Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 10:16, доклад

Описание работы

1)Психические процессы.
2)Характеристика познавательных процессов:
-ощущение
-восприятие
-мышление
-сознание
-речь
-внимание
-память
-воображение

Файлы: 1 файл

Познавательные процессы.docx

— 28.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  по биологии

на  тему:

Познавательные  процессы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные процессы, их характеристика

План доклада:

1) Психические процессы.

2) Характеристика познавательных процессов:

-ощущение

-восприятие

-мышление

-сознание

-речь

-внимание

-память

-воображение

 

Психические процессы

Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной  структуре психики.

Выделение психических процессов  — сугубо условное разделение психики  на составные элементы, появившееся  ввиду существенного влияния  механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать с аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.

В современной психологии принято считать, что психические  процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Характеристика  познавательных процессов:

Ощущение

Ощущение  — психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, различное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на  рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

Есть различные виды ощущений: осязательные (кожные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, мышечные и ощущения равновесия. Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитной энергии на глаз человека. Слуховые ощущения возникают, когда на внутреннее ухо воздействуют колебания давления воздуха. Осязательные ощущения связаны с различного рода воздействиями на специализированные кожные воспринимающие аппараты - рецепторы. Таких рецепторов в коже человека много и поэтому кожные ощущения очень разнообразны. Это ощущения от прикосновения, давления, тепла, холода, боли.

Восприятие

Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью.

Мышление 

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. Однако в психологии существует множество других определений. Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности.

Сознание

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

 

 

Речь

Речь — исторически сложившаяся форма общение людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и  формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого  языка.

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Внимание

Внимание — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Поскольку под вниманием  понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой  они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку  же — не имеет своего особого содержания. При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа — содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то как мысль, если припоминания или воображения, то как представление и т. д.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени  ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.

Память 

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Процессы организации  и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания.

Память связывает прошлое  субъекта с его настоящим и  будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей на основе развития и обучения.

 

 

Воображение

Психический процесс, выражающийся:

1) в построении образа  средств и конечного результата  предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы  поведения, когда проблемная ситуация  неопределенна; 

3) в продуцировании образов,  которые не программируют, а  заменяют деятельность;

4) в создании образов,  соответствующих описанию объекта. 

Важнейшее значение воображения  в том, что оно позволяет представить  результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в  процессе деятельности.

Все познавательные процессы очень важны для человека. Они  сопровождают человека в течение  всей жизни. Без них человек не смог бы развиваться и жить.

 


Информация о работе Познавательные процессы