Определение профессионально-прикладной физической подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 20:17, реферат

Описание работы

Сущность ППФП состоит в оптимальном использовании средств, методов и форм физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.

Файлы: 1 файл

срс1.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к производительному труду осуществляется в ВУЗах по следующим основным направлениям:

  • овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;
  • воспитание отдельных физических и специальных качеств, необходимых для определенной профессии;
  • приобретение прикладных знаний (речь идет о знаниях и умениях применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха).

Процесс обучения любым двигательным действиям в физическом воспитании тесно связан с решением и других задач – образовательных, воспитательных и оздоровительных.

Методические основы обучения прикладным двигательным умениям и навыкам.

Современное производство выдвигает задачу эффективного обучения сложным действиям при быстро меняющихся операциях. Такой опыт – обучение путем упражнений – накоплен в спортивной науке и практике.

При формировании прикладных умений и навыков в процессе ППФП студентов необходимо подбирать специальные упражнения по степени их благоприятствования в отношении достижения намеченной степени освоения профессионально – прикладных действий.

Особо следует подчеркнуть значение определенных теоретических знаний для активного и сознательного освоения студентами профессионально-прикладных умений и навыков.

Структура процесса обучения двигательному действию имеет три этапа:

  1. Первоначальное изучение (ознакомление с упражнением).
  2. Углубленное разучивание (вырабатывается умение выполнять действие).
  3. Заключительный этап обучения (закрепление и дальнейшее совершенствование действия).

Процесс обучения прикладным умениям и навыкам целесообразно приближать к естественным условиям их применения, психологически готовя будущего специалиста к выполнению работы в производственных условиях. 

 

1.5. Психофизиологическая  характеристика учебной деятельности  студентов.

Содержание ППФП каждого ВУЗа определяется, прежде всего, изучаемыми в нем специальностями. Учебная деятельность студентов ХТУРЭ, например, относится прежде всего к сфере сложной интеллектуальной работы с определенной долей мелкого ручного труда, характеризующаяся значительным напряжением анализаторных систем (в первую очередь зрительной), большой нервно-эмоциональной нагрузкой и сопровождающаяся отчетливо выраженной однообразной рабочей позой. Интересно отметить, что характер учебной деятельности студентов ХТУРЭ во многом совпадает с характером деятельности некоторых военных специалистов, несущих службу в условиях эмоционального напряжения и гиподинамии.

При изучении общеинженерных дисциплин на младших курсах характер студентов примерно одинаков. На старших курсах, где наблюдается преобладание специальных дисциплин над общеинженерными, что определенным образом дифференцирует студентов по характеру учебного труда в соответствии с изучаемой специальностью.

У будущих математиков (специальность ПМ) значительно возрастает доля интеллектуального труда. У программистов и проектировщиков (специальности ПОВТАС и САПР) увеличивается нагрузка на зрительный анализатор. У остальных студентов повышается доля мелкой ручной работы. Однако, различия в характере учебного труда студентов разных факультетов имеют тенденцию к сглаживанию, т.к. учебным процессом предусмотрено постоянное повышение объема программирования и непосредственной работы с компьютером для студентов всех специальностей. Поэтому правильнее говорить не столько о различиях между специальностями, сколько о преобладании той или иной доли труда (интеллектуальной, ручной, сенсорной) в разные периоды овладения одной и той же специальностью.

Эффективность учебной работы студентов в значительной мере зависит от уровня общей (в том числе и умственной) работоспособности, быстроты и гибкости мышления, особенностей внимания (объема, концентрации и устойчивости, переключения и распределения), долговременной и оперативной памяти, работоспособности зрительного анализатора.

Внешние условия, сопровождающие учебный процесс, изменяют уровень перечисленных выше качеств, как правило, в худшую сторону и соответственно снижают эффективность обучения. Так, например, вынужденная однообразная рабочая поза студентов способствует развитию сутуловатости, искривлению позвоночника и нарушению его подвижности. Ограниченная амплитуда рабочих движений приводит к ухудшению подвижности в наиболее крупных суставах (плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном, голеностопном). Ограничение подвижности грудной клетки ухудшает глубину дыхания, в результате чего снижается поступление кислорода к работающим органам, в первую очередь к головному мозгу. Малоподвижная рабочая поза ухудшает нормальный ток крови и лимфы в организме, в результате чего развиваются застойные явления в брюшной полости и нижних конечностях, приводя к варикозному расширению вен.

Постоянная нагрузка зрительного анализатора особенно при условии недостаточной тренированности мышц, регулирующих аккомодацию глаза, способствует нарушению функции зрения.

Неоднократные нервно-эмоциональные нагрузки, сопровождающие учебную деятельность студентов, способствуют развитию общего утомления. Отрицательно влияют на качество обучения и недостаточное эргономическое обеспечение рабочих мест студентов:теснота, повышенная температура, ухудшение газового состава воздуха в учебных классах за счет сдвига в сторону повышения содержания углекислоты и т.д.

Исходя из сказанного, программа ППФП составляется таким образом, чтобы, с одной стороны, сгладить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности, а с другой стороны, развить профессионально важные качества студентов. 

 

1.6. Содержание  профессионально-прикладной физической  подготовки студентов университета.

В процессе ППФП студентов университета повышается как общая, так и специфическая работоспособность, способствующая овладению изучаемой специальностью.

Высокий уровень общей работоспособности достигается прежде всего длительными кроссами, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием. Повышение уровня физических качеств, функциональной подготовки, улучшение основных показателей физического развития (спирометрии, кровяного давления, частоты сердечных сокращений и т.д.) создают базу для поддержания высокоэффективной учебной деятельности студентов в течение всего учебного года.

Специфическая работоспособность студентов достигается тренировкой тех физических и психических качеств, которые определяют успешность учебной деятельности. Физические упражнения с этой целью выполняются прежде всего на учебных занятиях. Возможно также самостоятельное проведение специально направленных физических тренировок во внеучебное время. Очень полезны в этом плане спортивные игры, единоборства, бег на короткие дистанции, тренирующие внимание, быстроту мыслительной деятельности, оперативную память и другие качества.

Важное место в ППФП занимает выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, т.е. так называемые физкультпаузы. Физкультпаузы способствуют, прежде всего, восстановлению и поддержанию на необходимом уровне умственной работоспособности. Кроме того, физкультпаузы сохраняют оптимальный мышечный тонус, улучшают условия работы кровеносной и лимфатической систем, улучшают кровоснабжение головного мозга, устраняют застойные явления. Выполняемые упражнения способствуют также снятию нервно-эмоционального напряжения.

Для работоспособности зрительного анализатора рекомендуется выполнить массаж глазных яблок через сомкнутые веки и обдавливанием краев глазных впадин.

Упражнения выполняются в виде комплексов из 6-7 упр. в течение 7-10 мин. через каждый час работы (или по мере усиления усталости), но не выходя из аудитории. Комплексы составляются таким образом, чтобы их можно было выполнить вблизи рабочего места, а при необходимости даже не вставая со стула.

В системе ППФП нередко используется выполнение комплексов физических упражнений непосредственно перед началом рабочего дня и сразу после его окончания. Основная задача выполнения этих комплексов – это облегчение процесса втягивания организма в рабочий ритм за счет предварительного повышения физической и умственной работоспособности человека и наоборот, снятие нервно-эмоционального возбуждения и физической усталости после окончания рабочего дня. С этой целью перед началом работы целесообразно выполнить несколько гимнастических упражнений с включением наклонов и поворотов туловища, вращения головы и упражнений для глаз, а после ее окончания длительный медленный бег, спортивные игры, плавание. 

 

2. Физическая культура  в системе НОТ (цели, задачи)

Увеличение механизации и автоматизации трудовых процессов приводит, с одной стороны, к значительному сокращению двигательной активности человека, а с другой – к увеличению психоэмоциональной нагрузки людей, занятых во многих отраслях промышленности, особенно людей умственного труда.

В этих условиях покой, как форма отдыха, уже не удовлетворяет потребностям организма. Возникла проблема: как добиться высокой работоспособности и производительности труда без ущерба для здоровья человека, как избавиться от вредного влияния гиподинамии и гипокинезии?

Изучая эту проблему, ученые пришли к выводу о необходимости применения физических упражнений с целью профилактики профессионального утомления, более быстрого и качественного отдыха в процессе работы и нормализации деятельности функциональных систем организма человека после работы. Дальнейшее развитие физической культуры в сфере производства связано с научным обоснованием новых форм организации и методов проведения занятий.

Во-первых, ФК в системе НОТ является процессом использования средств физической культуры в системе НОТ на всех ее уровнях как целесообразная деятельность, направленная на всестороннее и гармоническое развитие человека, обеспечение необходимой и достаточной подготовки, а также на сохранение надежной и стабильной готовности к труду и повышение результативности труда.

Во-вторых, ФК-НОТ является специфической инфраструктурой в системе социальной организации производства, народного хозяйства и культуры, имеющей свою организацию, свою материально-техническую базу, теоретическую, программно-методическую, административно-правовую основу, а также специальное медико-биологическое и кадровое обеспечение.

Связь физической культуры и НОТ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Создание благоприятных условий труда и отдыха. Здесь с помощью средств физической культуры обеспечивается оптимальный для конкретных производственно-трудовых условий режима труда и отдыха человека, выполняющего определенную профессиональную деятельность.
  2. Рационализация приемов и методов труда на рабочем месте. Физическая культура содействует сокращению энергозатрат человека в процессе труда за счет лучшей координации движений в выполнении приемов работы, двигательных действий, экономизации движений, ритмичности работы.

 Подготовка кадров, повышение культурно-технического и общеобразовательного уровня работника. Физическая культура содействует всестороннему и гармоническому развитию личности, укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, более плодотворному общему и социальному обучению.

  1. Правильное использование трудовых ресурсов. Физическая культура играет положительную роль в повышении социальной мобильности человека, содействует подготовке и выполнению профессиональной деятельности, регулирует миграцию трудовых ресурсов, способствует развитию и сплоченности, что позволяет повысить эффективность коллективного труда.
  2. Повышение производительности труда. Занятие физической культурой и спортом повышают уровень общей дееспособности и специфической работоспособности человека.
  3. Развитие творческой инициативы и дисциплины.

Показатели развития физической культуры и спорта в трудовых коллективах включаются в коллективные договоры, в планы социального развития.

Основная цель физической культуры в системе НОТ – активное содействие всесторонней подготовки человека к труду, сохранение постоянной и надежной готовности к работе, повышение результативности трудовой деятельности и сохранение здоровья и работоспособности трудящихся на достаточно высоком уровне.

Конкретными задачами физической культуры в системе НОТ данной отрасли:

  1. рационализация и совершенствование профессиональной и двигательной деятельности работников умственного труда, поиск и внедрение наиболее экономичных форм двигательной деятельности для конкретных производственных операций.

1.1 Создание прочной основы общей физической подготовленности для развития профессионально важных способностей и двигательных навыков, которые позволяли бы быстро и качественно осваивать специфические движения и действия.

2Теоретическая разработка и внедрение в практику работы на производстве оптимальных условий режима труда и отдыха, внедрение производственной гимнастики, организация активного отдыха, физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий в конце рабочего дня, недели, в период отпуска.

2.1. Место и роль  ППФП в системе НОТ.

Говоря о месте и роли ППФП в системе НОТ, мы, по сути дела, рассматриваем проблему использования средств физической культуры и спорта для решения задач, позволяющих наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе.

Проблема ППФП студентов, в связи с научной организацией их будущего труда, состоит в то, что все задачи НОТ могут быть сгруппированы следующим образом:

  • экономические задачи, т.е. использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;
  • психофизиологические задачи, т.е. создание на производстве наиболее благоприятных условий труда и сохранения здоровья и трудоспособности;
  • социальные задачи, т.е. обеспечение условий роста культурно-технического уровня работников, всестороннего и гармоничного развития.

Информация о работе Определение профессионально-прикладной физической подготовки