Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:26, контрольная работа
Речь – сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с раздражителем первой сигнальной системы, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.
Определение речи как проявления высшей нервной деятельности человека……………………………………………………… с.3
Физиологические характеристики речи – периферический и центральный речевой аппарат и его асимметрия ………… с.4
Нейрофизиология и локализация речевых функций в коре больших полушарий и подкорковых структурах …………………… с.6
Регуляция речевой деятельности…………………………... с.10
Межполушарная асимметрия и речевая функция………… с.10
Список использованной литературы ……………………… с.13
Левые базальные ганглии — составная часть передней и задней систем речи. Известно, что базальные ганглии объединяют компоненты сложных движений в единое целое. По-видимому, сходную функцию они выполняют и в отношении речевых реакций, связывая слова в предложения.
Передняя речевая область коры, связана с мозжечком, осуществляющим точное временное кодирование двигательных реакций. При поражении мозжечка возникает моторная и когнитивная дисметрия — плохое выполнение точных действий, включая когнитивные. Это указывает на причастность мозжечка к выполнению речевых и мыслительных операций.
Регуляция деятельности речевой системы осуществляется за счет контроля точности воспроизведения речи, то есть соответствия акустической формы речевого сигнала его акустическому образу, сформированному в процессе обучения, то есть формируется слуховая обратная связь.
Точность воспроизведения речи контролируется также оценкой афферентации от проприоцептивных и кинестетических рецепторов, расположенных в мышцах и суставах речеобразующих органов.
Зрительное восприятие обеспечивает человеку оценку реакции слушателя на произнесенные звуки. Это позволяет определить, достигло ли речевое сообщение той цели, которую имел в виду говорящий. Слуховой канал позволяет говорящему дать оценку результата воздействия речи по речевому ответу слушателя.
В связи с развитием речи и мануальной асимметрии рассматриваются два варианта специализации полушарий в онтогенезе: эквипотенциальность и прогрессивная латерализация. Первый предполагает изначальное равенство полушарий в отношении всех функций, в том числе и речевой. В его пользу свидетельствует данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития. В соответствии со второй концепцией специализация полушарий существует с момента рождения. У праворуких людей она проявляется в виде заранее запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и определять деятельность ведущей руки. В частности, установлено, что у плода задолго до актуального развития речевой функции, можно обнаружить проявление межполушарной асимметрии в соответствующих отделах правого и левого полушарий.
Данные о том, что асимметрия
строения мозга у новорожденных
детей отражает функциональные различия,
были получены при изучении электроэнцефалографических
реакций на звуки человеческой речи.
Регистрация электрической
Таким образом, исследования,
проведенные на детях первого
года жизни, позволили обнаружить признаки
функциональной неравнозначности полушарий
к воздействию речевых стимулов
и подтвердить концепцию
Однако клиническая практика
свидетельствует о высокой
Относительно полное замещение
речевых функций возможно только
в том случае, если оно началось
на ранних стадиях развития, когда
нервная система обладает высокой
пластичностью. По мере созревания пластичность
снижается и наступает период,
когда замещение становится невозможным.
По некоторым представлениям, обучение
языку играет роль пускового механизма
для нормальной специализации полушарий.
Если в должное время овладение
речью не происходит, области коры,
в норме предназначенные для
речи и связанных с ней
Общепризнано, что поведенческим
критерием овладения языком является
способность ребенка к
Правосторонняя асимметрия в области речевых зон, леворукость и когнитивное преимущество правого полушария истолковывается как проявления позднего созревания ЦНС.
Список использованной литературы:
Информация о работе Определение речи как проявления высшей нервной деятельности человека