Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 22:23, лекция
Принятая в 1993 году конституция РФ закрепила ряд основополагающих прав и свобод человека и гражданина. Так, наряду с другими правами и свободами, выделяют и так называемые экологические права, закрепленные непосредственно в ст. 42 Конституции РФ. Хотя данная сфера конституционных прав граждан в юридической литературе необоснованно отодвинута на второй план, и еще мало изучена учёными-юристами, все они сходятся в одном: что недостаточно лишь простого закрепления экологических прав и свобод в Конституции, но и необходимо чёткое закрепление механизмов их осуществления в реальной жизни
Введение
Право на благоприятную окружающую среду
Заключение
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Чапаевский химико-технологический техникум»
Доклад по Обществознанию
Тема: Право на благоприятную окружающую среду
Выполнил: студент Ершов Илья 13 группы
Проверила преподаватель Обществознания : Макогонов С.И.
г.о. Чапаевск 2015г.
Содержание
Введение
Право на благоприятную окружающую среду
Заключение
Введение
Принятая в 1993 году конституция
РФ закрепила ряд основополагающих прав
и свобод человека и гражданина. Так, наряду
с другими правами и свободами, выделяют
и так называемые экологические права,
закрепленные непосредственно в ст. 42
Конституции РФ. Хотя данная сфера конституционных
прав граждан в юридической литературе
необоснованно отодвинута на второй план,
и еще мало изучена учёными-юристами, все
они сходятся в одном: что недостаточно
лишь простого закрепления экологических
прав и свобод в Конституции, но и необходимо
чёткое закрепление механизмов их осуществления
в реальной жизни. Право человека на безопасную
(здоровую) окружающую среду относится
к числу его фундаментальных прав. В основе
своей оно носит естественный характер.
Длительное время потребность человека
дышать чистым воздухом, пить чистую воду,
есть чистые продукты удовлетворялась
как сама собой разумеющаяся и не требовала
правовой регламентации. Но те времена
прошли. Сейчас, когда более двух третей
экосистем в мире превратились в искусственные
или полуискусственные, человек часто
подвергается неблагоприятному, а то и
опасному воздействию окружающей природной
среды.
Окружающая природная среда является
условием и средством жизнедеятельности
человека.
Право на благоприятную окружающую среду означает соответствие окружающей среды нуждам нормального развития человека, наций, народов, государств. Последствия нарушения этого права на отдельной территории могут распространиться на другие страны, что делает насущной координациювнутри- и внешнеполитических усилий по охране окружающей среды. Право человека на экологическую безопасность закреплено в Конституции Российской Федерации, которая гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Законодательство Российской Федерации провозглашает экологическую безопасность одним из компонентов национальной безопасности. Кроме того, Россия взяла на себя международные обязательства, связанные с проведением политики, обеспечивающей экологическую безопасность. В настоящее время экологическая обстановка на территории Российской Федерации близка к катастрофической. Более половины субъектов Российской Федерации сталкиваются с серьезнейшими проблемами загрязнения атмосферного воздуха, обезвреживания и утилизации промышленных отходов, радиационной безопасности. В 30 процентах российских регионов уровень загрязнения поверхностных и подземных вод значительно превышает допустимый. Не менее важной и актуальной является задача сохранения плодородия почв. В ряде мест под вопросом сохранение некоторых видов животных и растений. Негативному воздействию загрязненной окружающей среды подвергается население страны. Причиной сложившейся ситуации является укоренившаяся практика принятия и внедрения в жизнь экономических решений без предварительных глубоких научных проработок, без учета возможных последствий неисполнения законов, закрепляющих права граждан на безопасную окружающую среду. Результатом этого является увеличение смертности, вспышки опасных болезней, ухудшение здоровья населения. Права населения на экологическую безопасность в Российской Федерации не соблюдаются.
Основными нарушителями экологического законодательства являются, как правило, органы исполнительной власти (федеральные и региональные). Природоохранные органы, органы санитарно - эпидемиологического надзора также нередко оказываются в числе нарушителей. Прокуратура Российской Федерации пока не стала надежным гарантом защиты экологических прав и интересов населения, хотя в системе органов прокуратуры созданы специальные природоохранные подразделения. Наиболее серьезной экологической проблемой была и остается проблема загрязнения атмосферного воздуха. В 1999 году в 87 промышленных центрах России загрязнение воздуха превысило допустимые нормы в 10 и более раз. В 2000 году зафиксировано некоторое снижение этого показателя, отнюдь не за счет принятых мер, а лишь по причине остановки ряда производств, являвшихся источником вредных выбросов. В настоящее время в расчете на одного жителя России в год выделяется от сжигания топлива 3,5 тонны углекислого газа, выбрасывается в атмосферу 0,48 тонны загрязняющих газопылевых отходов. На территориях, где сконцентрировано большое количество промышленных предприятий, на 1 кв. километр приходится более 15 тонн твердых и 50 тонн жидких и газообразных выбросов в год. Для сравнения: в странах Западной Европы благополучными в экологическом отношении считаются районы, где на каждый квадратный километр приходится в среднем не более одной тонны твердых выбросов в год.
К настоящему моменту на территории России практически не осталось ни одного региона, где бы атмосферный воздух соответствовал экологическим нормам. Загрязняют атмосферу промышленные предприятия, жилищно - коммунальные хозяйства, авиа и автотранспорт, предприятия энергетики,выбрасывающие в атмосферу оксиды азота, углерода, формальдегиды, диоксины, свинец и другие элементы. Уполномоченный направил в правительство Москвы письмо, в котором обращает внимание на ненадлежащее обеспечение безопасности жизни и здоровья юных москвичей. Загрязнение атмосферы г. Москвы диоксинами является причиной увеличения заболеваний органов дыхания у детей. Данные, приводимые в докладах региональных правозащитных организаций, уполномоченных и комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации за 1999-й и 2000 год, свидетельствуют о том, что серьезные проблемы в связи с загрязнением атмосферы испытывают Амурская, Калининградская, Новгородская, Пермская, Рязанская, Тульская, Саратовская области. Существенный, а подчас непоправимый ущерб наносит окружающей природной среде загрязнение водных, лесных и почвенных ресурсов.
В большинстве областей страны сложилась опасная ситуация с питьевой водой. Ее недостаток и плохое качество - одна из основных проблем Кировской, Курганской, Саратовской и Ульяновской областей, городов Нижнего Новгорода, Сыктывкара (Права человека в регионах Российской Федерации. М., 2000, Т. 1).
Неблагоприятное положение с развитием питьевого водоснабжения создает угрозу национальной безопасности. Федеральный закон "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 1 декабря 1999 года, был отклонен Советом Федерации. Следует ускорить принятие этого Закона, чтобы решить ряд правовых вопросов в данной области.
Леса, которыми покрыта значительная часть территории России, являются важнейшим для жизнедеятельности человека природным ресурсом. Бесконтрольная вырубка, пожары, недостаточное количество молодых посадок, которые должны были бы восполнить истребленные лесные массивы, - все это приводит к резкому сокращению площади лесов.
Городские свалки в России давно представляют собой зоны экологического бедствия. Разрастаясь до невероятных размеров, они становятся скопищем отравляющих веществ. Далеко не во всех городах и населенных пунктах существуют мусороперерабатывающие заводы. В основном мусор либо складывают, либо сжигают, загрязняя при этом атмосферу.
Последствия ядерных испытаний, запусков космических кораблей являются крайне неблагоприятными для окружающей природной среды. Ядерные испытания на Новой Земле, Семипалатинском полигоне, деятельность космодрома "Плесецк" привели к тому, что почва на этих территориях в радиусе нескольких десятков километров заражена высокотоксичным веществом гептил, являющимся жидким ракетным топливом. А вещество нитрозодиметиламин - результат естественного разложения гептила, в 10 раз токсичнее его самого. В районе космодрома "Плесецк" содержание этого вещества в почве в 1050 раз выше допустимых норм (Права человека в регионах Российской Федерации. М., 2000, Т. 1).
Не менее губительными для окружающей среды оказываются горнодобывающие предприятия, атомные электростанции и другие объекты. Одна только чернобыльская катастрофа привела к загрязнению радионуклидами одиннадцати областей Российской Федерации, в которых проживает 17 млн. человек.
В последние годы особую остроту приобрела проблема захоронения промышленных отходов. Ситуация усугубилась тем, что токсичные отходы стали "импортироваться" в Россию из развитых стран. Существует реальная опасность превращения нашей страны в мировую свалку ядерных отходов. По сообщениям средств массовой информации, ряд западных государств намереваются ввезти в Россию отработанное ядерное топливо, на территорию страны его может быть переправлено более 2 тыс. тонн, а также 550 куб. метров высокоактивных ядерных отходов ("Советская Россия", 02.11.2000).
С 20 по 24 октября 2000 года в избирательные комиссии 62 субъектов Российской Федерации было сдано более 2,5 млн. подписей россиян, высказавшихся за проведение референдума по вопросу о запрещении ввоза и захоронения на территории России радиоактивных отходов из-за границы.Инициаторами проведения общероссийского референдума выступили российские региональные природоохранные организации.
Вместе с тем 21 декабря 2000 года в первом чтении были приняты три законопроекта, легализующих ввоз в Россию отработанного ядерного топлива: "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный законы "Об использовании атомной энергии", "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом".
Эксперты считают, что Россия в настоящее время не только не готова принимать зарубежные радиоактивные отходы, но и не способна должным образом утилизировать свои, и предупреждают, что принятие зарубежных радиоактивных материалов будет иметь самые негативные последствия для населения и окружающей природной среды.
Перед тем как принимать окончательное решение, следует провести всестороннюю независимую экспертизу данных законопроектов с привлечением представителей экологических правозащитных организаций, ученых и специалистов.
В Российской Федерации приняты и действуют федеральные законы о социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации, целевые программы преодоления негативных последствий радиационных аварий и катастроф.
Долг государства - гарантировать ликвидаторам чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, а также всем гражданам России, пострадавшим от них, реальное осуществление их прав.
В России в недостаточной степени ведется работа по изучению влияния на человека таких явлений, как шум, электромагнитное излучение. По результатам проведенных научных исследований известно, что заболеваемость населения, проживающего в шумных кварталах, вблизи транспортных магистралей, в связи с высоким уровнем воздействия шума и вибрации в 5 - 6 раз превышает заболеваемость людей, живущих в тихих местах или местах, где интенсивность шума не превышает допустимых норм.
Число жалоб и обращений граждан, связанных с обеспечением и защитой их экологических прав, в настоящее время составляет менее 1 процента от всех обращений 2000 года. Уполномоченный, сотрудники аппарата стараются оказать гражданам помощь и защитить их конституционные права.
Во многих субъектах Российской Федерации приняты и действуют экологические программы, ведется соответствующая законотворческая работа.
Так, в Астраханской области в целях борьбы с загрязнением атмосферного воздуха была проведена операция "Чистый воздух-99".
В Республике Марий Эл принят и действует Закон "Об экологии", создано Министерство экологии и природопользования, в городах работают комитеты экологии и природопользования. Жилищное и промышленное строительство ведется под контролем экологических служб, промышленные проекты проходят экологическую экспертизу. В 1999 году принят Закон Ульяновской области "Об обращении с отходами производства и потребления в Ульяновской области". В нем определена компетенция органов государственной власти области, органов местного самоуправления в этой сфере. Принципиальным является положение Закона, требующее запрета ввоза на территорию области отходов с целью их захоронения.
В структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданы и функционируют специальные органы, осуществляющие полномочия в сфере охраны окружающей природной среды. Деятельность их нуждается в координации, а сами они - в соответствующей методической, кадровой и организационной поддержке со стороны федерального центра.
Государство обязано бороться с загрязнением окружающей среды, создавать экологически сбалансированные зоны для проживания, природные заповедники и парки, способствовать рациональному использованию природных ресурсов. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на нарушение принципа разделения полномочий по управлению использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в связи с упразднением Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и передачей его функций Министерству природных ресурсов Российской Федерации. Такое совмещение функций неминуемо установит приоритет использования природных ресурсов над охраной окружающей природной среды. Это повлечет за собой дальнейшее ухудшение экологической ситуации в стране, затормозит переход России к устойчивому развитию, обеспечивающему экологическую безопасность, создаст существенные трудности в реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В 2000 году Уполномоченный сделал заявление, в котором предложил руководителям федеральных органов исполнительной власти принять меры по улучшению экологической обстановки. Они должны предусматривать, в частности:
- вхождение России в
международную систему
- разработку нормативно -
методического обеспечения
- принятие мер, направленных на выплату компенсаций, возмещение нанесенного в результате хозяйственной деятельности ущерба населению, приведшего к нарушению экологии, а также в результате природных катастроф.
Обеспечение права на здоровую окружающую среду возможно преимущественно путем применения превентивных мер. Возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде, практически невозможно. Поэтому помимо права на информацию о проектах и программах, способных нанести ущерб окружающей среде, у общества должно быть реальное право на участие в принятии соответствующих решений. Чрезвычайно важно создать действующий механизм реализации положений экологического законодательства и требований контролирующих органов.
Заключение