Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 10:16, доклад
1)Психические процессы.
2)Характеристика познавательных процессов:
-ощущение
-восприятие
-мышление
-сознание
-речь
-внимание
-память
-воображение
Доклад по биологии
на тему:
Познавательные процессы
Познавательные процессы, их характеристика
План доклада:
1) Психические процессы.
2) Характеристика познавательных процессов:
-ощущение
-восприятие
-мышление
-сознание
-речь
-внимание
-память
-воображение
Психические процессы
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать с аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Характеристика познавательных процессов:
Ощущение
Ощущение — психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, различное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).
Есть различные виды ощущений: осязательные (кожные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, мышечные и ощущения равновесия. Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитной энергии на глаз человека. Слуховые ощущения возникают, когда на внутреннее ухо воздействуют колебания давления воздуха. Осязательные ощущения связаны с различного рода воздействиями на специализированные кожные воспринимающие аппараты - рецепторы. Таких рецепторов в коже человека много и поэтому кожные ощущения очень разнообразны. Это ощущения от прикосновения, давления, тепла, холода, боли.
Восприятие
Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью.
Мышление
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. Однако в психологии существует множество других определений. Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности.
Сознание
Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.
Речь
Речь — исторически сложившаяся форма общение людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет
собой психолингвистический процесс,
форму существования
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Внимание
Внимание — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.
Поскольку под вниманием
понимается лишь направленность, то оно,
не может рассматриваться в
Изменение внимания выражается
в изменении переживания
Память
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Процессы организации
и сохранения прошлого опыта, делающие
возможным его повторное
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей на основе развития и обучения.
Воображение
Психический процесс, выражающийся:
1) в построении образа
средств и конечного
2) в создании программы
поведения, когда проблемная
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов,
соответствующих описанию
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.
Все познавательные процессы очень важны для человека. Они сопровождают человека в течение всей жизни. Без них человек не смог бы развиваться и жить.