удушья.

В эмбриогенезе гортань сначала  располагается высоко. Затем опускается. К 3 месяцам после рождения ребенок  может дышать через рот.

Труд и речь оказывали обратное мощное влияние на прогрессивное  развитие органов чувств и головного  мозга. Под влиянием трудовой деятельности естественный набор изменил направление эволюции. Выживали те, кто лучше охотился, изготавливал орудия, заботился о стариках. Люди все меньше завесили от внешней среды. Если бы предки человека не занялись трудом – они бы вымерли.

Прямохождение имеет отрицательное значение: медленное передвижение, не выгодно энергетически. Роды у женщин мучительны, а у четвероногих – нет т.к. крестец у человека лишается подвижности. Длительное стояние, ношения тяжестей приводит к плоскостопию, расширению вен. Органы давят друг на друга и на таз, так возникают грыжи, аппендицит, опущение и выпадение матки.

Человек занял главное место  в животном мире. Его преимущества – свободная рука и хорошо развитый головной мозг.

Возникновение и развитие социальной информации. Биологические закономерности постепенно заменялись социальными. Произошло превращение зоопсихологической информации в социальную в процессе рудовой деятельности. Социальная информация возникла из ненаследственной части зоопсихологической информации  и превратилась в наследуему3ю.

В.М.Бехтерев в 1927 году «Есть особый способ передачи приобретенных способностей потомству. Этот способ мы называем социальной наследственностью». Дубинин развивал эту идею. « Наряду с генетической программой люди создали социальную». Важная часть эволюции человека – содержание социальной программы генетически не закрепляется. Результаты трудовой и общественной деятельности передавались из поколения в поколение путем воспитания. Труд, воля, интеллект – это отражение человеком исторически сложившихся отношений. В каждом поколении каждый человек сам на основе генетической информации проходит заново формирование. Сущность человека – биосоциальная. Биологическая сущность – предпосылка социальной. Нарушение структуры ДНК приводит к тому, что биологические особенности не отвечают социальным требованиям. И биологическое и социальное должно быть в норме, тогда возникает гармоничная личность. Если ребенок лишен общества, у него нет речи, сознания. «Дикие дети».

Социальные свойства человека развиваются в общении с другими людьми.

1980 год – слепоглухонемые дети  от рождения. Ранее они были  вне общества, но Мещеряков и  Серебрянский добились своими  методами появления сознания  и речи.

Прекращение видообразования человека разумного. Эволюция не происходит, следовательно, естественного отбора нет. Но завершенность видообразования еще не означает завершения эволюционного процесса, как это кажется на первый взгляд. Просто движущая форма отбора сменилась стабилизирующей. Поддержание физиологического типа современного человека с возникновением трудовой деятельности и социальной информации завершается действие группового отбора как главного двигателя эволюции. Но биологические факторы эволюции были устранены не сразу. Появился общебиологический процесс, социальной стало главенствующим.

Человек – существо социальное.

Человек приспосабливал природу для  своих нужд. Он почти перестал зависеть от природы.

Серебровский « Если ход эволюции есть постепенное освобождение от природы, то он сам должен воздействовать на природу»

Видовая стабильность очень велика. Современный человек того же морфологического типа, что и 30 – 40 тыс. лет назад, НО скорость производства (от каменного  до атомного века) и социальная эволюция  выросли.

Биологическая эволюция прекратила существование только как принцип, естественный отбор в человеческих популяциях не приводит к образованию видов, но приводит к огромному генетическому разнообразию. Чем более генетически полиморфна популяция – тем легче происходит видообразование. Происходит процесс биологического снятия. Снималась ведущая роль естественного отбора  и замены социальными закономерностями. Ведущим становится  - социальный фактор, и популяция стабилизуется.

Все человечество представляет собой  единый вид.

Выделяют несколько рас. Для определения используют структуру и цвет кожи. Волос, глаз. Существуют 3 большие расы:

- негроидная, тропическая, черная;

- монголоидная, желтая;

- европеоидная, белая.

Рас очень много. Между всеми  расами  - переходы незаметны.

Раса – совокупность людей, обладающих общностью физиологического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом.

В применении к человеку очень часто  неправильно используют термин, смешивая культуру и биологическое развитие. Представители основных рас создали  свои высокоразвитые культуры. Любая раса имеет приблизительно одинаковые объемы головного мозга, развитие лобных долей. Генетические различия между неграми и белыми – 1 локус у фосфоглюкомутазы. Других различий нет. 85% различий на генетическом уровне в пределах национальной популяции. Различия в пределах расы и между расами – 7,5%. Расовые различия сформировались на ранних этапах антропогенеза, когда был важен групповой отбор. Важным его фактором был ареал. Адаптивный характер расообразования – специфическое проявление человека. На ранних этапах – решающая роль была у географического фактора, сейчас – у экономического и этнического. Пример – открытие Америки привело к смешению рас:

Европейцы+индейцы=метисы;

Европейцы+негры=мулаты;

Негры+индейцы=самбо.

В Стокгольме из-за миграций вся молодежь – цветная. В Центральной Азии картина рас очень сложна и разнообразна.

У африканских человекообразных обезьян  генетическое и морфологическое  различие также заметно.

Была популяция – основатель, от нее произошло образование  рас около 10 тыс. – 120 тыс. лет. Некоторые исследователи считают, что первые люди были ближе к монголоидам.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 23

Биологические основы паразитизма  и трансмиссивных заболеваний.

 

  1. Характеристика паразитизма.
  2. Взаимодействие паразитов и хозяина.
  3. Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания.

 

Живые организмы находятся в  биотическом окружении, поэтому  они оказывают воздействие друг на друга. Между организмами разных биологических видов устанавливаются  связи в результате эволюции. Одни организмы живут отдельно, а другие приобрели приспособления для совместной жизни. Одни использовали других – квартиранство.

Паразитизм и мутуализм возникли в ходе эволюции отдельно друг от друга, поэтому не переходят друг в друга.

Догель, 1947 г. « Паразиты – это такие организмы, которые используют другие организмы в качестве источника пищи и среды обитания, возлагая при этом частично или полностью на своих хозяев задачу регуляции своих взаимоотношений с окружающей средой».

Среда обитания паразита – другой организм – хозяин. Организм хозяина имеет собственный гомеостаз, защитные механизмы от всего инородного. Паразит – чужеродный организм. В процессе эволюции у паразита выработались приспособления для существования в живом организме, но хозяин также приспособился к паразиту. В процессе эволюции происходит соревнование. Паразиты – процветающие виды, имеющие биологический прогресс. Они очень изменчивы, пластичны. Паразиты – очень древние виды. Паразитизм существует с момента зарождения жизни (например, бактериофаги). У паразитов много упрощений (нет многих ферментов, пищеварительной трубки, у плоских червей пристеночное переваривание, как в тонком кишечнике). Поселяясь, в организме хозяина, они оказывают на него патогенное действие, зависящее от:

- размеров;

- морфологии;

- физиологии;

- интенсивности инвазии;

- локализации в организме хозяина;

- особенностей инвазии во время  заражения.

Инвазия – количество паразитов в теле одного хозяина.

Болезни, вызываемые организмами животной природы – инвазионные.

Болезни, вызываемые растительными и другими организмами – инфекционные.

После поселения в организме  хозяина паразит может воздействовать на его организм.

Факторы действия паразитов:

    1. Механический (механическое разрушение органов путем давления, внедрения, прикрепления).
    2. Химический (отравление организма хозяина ядовитыми продуктами распада паразита после его смерти).
    3. «Отнятие пищи» (непосредственное отнятие пищевых веществ и витаминов у хозяина). Например, лентец широкий отнимает витамин В12.

 

Когда паразит вступает в контакт  с хозяином, постепенно формируется система паразит – хозяин. Наступает взаимная адаптация. Если не приспособятся, наступает гибель. В результате взаимодействия формируется энергетически сбалансированная система, пищи хозяина хватает для обоих. Иногда вес хозяина увеличивается. Паразит активно изменяет гомеостаз хозяина. Паразит стремится создать такие условия, которые будут для паразита оптимальными. У него есть вещества, изменяющие обмен веществ хозяина. Паразит выделяет биологически активные вещества, которые повышают обмен веществ хозяина, при этом продолжительность жизни хозяина снижается.

Информация о работе Лекции по "Биологии"