Определение речи как проявления высшей нервной деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Речь – сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с раздражителем первой сигнальной системы, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

Содержание работы

Определение речи как проявления высшей нервной деятельности человека……………………………………………………… с.3
Физиологические характеристики речи – периферический и центральный речевой аппарат и его асимметрия ………… с.4
Нейрофизиология и локализация речевых функций в коре больших полушарий и подкорковых структурах …………………… с.6
Регуляция речевой деятельности…………………………... с.10
Межполушарная асимметрия и речевая функция………… с.10
Список использованной литературы ……………………… с.13

Файлы: 1 файл

Реферат Нейрофизиологические механизмы речи.docx

— 92.27 Кб (Скачать файл)

Левые базальные ганглии  — составная часть передней и  задней систем речи. Известно, что базальные  ганглии объединяют компоненты сложных  движений в единое целое. По-видимому, сходную функцию они выполняют  и в отношении речевых реакций, связывая слова в предложения.

Передняя речевая область  коры, связана с мозжечком, осуществляющим точное временное кодирование двигательных реакций. При поражении мозжечка возникает моторная и когнитивная дисметрия — плохое выполнение точных действий, включая когнитивные. Это указывает на причастность мозжечка к выполнению речевых и мыслительных операций.

Регуляция деятельности речевой  системы осуществляется за счет контроля точности воспроизведения речи, то есть соответствия акустической формы речевого сигнала его акустическому образу, сформированному в процессе обучения, то есть формируется слуховая обратная связь.

Точность воспроизведения речи контролируется также оценкой афферентации от проприоцептивных и кинестетических рецепторов, расположенных в мышцах и суставах речеобразующих органов.

Зрительное восприятие обеспечивает человеку оценку реакции слушателя на произнесенные звуки. Это позволяет определить, достигло ли речевое сообщение той цели, которую имел в виду говорящий. Слуховой канал позволяет говорящему дать оценку результата воздействия речи по речевому ответу слушателя.

В связи с развитием  речи и мануальной асимметрии рассматриваются  два варианта специализации полушарий  в онтогенезе: эквипотенциальность и прогрессивная латерализация. Первый предполагает изначальное равенство полушарий в отношении всех функций, в том числе и речевой. В его пользу свидетельствует данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития. В соответствии со второй концепцией специализация полушарий существует с момента рождения. У праворуких людей она проявляется в виде заранее запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и определять деятельность ведущей руки. В частности, установлено, что у плода задолго до актуального развития речевой функции, можно обнаружить проявление межполушарной асимметрии в соответствующих отделах правого и левого полушарий.

Данные о том, что асимметрия строения мозга у новорожденных  детей отражает функциональные различия, были получены при изучении электроэнцефалографических реакций на звуки человеческой речи. Регистрация электрической активности мозга у младенцев при звуках человеческой речи показала, что у 9 из 10 детей амплитуда реакции  в левом полушарии заметно  больше, чем в правом. При неречевых  звуках - шуме или музыке - амплитуда  реакций у всех детей была выше в правом полушарии. Эта правополушарная продукция, «стоящая за словом», индивидуально неповторима, в связи с чем индивидуальные речевые смыслы, которые ребенок вкладывает в слово, часто бывают качественно отличными от стандартных значений слов.

Таким образом, исследования, проведенные на детях первого  года жизни, позволили обнаружить признаки функциональной неравнозначности полушарий  к воздействию речевых стимулов и подтвердить концепцию исходной «речевой» специализации левого полушария у праворуких.

Однако клиническая практика свидетельствует о высокой пластичности полушарий мозга на ранних стадиях  развития, которая, в первую очередь, проявляется в возможности восстановления речевых функций при локальных  поражениях левого полушария путем  переноса центров речи из левого полушария  в правое. Установлено, что при  повреждении речевых зон левого полушария в ранний период жизни  выполнение их функций могут взять  на себя симметричные отделы правого  полушария. Если по медицинским показаниям у младенцев удаляют левое  полушарие, то развитие речи не прекращается и, более того, идет без видимых  нарушений.

Относительно полное замещение  речевых функций возможно только в том случае, если оно началось на ранних стадиях развития, когда  нервная система обладает высокой  пластичностью. По мере созревания пластичность снижается и наступает период, когда замещение становится невозможным. По некоторым представлениям, обучение языку играет роль пускового механизма  для нормальной специализации полушарий. Если в должное время овладение  речью не происходит, области коры, в норме предназначенные для  речи и связанных с ней способностей, могут претерпевать функциональное перерождение.

Общепризнано, что поведенческим  критерием овладения языком является способность ребенка к сознательной произвольной регуляции речевой  деятельности. Именно этот сознательный и произвольный уровень организации  речевой деятельности (а не сам  факт его осуществления) обеспечивается структурами доминантного по речи (у  правшей) левого полушария.

Правосторонняя асимметрия в области речевых зон, леворукость  и когнитивное преимущество правого  полушария истолковывается как  проявления позднего созревания ЦНС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности — М.: Учебная Литература, 1997
    2. Леонтьев А. А. Психофизиологические механизмы речи  — М., 1970.
    3. Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов И.И. и др. Восприятие речи. Вопросы функциональной ассиметрии мозга. Л.: Наука, 1988.
    4. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии — М.: Аспект Пресс, 2002.— с. 277
    5. Загородний Е.С, Принцип работы мозга. – М.: КомКнига, 2006.

 


Информация о работе Определение речи как проявления высшей нервной деятельности человека