Приготовление и описание микропрепаратов клеток различных организмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:52, лабораторная работа

Описание работы

Цель работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, владеть терминологией темы.

Файлы: 1 файл

laboratornaya_rabota_10_kl.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Лабораторная  работа № 1

 

Тема: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток различных организмов».

 

Цель  работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, владеть терминологией темы.

 

Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, культура сенной палочки, стакан с водой, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила,  йод, микропрепараты клеток многоклеточного животного организма , тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка,

 

Ход работы:

 

Рис 1

Работа  1.

1. Рассмотрите на рисунке [1] последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука. 
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 
3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло. 
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы. 
5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. 
6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите. 
7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор. 
8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

9. Рассмотрите  препарат при большом увеличении. Найдите на нем хлоропласты в клетках листа, темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

10. Зарисуйте  2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. 
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно. 
У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные. 

Рис. 2

 

Работа 2.

 

1. Приготовьте микропрепарат бактерии сенной палочки.

2. Рассмотрите препараты под микроскопом.

 

Рис.3

3. Рассмотрите готовые микропрепараты клеток многоклеточного животного организма.

4.Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке.

 

Работа 3

  1. Рассмотрите готовые микропрепараты клеток многоклеточных животных
  2. Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке.

 

Рис.4

 

3. Обозначьте органоиды клетки, изображенные на рис. 4

   
   

Сделайте вывод  о проделанной работе.

       

Лабораторная  работа № 2

Тема: “Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза”

Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы

  1. Снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);
  2. Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
  3. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
  4. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
  5. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
  6. В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли.
  7. Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке 1.
  8. Зарисуйте изучаемый объект.
  9. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

Ответьте на вопросы:

1. Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?

2.Чем можно объяснить такое направление движения воды?

3. Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?

4. Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

5. Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

6. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.  
7. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?

Рис 1. Плазмолиз и деплазмолиз

 

Лабораторная  работа № 3

Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных, грибов, бактерий».

Цель: научиться находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой; владеть терминологией темы.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лист растения элодеи, дрожжи, культура сенной  палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

 

Работа 1.

1.Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом. 
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты. 
3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к своему рисунку.  4.Рассмотрите рисунок 1. Сделайте вывод о форме, размерах клеток разных органов растений 

Рис. 1. Окраска, форма и размеры клеток разных органов растений

Работа 2.

1.Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.                                 2. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.                                                     3. Рассмотрите препарат под микроскопом.

Работа 3

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат клеток многоклеточного животного организма.

2. Сопоставьте  увиденное  на уроке с изображением  объектов на таблицах.

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Животная клетка


 

  1. Сравните между собой эти клетки.
  2. Результаты сравнения занесите в таблицу 1

 

Черты сравнения

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Животная клетка

       

 

Ответьте на вопросы:

  • В чем заключается сходство и различие клеток?
  • Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  работа

Тема: «Составление простейших схем скрещивания».

Цель: научиться выписывать типы гамет, образуемые организмами с заданными генотипами; кратко записывать условие генетических задач; решать ситуационные задачи по генетике; использовать навыки генетической терминологии.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:

Задание 1

Выпишите все  типы гамет, образуемые организмами, имеющие  следующие генотипы:  ААbb,  Aa,  MmPP, PPKk, AabbCc, AabbCcPP, AaBbCc.

Выписывая гаметы, необходимо помнить, что у организма, гомозиготного  по одному (АА) или нескольким (ААbbcc) генам, все гаметы одинаковы по этим генам, так как несут один и тот же аллель.

В случае гетерозиготности по одному гену (Аа) организм образует два типа гамет, несущие разные его аллели. Дигетерозиготный организм (АаВb)  образует четыре типа гамет. В целом организм образует тем больше типов гамет, чем по большему числу генов он гетерозиготен. Общее число типов гамет равно 2 в степени n, где n- число генов в гетерозиготном состоянии.                                                                    Выписывая гаметы, необходимо  руководствоваться законом «чистоты» гамет, в соответствии с которым каждая гамета несет по одному  из каждой  пары аллельных генов.

Задание 2

 Научитесь  кратко записывать  условие   генетической ситуационной задачи  и ее решение.

При  краткой  записи условия генетической задачи доминантный  признак обозначают прописной  (А), а рецессивный –  строчной (а) буквой с обозначением  соответствующего варианта признака. Генотип организма, имеющего доминантный признак, без дополнительных указаний  на его гомо- или гетерозиготность в условии задачи, обозначается А?, где вопрос отражает необходимость установления генотипа в ходе решения задачи. Генотип организма с рецессивными признаками всегда гомозиготен по рецессивному аллелю – аа. Признаки, сцепленные с полом обозначаются в случае Х – сцепленного наследования как Хª или ХА

Пример  краткой записи условия и решения  задачи

Задача.  У  человека вариант карего цвета глаз доминирует  над вариантом голубого цвета. Голубоглазая женщина  выходит замуж за гетерозиготного кареглазого мужчину. Какой цвет глаз может быть у детей?

Краткая запись условия                                      Краткая запись решения

А  - карий  цвет глаз                           Родители- Р        аа           х          Аа

А – голубой  цвет глаз                      гаметы   -  G          а                        А,    а

Родители:   аа   х   Аа                    потомство -  F           Аа                аа


                     

Потомство        ?                                                      карий цвет            голубой цвет

 

Задание 3

Кратко  запиши  условие  генетической ситуационной задачи и ее решение.

Задача: Учеловека  близорукость  доминирует над нормальным зрением. У близоруких родителей  родился ребенок с нормальным зрением. Каков генотип родителей? Какие еще дети могут быть от этого брака?

 

 

 

 

Практическая  работа

Тема: «Решение генетических задач».

Цель: научиться решать генетические задачи; объяснять влияние внешних факторов на проявление признака; использовать навыки генетической терминологии.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:

1. Вспомнить основные законы наследования признаков.

2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

4. Коллективное обсуждение решения задач между учащимися и учителем.

5. Сделать вывод.

Задачи  на моногибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Разберем решение  этой задачи. Вначале введем обозначения. В генетике для генов приняты  буквенные символы: доминантные  гены обозначают прописными буквами, рецессивные  — строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен — а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в гомозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной.                                                                                                                                                    Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания

Черный бык  образует один тип гамет по исследуемому гену — все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет — а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип — Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип — черного быка..

Информация о работе Приготовление и описание микропрепаратов клеток различных организмов