Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:33, курсовая работа
Цель: выявить особенности активности лицевых мышц при ассоциативном эксперименте.
Задачи:
Выявить особенности ЭМГ реакций мышц орального комплекса во время ассоциативного эксперимента.
Выявить гендерные особенности во время ассоциативного эксперимента.
Выявить взаимосвязь ЭМГ реакций в зависимости от эмоционального состояния.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Ассоциативный эксперимент
Понятие об ассоциациях и ассоциативном эксперименте…………...6
История возникновения ассоциативного эксперимента……………..9
Снятие ЭМГ при ассоциативном эксперименте……………………...10
Мышцы лица (мимические мышцы, жевательные мышцы)………...12
Взаимосвязь активности лицевых мышц и эмоций………………….14
Глава 2. Методы исследования
2.1. Ход проведения исследования при ассоциативном эксперименте…...17
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………...20
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Удмуртский
Биолого – химический факультет
Курсовая работа на тему:
«Особенности электромиограммы активности лицевых мышц во время ассоциативного эксперимента»
Выполнила:
Студентка группы 835 О – 011600 – 35 (п.)
Специальности «Биолог»
Стрелкова Е.В.
Научный руководитель:
д.б.н. биол. наук, профессор
Проничев И.В.
Ижевск, 2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Ассоциативный эксперимент
Глава 2. Методы исследования
2.1. Ход проведения
исследования при
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.
«Сознательное» и «
Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные: необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно. Все эти слова выступают в таком случае как синонимы слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, разумеется, нет. Значение слова «бессознательное» может расширяться или сужаться в зависимости от его соотнесенности со словом «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в голове всплывают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть из бессознательного, а может быть, из глубин сознательного.
В современном мире актуальным становится изучение сознательной и бессознательной сторон личности человека. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем, трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).
Метод свободных ассоциаций появился для изучения бессознательного. При проведении ассоциативного эксперимента регистрируется тип реакции, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время прошедшее между словом – стимулом и ответом испытуемого, поведенческие и физиологические реакции и др.)
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечени. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта.
В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины «аналитической психологии» ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом. По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное.
Цель: выявить особенности активности лицевых мышц при ассоциативном эксперименте.
Задачи:
Глава 1. Ассоциативный эксперимент
1.1.Понятие об ассоциациях и ассоциативном эксперименте
Свое широчайшее распространение ассоциативный эксперимент получил в ХХ веке как метод исследования группового и индивидуального сознания человека. Эффективность его использования в различных областях обеспечивается следующим:
За счет этого образовалось множество видов ассоциативного эксперимента, типологий ассоциаций, которые необходимы для получения конкретных точных результатов. [5].
Физиологической основой «Ассоциации»
является кратковременная нервная
связь, а фундамент этого
Идеи о взаимосвязи предметов в воображении, развились ещё в античной философии (Аристотель, Платон), но сам термин «ассоциация», был введён в 1698 году Дж. Локком, для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств. Физиологической основой «Ассоциации», является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления, покоится на условных рефлексах. В основе «Ассоциации», лежит кратковременная, условная, генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство. Основа мыслительного процесса сводится к операции «анализа-синтеза», условных взаимосвязей. К примеру, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства), встречавшееся ранее, или в подобной сложившейся ситуации.
Ассоциация — связь, возникающая в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями. Главным законом психологии на протяжении веков считался закон образования ассоциаций. Согласно этому закону, если какие – либо объекты воспринимаются в непосредственной близости или одновременно, то осознание другого является последствием появления одного из них. Человек вспоминает отсутствующего владельца, взглянув на какую-то его вещь, потому что раньше эти два объекта воспринимались одновременно, следовательно, между ними упрочнилась связь – ассоциация.
Ассоциативный
эксперимент — проективный метод,
предложенный одновременно К.Г. Юнгом, М. Вертгеймером и Д. Кляйном и предназначенный
для исследования мотивации личности. В нем испытуемому предлагается
как можно быстрее отвечать на набор слов–стимулов
любым словом, которое приходит ему в голову.
При этом возникающие ассоциации регистр
Изобретён ассоциативный эксперимент Гальтоном, а чуть позднее им серьёзно занялся Вундт, который ввёл в этот метод модификации. Вундт пытался открыть и сформулировать закономерности, лежащие в основе ассоциации представлений. Ашаффенбург и Крепелин изучили различия между вербальными (звуковыми) ассоциациями и смысловыми, а также влияние усталости на реакции испытуемых. Исследовались пациенты с высокой температурой, алкоголики и душевнобольные. А вскоре Циен обнаружил, что реакции испытуемых замедляются, когда в качестве стимула им предъявляют неприятные слова. Было открыто, что замедление времени реакции связано с воздействием «фундаментального, универсального представления» или «эмоционального комплекса представлений».[7].
Ассоциативный эксперимент используется также в социальной психологии для определения степени сплочённости групп, для выявления лидера; в психологии личности – для выявления психосемантики сознания; в криминалистике – для выявления правдивых или ложных показаний и т.п.
Действие механизма ассоциирования характеризуется опосредованностью R(реакций), интимностью ассоциаций, их ориентацией на чувственный индивидуальный опыт. Чем меньше контроль сознания, тем больше информации об индивиде содержат ассоциативные ряды и цепочки. Поэтому данные ассоциативных экспериментов важны для общей психологии, психологии личности, практики психоанализа и других сфер. [8].
Метод свободного ассоциативного эксперимента заключается в том, что испытуемый как можно быстрее отвечает первым пришедшим в голову словом (реакцией) в ответ на предъявленное слово-стимул. Свободный ассоциативный эксперимент является самым простым из всех ассоциативных экспериментов, и в то же время весьма эффективным. При проведении ассоциативного эксперимента регистрируется тип реакции, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов, поведенческие и физиологические реакции и пр. По характеру этих сведений "можно судить о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого, его установках", о его социально-биографических данных. Считается, что на ассоциации, полученные в свободном ассоциативном эксперименте, влияют "лингвистический" фактор (определенные характеристики самого слова-стимула) и "прагматический" (влияние личности самого испытуемого).
Результаты ассоциативного эксперимента отражают универсальные когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, и индивидуальные особен
ности испытуемых, содержание их личностных смыслов, т.е. позволяют получать знание о специфике этнического/профессионального сознания.[9].
1.2.История
возникновения ассоциативного
Сэр Фрэнсис Гальтон, английский учёный и двоюродный брат Чарльза Дарвина, первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал эти мысли для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают, — писал Гальтон, — сущность человеческой мысли с такой удивительной отчетливостью, которые вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их».
Зигмунт фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами в противоположность традициям критического мышления 19 века. Не смотря на то, что сознание отсекает мысли и образы, возникающие на периферии, ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, но стоить отметить, что именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными при анализе душевных движений.
Метод свободных ассоциаций З. Фрейд использовал при изучении симптомов психических заболеваний, сновидений и ошибочных действий. Этот метод широко используется и в современном психоанализе, так как свободное ассоциирование пациента способствует терапевтической работе аналитика по выявлению причин возникновения внутрипсихических конфликтов, бессознательных страхов и чувств вины. [10].
Электромиография (ЭМГ) — (от электро…, мио… и …графия), метод исследования биоэлектрических потенциалов, возникающих в скелетных мышцах человека и животных при возбуждении мышечных волокон; регистрация электрической активности мышц.
В 1907 немецкий учёный Г. Пипер впервые применил метод электромиографии по отношению к человеку.
Исследование проводится с помощью
Электромиограмма (ЭМГ) — кривая, записанная на фотоплёнке, на бумаге с помощью чернильно-пишущего осцилографа или на магнитных носителях.